Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ризис полиса




 ризис греческого полиса, отчетливо ощущавшийс€ современниками, про€вл€лс€ в р€де аспектов.

ќслабл€етс€ традиционна€ св€зь между принадлежностью к гражданскому коллективу и земельной собственностью. ≈сли раньше каждый гражданин об€зательно владел землей на территории полиса и это было условием его полноправи€, то теперь по€вл€ютс€ безземельные не только среди бедн€ков, но и среди состо€тельных людей. “ак, например, в составе большого имущества, унаследованного известным оратором ƒемосфеном, были дома, деньги, отданные под проценты, квалифицированные рабы-ремесленники, ценна€ утварь, но не было принос€щей доход земли. ¬ комедии јристофана Ђ∆енщины-законодательницыї одно из действующих лиц, говор€ о невыполнимости предлагаемого проекта обобществлени€ имущества, ссылаетс€ на то, что некоторым легко будет утаить его, ибо у них нет Ђни сажени земли, зато серебро и червонцы и сокровища скрытыеї. Ёто не случайно. «емельный доход был надежен и устойчив, но составл€л примерно 7Ч8% стоимости земли, процентные же ссуды давали минимум 12%, а при морских займах, как было сказано, значительно больше. «емл€ и дома принадлежали к Ђвидимому имуществуї, которое нельз€ было утаить. ѕоэтому их собственники в большей мере привлекались государством к военным налогам € литурги€м, брем€ которых значительно возросло.

–аспространение купли-продажи и залога земли создавало предпосылки дл€ концентрации земли в руках немногих и роста числа безземельных граждан. ¬ IV в. до н.э. возобновл€ютс€ требовапи€ бедноты о перераспределении земель и отмене долгов. ¬ р€де греческих государств (ƒельфы, √еракле€ ѕонтийска€, ¬изантии. јбидос, ’иос и др.) принимаютс€ меры по регулированию отношени€ между должниками и кредиторами. Ќо это не было всеобщим €влением. —охранившийс€ большой документальный материал о займах под залог недвижимого имущества в јфинах показывает, что займы эти нередко делались не бедн€ками, а состо€тельными людьми ввиду временной нужды в деньгах (исполнение литургии, приданое дочери, выкуп из плена) и не об€зательно вели к разорению должников.

Ёксплуатаци€ земельных владений путем сдачи их в аренду мелкими участками беднейшим гражданам, метекам и вольноотпущенникам вносила новый элемент в земельные отношени€ полиса. јренда позвол€ла приобщатьс€ к земледелию люд€м, не имевшим гражданских прав. ¬ это врем€ аренда в √реции не была кабальной. јрендатора с владельцем земли св€зывало свободное двустороннее соглашение, в течение условленного срока он мог возделывать сн€тый им участок по своему усмотрению. Ёто сближало социально арендаторов Ч метеков и вольноотпущенников Ч с жившими и работавшими по соседству мелкими землевладельцами-гражданами и пробивало брешь в стене исключительности, отдел€вшей полноправных членов полиса от людей, не имевших гражданских прав.

— конца V в. все более распростран€етс€ дарование в виде привилегии за какие-либо заслуги перед государством отдельным лицам Ч метекам или чужеземцам, иногда целым группам (обычно изгнанникам)Чправа владени€ домом и землей на территории данного полиса. Ќар€ду с этим за особые заслуги (участие в политической борьбе, материальные траты на общественные нужды) некоторым лицам даруютс€ и гражданские права. ѕоскольку это были, как правило, богатые люди, стремившиес€ закрепить вновь обретенное общественное положение, они скупали в большом количестве землю и были демонстративно щедры при исполнении литургий. “ак, трапезит ѕасиоп, сам бывший раб трапезита, получив гражданские права, оставил дет€м огромное состо€ние, в том числе большое количество скупленной им земли. —тарший его сын, выполн€€ дорогосто€щую литургию Ч триерархию, потратил, подчеркива€ свою признательность јфинскому государству, гораздо больше средств, чем от него требовалось, и был даже вынужден зан€ть деньги под залог своих земель.

ќслабление св€зи граждан с землей сопровождалось падением характерного дл€ древнего грека ощущени€ слитности со своим полисом.

—ознание неразрывности полиса и его граждан про€вл€лось даже в €зыке. Ќазвани€ Ђјфиныї, Ђ—партаї, Ђ оринфї обозначали лишь географические пон€ти€, а когда речь шла о государстве как о политическом полом, говорили Ђафин€неї, Ђспартанцыї, Ђкоринф€неї(Ќапример, не Ђјфины вели войну со —партойї, а Ђафин€не со спартанцамиї и т.д.). √раждане полиса отождествл€ли себ€ со своим государством, и само собой разумелось, что интересы гражданского коллектива в целом выше интересов частных лиц.

¬ IV в. до н.э. богатые граждане, экономические интересы которых нередко лежат за пределами узких территориальных рамок полиса (морские займы, внешн€€ торговл€, заморские владени€), начинают т€готитьс€ низлагаемыми на них повинност€ми. Ўироко распростран€етс€ практика превращени€ Ђвидимого имуществаї в Ђневидимоеї (т.е. продажа земельных владении), котора€ в судебных речах пр€мо квалифицируетс€ как попытка скрыть подлинные размеры состо€ни€ от государства. ѕримен€етс€ так называемый обмен имуществом, когда лицо, привлеченное к выполнению дорогосто€щей литургии, за€вл€ло о своей несосто€тельности и, предлага€ взамен себ€ другого кандидата, в случае отказа последнего выражало готовность нести литургию, если будет произведен обмен их имущества. »сточники IV в. до н.э. пестр€т обвинени€ми по адресу некоторых из богатых граждан, уклон€ющихс€ от выполнени€ своих об€занностей перед государством, ¬ св€зи с беспрерывными войнами, которые велись и в Ѕалканской √реции и в ћалой јзии, все чаще прибегают к чрезвычайному военному налогу Ч эйсфоре. ¬ обычное врем€ граждане греческих полисов пр€мых налогов не платили, и эйсфора каждый раз вводилась как единовременный налог специальным декретом народного собрани€, которое шло на эту меру очень неохотно. ¬ некоторых случа€х прибегали к проэйсфоре, заставл€€ богатых граждан авансировать налог государству, а затем самим собирать его с налогоплательщиков; тем по менее скапливались недоимки, дл€ взыскани€ которых создавались специальные комиссии.

ќслабление полисной солидарности про€вл€лось и в отношении к военной службе. —лужба в сухопутной армии и во флоте была т€гостной дл€ средних и беднейших слоев населени€. √оплиты и матросы во врем€ походов получали небольшую плату дл€ пропитани€. Ќо их семьи оставались на это врем€ без кормильца, а так как походы были далекими и длительными, это нередко приводило к разорению хоз€йств. ”меньшалось число граждан, способных приобрести вооружение гоплита. „астые войны, ведшиес€ нередко вдали от территории своего полиса, требовали большего, чем прежде, профессионального мастерства.

¬се это способствовало распространению наемничества. Ќаемники, сделавшие военное дело своей профессией, были лучше обучены и дисциплинированнее гражданского ополчени€. »х р€ды пополн€лись на счет разорившихс€ людей, политических изгнанников, искателей легкой наживы, граждан, потер€вших в силу тех или иных причин св€зи в родном полисе. ѕо€вл€ютс€ квалифицированные командиры наемников, опытные и храбрые во€ки, готовые предложить свои услуги любому, кто способен платить.

¬ызванное к жизни непрекращающимис€ войнами и социальными процессами, происходившими внутри полисов, наЄмничество, в свою очередь, способствовало дальнейшему обострению внутриполитического положени€ в √реции п по€влению возможности использовани€ наемников дл€ захвата власти, завоевани€ чужой территории, просто грабежа. —ами наемники, жившие войной, не мирились с обстановкой мира. ¬озникают предпосылки дл€ авантюр как внутри-, так и внешнеполитических. Ќезависимо от результатов своей де€тельности наемники требовали платы. ѕо выражению одного античного автора, их тела принадлежат тому, кто дороже платит, а верность длитс€ до тех пор, пока есть деньги в военной кассе. —одержание наемников создавало финансовые трудности дл€ греческих полисов. Ќередко они целиком перелагали это брем€ на своих полководцев. »звестный афинский стратег “имофей заложил все свои земельные владени€ кредиторам и оказалс€ неоплатным должником, так как был вынужден сам изыскивать средства дл€ оплаты своих воинов. ƒругие стратеги искали выхода, граб€ не только вражеские территории, но и нейтральные и даже союзные. Ќередко прибегали к пиратским действи€м на море и в прибрежных област€х. Ёто вызывало естественную реакцию потерпевших и порождало новые военные конфликты.

Ќар€ду с большими расходами на военные нужды государствам с демократическим политическим строем нужно было изыскивать средства на оплату должностных лиц, общественное строительство, помощь беднейшим гражданам. —вободное обращение земельной собственности и развитие товарно-денежных отношений способствовали росту имущественного неравенства. ”величиваетс€ число неимущих граждан. “ем не менее сохранившиес€ документы о люд€х, зан€тых на строительных работах в јфинах, показывают уменьшение среди них удельного веса граждан за счет увеличени€ числа метеков и рабов. » дело не в том, что работодатель-государство предпочитало последних: оплата не зависела от социального статуса работников. ќчевидно, афинские граждане не были кровно заинтересованы в этих работах. “ем более не стремились они к считавшейс€ унизительной работе по найму у частных лиц. Ќо любой бедн€к-гражданин считал себ€ вправе требовать помощи от государства и более богатых сограждан. „исло богачей в греческих полисах IV в. до н.э. и объем сконцентрированных в их руках состо€ний были не меньше, чем в V в. до н.э., но ослабела их готовность тратить средства на государственные и общественные нужды. ¬первые в истории греческих полисов про€вл€етс€ в столь острой форме конфликт между интересами государства и частных лиц. Ѕогатые граждане не стесн€€сь трат€т огромные средства на предметы роскоши, дорогую домашнюю утварь, драгоценности, а у государства нет средств на самое необходимое. ѕо словам ƒемосфена, предки афин€н Ђпередали нам в наследство ѕропилс€... портики и прочие сооружени€, которыми украсили город; напротив... дома ‘емистокла,  имона, јристида и других знаменитых людей того времени... не были великолепнее...чем дом соседа. Ћ теперь... наше государство довольствуетс€ тем, что сооружает дороги, водопроводы, белит степы и делает еще разные пуст€ки... «ато в частной жизни люди, ведавшие общественными делами...соорудили себе дома роскошнее общественных зданийї.

√осударства изыскивают меры дл€ пополнени€ казны. ¬ јфинах в IV в. до н.э. вновь оживл€етс€ де€тельность Ћаврийских серебр€ных рудников. ќни принадлежали государству, которое сдавало их в разработку частным предпринимател€м за определенную плату. »здаютс€ законы, поощр€ющие внешнюю торговлю (срочное рассмотрение торговых т€жб, привилегии и почести чужеземным купцам, особенно ввозившим хлеб), что должно было увеличить доходы от торговых пошлин. јрхеологические раскопки свидетельствуют об улучшени€х в торговой гавани јфин Ч ѕирее, Ќар€ду с практическими мерами, принимавшимис€ государством, над больными вопросами работает и теоретическа€ мысль. ¬ середине IV в. до н.э. по€вл€етс€ сочинение  сенофонта Ђќ доходахї. јвтор рекомендует привлечь в город побольше метеков, освободив их от некоторых т€гостных повинностей (например, от службы гоплитами) и дав льготы, в частности право застраивать пустовавшие в городе участки. ƒалее он советует улучшить материальные услови€ дл€ развити€ внешней торговли, а главное Ч построить государственные торговые суда и сдавать их в аренду частным лицам(јфинское государство владело только военным флотом, торговые суда принадлежали частным лицам.).  сенофонт предлагает государству скупить как можно большее число рабов и сдавать их внаем частным предпринимател€м, бравшим Ћаврийские серебр€ные рудники в разработку. „ерез все сочинение красной нитью проходит мысль: государство должно обогащатьс€ теми же способами, что и частные лица Ч рабовладельцы и предприниматели. ¬ отличие от государств древнего ¬остока в греческих полисах не было государственного сектора хоз€йства, приносившего сколько-нибудь прочные и значительные доходы. ѕлата от сдаваемых в аренду государственных и общественных земель шла на содержание св€тилищ, жертвоприношени€, празднества п не была серьезным источником пополнени€ казны.

ѕосто€нна€ остра€ финансова€ нужда усугубл€ла т€желое внутреннее положенно греческих полисов. √осударство не было в состо€нии так, как это делалось прежде, различными мерами нивелировать уровень материального благососто€ни€ своих граждан. ѕротиворечи€ между богатыми и бедными, резкие социальные контрасты станов€тс€ характерной чертой жизни греческих полисов.

Ђќдин на широкой пашет полосе, а у других нет земли на могилуї,Чпишет јристофан.

 то завладел талантами тринадцатью,
“от только и мечтает о шестнадцати,
ѕолучит их Ч о сорока он думает.
Ѕлагочестив и справедлив € бил всегда,
Ќо был и беден и несчастлив...
 то ж богател? Ѕезбожники, ораторы,
ƒоносчики и негод€и. (ѕеревод ¬. ’олмского.).

¬ демократических полисах, где все вопросы решались в народном собрании и судах, богачи бо€лись судебных процессов, сопровождавшихс€ конфискацией имущества, и вынуждены были заискивать перед профессиональными доносчиками Ч сикофантами, откупа€сь от них, чтобы не доводить дела до суда.  сенофонт, сгуща€, разумеетс€, краски, влагает в уста бывшего афинского богача следующее рассуждение; Ђ огда € был богат, € бо€лс€, чтобы кто не прокопал стены в моем доме и не забрал деньги... я ухаживал за сикофантами, так как знал, что скорее € могу через них впасть и беду, чем они через мен€... я всегда получал требование сделать то пли другое дл€ города, а выехать из јфин мне не позвол€ли. “еперь, когда заграничных имений € лишилс€, от здешних не получаю дохода, а домашнее имущество все распродано,Ч теперь € сплю, спокойно раст€нувшись; город мне довер€ет, никто мне больше не грозит, а € уже грожу другим...передо мной уже встают с мест и уступают дорогу на улице богатые... “огда € платил налог народу, а теперь город... содержит мен€ї. —ходные мысли мы читаем и у оратора »сократа, выражавшего, как и  сенофонт, идеологию рабовладельческой верхушки: Ђ¬ дни моего детства можно было безопасно называтьс€ богачом, b люди гордились своим богатством. “еперь же, насколько возможно, утаивают свое состо€ние, так как считатьс€ богатым опаснее, чем совершить преступлениеї.

Ѕогата€ рабовладельческа€ верхушка опасалась бедноты, пос€гавшей на еЄ имущество и привилегированное положение в обществе. ¬ јфинах дело сводилось преимущественно к дебатам в народном собрании, судебным процессам и литературной полемике. Ќо и здесь проблема была достаточно острой. Ћисий пишет в начале IV в. до н.э.:

Ђ...согласие Ч величайшее благо дл€ государства, а раздор Ч причина вс€ких бедствии... люди ссор€тс€ друг с другом больше всего из-за того, что одни хот€т завладеть чужим имуществом, а у других отнимают то, что у них естьї.

¬ других греческих полисах борьба между бедными и богатыми гражданами приводила к кровавым столкновени€м. ¬ 392 г. в  оринфе ожесточенно дошло до того, что убивали людей в театре, на сост€зани€х, не щад€ и тех, кто искал защиты у статуй и алтарей богов. ¬ Ћргосе в 371 г. до н.э. народ, подстрекаемый демагогами, убил без должной проверки обвинений более 1000 именитых и состо€тельных граждан. —ообщающий об этом историк ƒиодор —ицилийский замечает, что такого ещЄ на пам€ти эллинов не было. ’арактерно, что казни сопровождались конфискацией имущества. «атем, устрашившись соде€нных беззаконий, народ предал казни толкнувших его на это демагогов. —обыти€ в јргосе свидетельствуют о крайней степени ожесточени€ и неустойчивости настроений широкой массы граждан. “акие отношени€ были характерны дл€ многих полисов. ѕо выражению ѕлатона, Ђвс€кий город, как бы м€л он ни был, всегда имеет в себе два враждебных города: один город бедн€ков, другой город богатыхї.

ѕоскольку бедн€ки были полноправными гражданами полиса, они считали себ€ вправе требовать материальной помощи от государства. ѕолучаемые ими пособи€ использовались на потребительские нужды, а не на производственную де€тельность, поэтому число нуждающихс€ но уменьшалось. јристотель сравнивает эту помощь с Ђдыр€вой бочкойї: народ Ђпринимает подачки и вместе с тем снова и снова нуждаетс€ в нихї. ƒемосфен, обраща€сь к афин€нам, говорит: Ђ ак лепешки врачей, предохран€€ больного от смерти, не влагают в него жизненных сил, так и подачки, которые вы теперь принимаете, не настолько велики, чтобы давать вам полное удовлетворение, по и не столь ничтожны, чтобы вы, отвернувшись от них, должны были добывать себе средства на стороне. ¬о вс€ком случае, они каждого из вас поощр€ют к нерадивостиї.

— ослаблением внутриполисной солидарности и поддерживаемого государством известного социального равновеси€ внутри гражданского коллектива рушатс€ основы полисной демократии. Ќародное собрание неустойчиво и по своему составу, и по своим настроени€м. ѕлата за его посещение, введенна€ в јфинах в начале IV в. до н. э., свидетельствует пс только о росте чпсла бедн€ков, но и о развитии политического индифферентизма. Ѕольшую роль в политической жизни стали играть ораторы.

ѕредставл€€ интересы различных слоев населени€ и разные политические позиции, ораторы, изощр€€сь в своем искусстве, стремились увлечь за собой народное собрание. ƒебаты нередко принимали бурный характер, сопровожда€сь личными нападками, обвинени€ми в неблаговидном поведении, пр€мой клеветой. ѕосто€нно звучат обвинени€ в обогащении за счет государства, во вз€точничестве.

¬нешнеполитические меропри€ти€ в јфинах по-прежпему осуществл€лись под руководством стратегов, но направл€ли решение вопросов как внутренней, так и внешней политики ораторы. ћежду ними нередко происходили конфликты. —тратеги, вынужденные сами изыскивать средства на ведение военных действий, содержание и оплату наемных войск, действовали порой на свой риск и страх, а затем по возвращении привлекались к ответу за свои действи€.

»дут политические процессы, совершаетс€ быстрый взлет и падение военных и политических де€телей. Ќародное собрание легко присуждало лавры победител€м, но столь же легко отворачивалось от своих вчерашних любимцев при первой их неудаче. ѕринесший р€д побед јфинам стратег “имофей, потративший свое огромное состо€ние на военные нужды, был осужден афинским судом. Ќекоторые видные де€тели подвергались изгнанию и даже смертной казни. »сократ обвин€ет афин€н в неблагодарности: Ђ¬ам нрав€тс€ самые негодные... те, которые дел€т мел; собой государственное досто€ние, более преданы, по-вашему, демократии, чем те, которые выполн€ют литургии из собственных средствї.

≈сли »сократ критикует демос за недоверие к состо€тельным гражданам, то его политический противник ƒемосфен выступает против распространившегос€ культа отдельных де€телей: Ђ...ваши предки... не воздвигали... бронзовых статуй ни ‘емистокла, руководившего морской битвой при —аламипе, ни ћильтиада, предводительствовавшего при ћарафоне... “огда никто не называл морское сражение при —аламине делом ‘емистокла, но называли это делом афин€н... “еперь же многие так именно и говор€т, будто  еркиру вз€л “имофей, отр€д спартанцев перебил »фикрат, а в морском сражении при Ќаксосе одержал победу ’абрий...ї

“аким образом, представители различных политических группировок полиса, расход€сь по многим вопросам, были едины в сознании неблагополучи€ сложившегос€ положени€ и необходимости перемен.

¬ то врем€ как гражданский коллектив полиса раздирали внутренние противоречи€, все большую роль стали играть люди, не имевшие гражданских прав,Ч метеки и вольноотпущенники. ќтстраненные в силу своего положени€ от участи€ в политической жизни, они тем активнее участвуют в экономической де€тельности. „исло вольноотпущенников в IV в. до н.э. заметно увеличиваетс€. ƒл€ того чтобы скопить необходимые дл€ выкупа свободы средства, рабу надо было обладать хот€ бы некоторой хоз€йственной самосто€тельностью. ¬ольноотпущенниками чаще становились те рабы, которые работали и жили отдельно от хоз€ев, име€ небольшое ремесленное предпри€тие или лавчонку. ќни платилп хоз€ину определенную сумму денег, а то, что получали сверх нее, им разрешалось тратить по своему усмотрению. ” них могла быть семь€, какое-то личное имущество.  ак правило, это были квалифицированные и предприимчивые люди.

¬ыкупа€сь на свободу, они обычно продолжали свою прежнюю де€тельность. ћетеки и вольноотпущенники проникают во все поры хоз€йства полиса, в том числе и в земледелие (через аренду частновладельческих участков), и сближаютс€ со сло€ми гражданского населени€, зан€тыми той же де€тельностью.

–аспростран€ютс€ культовые и развлекательные сообщества, включавшие людей различного статуса. ¬ т€желые дл€ полиса времена, в св€зи с внешнеполитической угрозой или материальными трудност€ми, отдельным пришедшим па помощь метекам и вольноотпущенникам даровались даже гражданские права. Ёто делаетс€, правда, с большой осторожностью и только в исключительных случа€х. ќдновременно ведетс€ борьба против попыток незаконного проникновени€ в списки граждан путЄм подкупа и т.п.

ѕредпринимаютс€, например, поголовные проверки состава граждан по демам, фратри€м. ¬се это показывает, что постепенно рушитс€ один из основных принципов полиса Ч замкнутость его гражданского коллектива.

≈стественно, что эти процессы, ослабл€вшие и внешнеполитические возможности полисов, вызывали серьезную тревогу среди политических де€телей и мыслителей, понимавших, что на карту поставлена судьба греческого мира. ¬ IV в. до н.э. по€вл€етс€ р€д проектов общественного переустройства, авторы которых пытались исцелить видимые недуги современного им общества, не понима€ лежащих в их основе причин. ¬ первую очередь предлагаютс€ меры по упор€дочению отношений между богатыми и бедными гражданами. ¬ упоминавшихс€ комеди€х јристофана в гротескном плапе отражены два типа таких проектов. ¬ одном из них предлагаетс€ ликвидировать неравенство, обобществив все имущество, движимое и недвижимое, привольно и праздно жить за счет общественных фондов. ¬о втором проекте речь идет о справедливом распределении богатства Ч оно должно быть изъ€то у дурных людей н негод€ев и передано честным труженикам. ¬ обоих случа€х предполагаетс€, что необходимые дл€ существовани€ материальные блага будут добывать рабы.  омеди€, отража€ носившиес€ и воздухе идеи своего времени, показывает в то же врем€ их неосуществимость: при обобществлении имущества найдутс€ ловкачи, которые припр€чут свое и не сдадут его в общий фонд; если труженики разбогатеют, они перестанут работать, а добывать рабов Ч это тоже нелегкое и рискованное дело.

¬ двух произведени€х ѕлатона Ч Ђ√осударствої и Ђ«аконыї Ч излагаютс€ проекты государства, в котором жизнь граждан и их имущественные отношени€ будут строго регулироватьс€ правител€ми и законами. ¬ первом из них режим более строгий, во втором делаютс€ некоторые уступки реальной действительности, по тенденци€ одна и та же Ч создать услови€, при которых невозможны будут внутренние распри и смуты, раздиравшие в это врем€ греческий мир.

Ќар€ду с утопическими проектами общественного переустройства предлагаютс€ и конкретные рактические меры разрешени€ переживаемых √рецией трудностей, в частности за счет завоевани€ областей на ¬остоке. √лашатаем о тих идей выступает »сократ, призывающий к объединению греческих полисов под эгидой какого-либо сильного государства или государственного де€тел€ дл€ организации панэллинского (общегреческого) похода против ѕерсии. ќн был осуществлен в 30-е годы IV в. до н.э. возвысившейс€ ћакедонией, по привел к совсем иным результатам, чем предполагали его инициаторы.  лассический греческий полис зашел в безвыходный тупик. Ёто отчетливо показывают событи€ политической истории IV в. до н.э.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1187 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

697 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.