Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елиги€ јхеменидов




 ак мы уже знаем, в VII ЧVI вв. до н.э. в —редней јзии или ¬осточном »рано возник зороастризм, т. е. религиозное учение, основателем которого был «ороастр («аратуштра). —огласно этому учению. јхура ћазда (ќрмузд) был богом добра, олицетворением света, жизни и правды. ќн существовал еще до сотворени€ мира н пребывал в непрерывной борьбе с јнгхро ћанью (јхриманом). олицетвор€вшим зло, мрак и смерть. „еловек создан јхурой ћандой, но свободен в своих мысл€х и поступках и поэтому доступен воздействию зла. ќднако долг человека Ч помыслами, словами и делами боротьс€ против јнгхро ћанъю и его помощников Ч духов зла. ¬ конечном итоге добро одержит полную победу над злом.

¬скоре после своего возникновени€ зороастризм начал распростран€тьс€ в ћидию. ѕерсию и в другие страны иранского мира. ѕри дворе јстиага, а возможно, и  иаксара роль жрецов и царских советников игрален маги, однако не€сно, в какой степени они с самого начала были приверженцами учени€ «аратуштры. ¬о вс€ком случае, не позже чем с VI в. до н.э. маги уже представл€ли собой жрецов зороастрийского культа, €вл€€сь знатоками ритуала н обр€дов, хранител€ми религиозных традиций мид€н и персов. ¬ ѕерсии народные массы поклон€лись древним божествам природы Ч ћитре (богу —олнца), јнахите (богине воды и плодороди€) и т.д., т.е. почитали свет, солнце, лупу, ветер и т.д.  ир II и  амбис еше цедиком находились под вли€нием древних религиозных представлений иранских племен, н верховное место в их пантеоне, по всей веро€тности, принадлежало не јхуре ћазде, а ћигре. «ороастризм начал распростран€тьс€ в ѕерсии лишь на рубеже VI Ч V вв., т.е. в период царствовани€ ƒари€ I. јхеменидские цари, оценив преимущества учени€ «ороастра как официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, олицетвор€вших стихийные силы природы, которым поклон€лись персидские племена. ≈сли у «ороастра јхура ћазда стал, по существу, единственным богом, а ћитра и другие древние боги были объ€влены злыми духами, у јхеменидов јхура ћазда(«аратуштра обо€начал верховное божество двум€ словами: јхура ћазда Ч Ђјхура премудрыйї (ср. Ђ–анн€€ древностьї, лекци€ 18), персы соединили их в одно сочетание Ч јхурамазда.) единственным не был, хот€ он и почиталс€ выше остальных божеств. Ќапример, ƒарий I за€вл€ет в Ѕехистунской надписи, что јхура ћазда и другие боги, которые Ђсуществуютї, помогли ему захватить власть. ѕозднее, в надпис€х јртаксеркса II и III, нар€ду с јхурамаздой упоминаютс€ в качестве почитаемых богов также ћитра и јнахита.

ѕо-видимому, в VI ЧIV вв. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому в разных местах возникали различные модификации ролигиозного учени€; одной из таких форм раннего зороастризма была и ахеме€идска€ религи€ начина€ со времени ƒари€ I. »менно отсутствием догматической религии объ€сн€етс€ исключительна€ веротерпимость ахеменидских царей.  ак известно,  ир II вс€чески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в ¬авилопии, јссирии, Ёламе, »удее и т.д. «ахватив ¬авилонию, он принес жертвы верховному богу вавилон€н ћардуку и другим местным богам и поклон€лс€ им. ѕосле захвата ≈гипта  амбис короновалс€ по египетским обыча€м, участвовал в религиозных церемони€х в храме богини Ќейт в г. —аисе, поклон€лс€ и другим египетским богам и приносил им жертвы. ƒарий I объ€вил себ€ сыном богини Ќейт, строил храмы јмону и другим египетским богам и подносил им ценные дары. ѕодобным же образом в »ерусалиме јхемениды почитали яхве, в ћалой јзии Ч греческих богов, в прочих завоеванных страдах они также поклон€лись местным богам. ¬ храмах приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добитьс€ благожелательного к себе отношени€ со стороны местных богов. Ќасколько јхемениды были далеки от мысли нав€зать покоренным народам культ своего бога јхурамазды, занимавшего верховное место в иранском пантеоне, видно из документов псрсепольского архива конца VI Ч начала V в. до н.э. ѕо свидетельству этих текстов, в ѕерсеполе и других городах ѕерсии и Ёлама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т.д.) дл€ отправлени€ культа но только јхурамазды и других иранских богов, по также эламских богов ’умбапа, —имута и вавилонского бога јдада. ѕри этом, хот€ в перечне богов јхурамазда упоминаетс€ всегда на первом месте, дл€ его культа отпускаетс€ в три раза меньше вина, чем было предназначено дл€ почитани€ эламского бога ’умбана. ¬ообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, суд€ по размерам жертвоприношений и возли€ний, отнюдь не занимают привилегированного положени€.

¬ этой св€зи весьма примечательны следующие факты. Mapдоний, руководивший персидской армией, котора€ была оставлена в √реции дл€ покорени€ этой страны, посылал своего представител€ в различные греческие храмы с поручением запросить тамошние оракулы относительно исхода предсто€вшей войны с противником. ѕеред решающей битвой при ѕлате€х Mapдоний приносил жертвы греческим богам по эллинскому обычаю, с помощью местного жреца, нан€того за большое вознаграждение.

’орошо известно, что  серкс во врем€ своего похода против √реции разрушал храмы тех греческих государств, которые оказывали ему сопротивление. ќднако, захватив јфины и разрушив храмы этого города,  серкс тем не менее собрал афинских изгнанников, принимавших участие в его походе, и велел им принести на акрополе жертвы греческим богам по местному обычаю. »меютс€ и другие свидетельства о том, что персы, находившиес€ в √реции, поклон€лись эллинским богам.

Ќа первый взгл€д эти факты могут показатьс€ странными. ќднако древние религии не были догматическими и нетерпимыми по отношению к веровани€м других народов. ѕоэтому лица, попавшие по каким-либо причинам на чужбину, сохран€€ верность своим богам, тем не менее поклон€лись и богам той страпы, куда они прибыли. Ќапример, персидский чиновник јри€рата, живший в ≈гипте в конце VI Ч начале V в. до н.э., прин€л египетское собственное им€ “ахос, поклон€лс€ ћину, √ору, »сиде и другим египетским божествам. Ћишь отсутствием догматической нетерпимости в древних религи€х можно объ€снить тот факт, что одна арамейска€ надпись послеахеменидского времени говорит о бракосочетании между вавилонским богом Ѕелом и иранской богиней ƒайна-мазда€сниш (Ђмазда€снийской веройї Ч иранское название зороастризма).

ѕочитание ахемепидскими цар€ми богов покоренных народов было не только актом политического расчета Ч чтобы не создавать себе трудностей дл€ мирового господства. ’от€ јхемениды считали своего јхурамазду самым могущественным богом, они верили также и в богов покоренных народов, поклон€лись им и искали у них поддержки. ѕравда, когда в ¬авилонии вспыхнуло восстание против персидского господства,  серкс разрушил главный храм этой страны. Ёсагилу, и велел увезти оттуда в ѕерсию статую бога ћардука.  ак выше указывалось,  серкс разрушал также греческие храмы. ќднако, прибега€ к подобным действи€м лишь в качестве крайней меры, он исходил из тех же представлений, что и  ир.  амбис и ƒарий I, искавшие поддержки, в частности, у чужеземных богов. –азруша€ храмы и вывоз€ оттуда их кумиры,  серкс верил, что лишает враждебное ему население помощи местных божеств. ¬ р€де случаев акции  серкса оказались исключительно эффективными. Ќапример. ¬авилони€, котора€ дважды восставала при ƒарий I и слова вз€лась за орущие в начале царствовани€  серкса, поело разрушени€ Ёсагилы и исчезновени€ статуи ћардука никогда больше не восставала и не стремилась к политической независимости. “еперь это оказалось просто невозможным, так как вавилонским царем можно было стать, только прин€в власть из рук ћардука. а стату€ ћардука в ¬авилоне уже отсутствовала.

Ћитература:
ƒандамаев ћ.ј. ћиди€ и јхеменидска€ ѕерси€./»стори€ ƒревнего мира. –асцвет ƒревних обществ.- ћ.:«нание, 1983 - с.137-158





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1905 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

438 - | 357 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.