Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—равнительна€ характеристика  утузова и Ќаполеона




(по роману Ћ. Ќ. “олстого Ђ¬ойна и мирї)

√овор€ о роли личности в истории, “олстой пишет: Ђ„еловек сознательно живет дл€ себ€, но служит бессознательным орудием дл€ достижени€ исторических, общечеловеческих целей Е „ем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он св€зан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступкаї. “аким образом, “олстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

 

 утузов Ќаполеон
ѕортрет
ƒр€хлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. „еловек в расцвете физических сил, но его внешность снижаетс€ такими детал€ми, как маленький рост, жирное тело и т. п.
ћанера поведени€
≈стественность во всем (спит во врем€ военного совета, ест курицу во врем€ сражени€). ¬се говоритс€ и делаетс€ дл€ истории (эпизод с портретом сына).
ќтношение к солдатам
ќтеческа€ забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Ѕраунау). —олдаты Ц средство дл€ достижени€ славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Ќеман).
÷ели де€тельности
«ащита ќтечества —лава власть.
“актика ведени€ бо€.
ѕоддерживает дух войска. ¬ластными приказами пытаетс€ руководить сражением.
ќтношение автора
ЂЌародный полководецї, Ђспаситель отечестваї. „еловек, у которого Ђпомрачены ум и совестьї
¬ывод: ЂЌет величи€ там, где нет простоты, добра и правдыї

 

ќтветить на вопросы:

ѕроанализируйте поведение  утузова и поведение Ќаполеона в ходе военных событий. ќбъ€сните, почему  утузова можно назвать слугой народа, а Ќаполеона Ц вождем толпы.

  1. —оответствуют ли реальным историческим личност€м образы  утузова и Ќаполеона в романе?
  2. ѕокажите разницу в авторской оценке внешнего облика  утузова и Ќаполеона?
  3.  ому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
  4. ѕочему “олстой отрицательно относитс€ к Ќаполеону и с любовью к  утузову?
  5. ѕретендует ли  утузов на роль геро€ в истории? ј Ќаполеон?

 

¬ывод: “олстой, сопоставл€€  утузова и Ќаполеона, показывает, что  утузов Ц народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. ¬ нем Ц величие, простота, добро и правда.

Ќаполеона отличает лицемерие, себ€любие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Ёто все сближает Ќаполеона с высшим светом –оссии (сравните вечер у ј. ѕ Ўерер Ц та же театральность).

Ђћџ—Ћ№ Ќј–ќƒЌјя ¬ –ќћјЌ≈ Ђ¬ќ…Ќј » ћ»–ї

Ќа первом уроке по роману Ђ¬ойна и мирї мы поставили перед собой задачу: пон€ть, какую жизнь “олстой утверждает, какую отрицает. Ќа каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном ј.Ўерер, при изучении войны 1805 года и ќтечественной войны 1812 года. ћы пон€ли, критерий толстовской оценки жизни: все оцениваетс€ по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. ¬се, что непон€тно народной душе и не принимаетс€ ею, не принимаетс€ и “олстым. “о, что оторвано от национальных народных корней, осуждаетс€ “олстым, например, аристократическое общество. —ила в народе, сплоченном единой целью, - главна€ мысль романа.

ЂЌародна€ мысльї, которую любил “олстой, раскрываетс€ в романе в двух аспектах:

- в историко-философском плане Ц в утверждении, что народ Ц ведуща€ сила истории;

- в морально-психологическом плане Ц в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

ќба этих плана, переплета€сь, образуют критерий оценки “олстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих геро€х.

- ѕочему народ €вл€етс€ ведущей силой истории?

¬ философии истории писатель утверждает, что вс€кое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (—цены оставлени€ ћосквы, повсеместное противодействие французам, Ѕородинска€ битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть Ђслугами Ѕонапартуї). ƒубина народной войны есть грозна€ сила сплотившегос€ в борьбе с врагом народа. —олдат с подв€занной щекой и “ихон ўербатый, артиллеристы на батарее –аевского и мужики-ополченцы, купец ‘ерапонтов, ключница ћавра  узьминична и др. Ц все чувствуют и поступают одинаково. ¬ борьбе с Ђмиродерамиї они про€вл€ют героизм, перенос€т любые трудности и лишени€ во им€ жизни и независимости ќтечества.

“о, что “олстой имеет в виду в романе под пон€тием народ, есть, скорее, наци€. ¬ единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Ќаташи –остовой, ее братьев ѕети и Ќикола€, ѕьера Ѕезухова, семьи Ѕолконских,  утузова и Ѕагратиона, ƒолохова и ƒенисова, Ђмолоденького офицерикаї и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами ћоскву без приказа –остопчина. ¬се они, по “олстому, не менее герои истории, чем старостиха ¬асилиса или “ихон ўербатый. ¬се они включаютс€ в Ђройї людей, делающих историю. ќсновой национального единства €вл€етс€ простой народ, и к нему стремитс€ лучша€ часть двор€нства. √ерои “олстого только тогда наход€т свое счастье, когда не отдел€ют себ€ от народа. ѕо близости с народом “олстой оценивает своих положительных героев.

- ѕочему так стрем€тс€ к народу герои романа? ѕочему Ђсолдатом, простым солдатомї хочет быть ѕьер?

Ќарод есть носитель лучших человеческих качеств. ЂЕќни все врем€ до конца тверды и спокойныЕ ќни не говор€т, но делаютї - думает ѕьер.

-  акие же качества в народе автор считает лучшими?

Ёто и способность идти на жертвы и лишени€ во им€ –одины, героизм, Ђскрыта€ теплота патриотизмаї, умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к Ђмиродерамї. ¬се эти качества видим в солдатах, в “ихоне ўербатом, в лакее кн€з€ јндре€ ѕетре и других. ќднако “олстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе ѕлатону  аратаеву, именно он в свое врем€ возродил в ѕьере веру в справедливость жизни.

- „ем он подействовал на ѕьера? ѕохож ли он на других мужиков?

¬  аратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособитьс€ жить в любых обсто€тельствах, вера в жизнь, беспокойство о ћоскве, доброжелательность, он мастер на все руки. Ќо есть в нем и другое: доброта становитс€ в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость Ц отсутствие вс€ческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни Ц покорностью перед судьбой (Ђрок головы ищетї), интуитивность поведени€ Ц абсолютным отсутствием разума (Ђне своим умом Ц божьем судомї).  ак же оценивать такого человека?  ачества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому кресть€нству. “олстой считает  аратаева Ђолицетворением всего русского, доброго и круглогої (т.4, часть 1, гл. 13). Ќаивность, стихийность, покорность обсто€тельствам есть и в других кресть€нах, в том же “ихоне ўербатом, Ѕогучаровцах, но в образах других кресть€н главными €вл€ютс€ активные начала. –оман в целом показывает Ђсопротивление злуї, борьбу, а в  аратаеве же главное Ц всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества “олстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и дл€ ѕьера, любимого своего геро€.

 

¬џ¬ќƒ: Ћ.Ќ.“олстой признавалс€, что в романе Ђ¬ойна и мирї он Ђстаралс€ писать историю народаї определили жанр Ђ¬ойны и мираї - роман-эпопе€.

“олстой хотел показать: народ-герой; народ, вли€ющий на историю.

√лавна€ задача писател€ могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопе€ воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумь€ над судьбами мира и людей.

–оман Ђ¬ойна и мирї - это народно-героическа€ эпопе€, главна€ мысль которой: народ Ц носитель нравственности.

1. Ќарод Ц воплощение нравственных идеалов.

2. ¬ойна Ц проверка глубины патриотизма и силы духа.

3. ƒвижуща€ сила истории Ц народ.

4. “олько личность, близка€ к народу, может вли€ть на событи€.

5. „еловек, Ќарод, »стори€ Ц толстовские мерки мира.

 

“≈ћј: ЂЅџ“№ ¬ѕќЋЌ≈ ’ќ–ќЎ»ћЕї ѕ”“№ »— јЌ»…  Ќя«я јЌƒ–≈я ЅќЋ ќЌ— ќ√ќ

 ак вы понимаете теоретическую формулу Ђнасто€щей жизниї: Ђ∆изнь между тем, насто€ща€ жизнь людей со своими существенными интересами здоровь€, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Ќаполеоном Ѕонапарте и вне всех возможных преобразованийї

Ќасто€ща€ жизнь Ц это реализаци€ естественных человеческих интересов.

- —огласны ли вы, что насто€ща€ жизнь должна идти вне политики?

 акой видитс€ “олстому человеческа€ натура? „еловеческа€ натура, по “олстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определ€етс€ тем, что стоит на первом плане.

- ѕриведите примеры многогранности человеческой натуры.

–асчетливый ƒолохов Ц нежный и люб€щий сын. ѕьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

“олстой видит одного и того же человека Ђто злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существомї (из дневника “олстого). √ерои его совершают ошибки и мучаютс€ этим, знают порывы ввысь и подчин€ютс€ велению низких страстей. ѕри всех противоречи€х у положительных героев всегда остаетс€ неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. ¬ этом и состоит толстовское понимание единства характера. ЂЕ„тобы жить честно, надо рватьс€, путатьс€, битьс€, ошибатьс€, начинать и бросать, и оп€ть начинать и оп€ть бросать, и вечно боротьс€ и лишатьс€. ј спокойствие Ц душевна€ подлостьї (из письма Ћ.Ќ.“олстого от 18 окт€бр€ 1857 года). Ћучшие герои “олстого повтор€ют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображени€ положительных героев Ц изображение их в душевной сложности (Ђдиалектика душиї) и Ђтекучестиї, в непрерывных поисках истины.

—егодн€ в поле нашего зрени€ попадает один из любимых героев “олстого Ц кн€зь јндрей Ѕолконский.

 

- „ем привлекает вас јндрей Ѕолконский?

ќн умный, понимает жизнь, разбираетс€ в политике. ј самое главное, не карьерист, не трус, не ищет Ђуютного местечкаї.

-  акими детал€ми “олстой подчеркивает, что кн€зю јндрею не по себе в салоне

ј.Ўерер?

-  огда ѕьер Ѕезухов спросил Ѕолконского, зачем тот идет на войну, которую нельз€

назвать справедливойЕ „то отвечает ему кн€зь јндрей?

«ачитываетс€ отрывок Ђƒл€ чего? я не знаю. “ак надоЕ- я иду потому, что эта жизнь, которую € веду здесь, не по мнеї.

 

-  акой вывод мы можем сделать?

«ачитать отрывок том 1, часть 3, гл.12 ЂЌочь была туманнаї.

 

-  ак вы думаете, слава Ц это есть то самое главное, что необходимо человеку?

Ќаверное, нет. ¬едь слава Ц только дл€ себ€.  н€зь јндрей хочет заслужить славу подвигом, насто€щим делом. “ака€ целеустремленность может заполнить собою жизнь. —уворов говорил: Ђѕлох тот солдат, который не мечтает стать генераломї

Ќо ведь хотеть быть генералом можно по-разному. ќдин продвигаетс€ по службе благодар€ своим силам и способност€м, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себ€. Ќу, а если глубже вникнуть в высказывание —уворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремитьс€ достичь в своем деле совершенства.

- „ем мудрее человек, тем меньше тщеслави€ в его мечте.  огда кн€зь јндрей это пон€л?

ѕосле јустерлицкого сражени€. ≈го мечты о славе показались ему ничтожными.

Ѕолконский после войны 1805-1807 гг. возвращаетс€ домой, живет в своем имении. ≈го душевное состо€ние т€желое.  н€зь јндрей Ц человек глубокий. ќн страдает от отсутстви€ смысла жизни. –ешает зан€тьс€ общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот ќм понимает, что они оторваны от жизни. ќн идет на войну. ѕеред Ѕородинским сражением чувства его переполн€ют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.

- —мерть обрывает искани€ кн€з€ јндре€. Ќо если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Ѕолконского?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 27962 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1279 - | 1314 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.