Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет и задачи теории игр




Методические указания к проведению лекционного занятия

Тема № 9.7. Понятие об игровых моделях

План:

1. Предмет и задачи теории игр

2. Решение матричных игр в чистых стратегиях

3. Решение матричных игр в смешанных стратегиях

4. Сведение задач теории игр к задачам линейного программирования

5. Кооперативные игры

6. Игры «с природой»

 

Предмет и задачи теории игр

В процессе целенаправленной человеческой деятельности возникают ситуации, в которых интересы отдельных лиц (уча­стников) либо прямо противоположны (антаго­нистичны), либо, не будучи непримиримыми, все же не совпадают. Примерами та­ких ситуаций являются спортивные игры, арбитражные спо­ры, борьба между блоками избирателей за своих кандидатов и т. п. Здесь каждый из участников сознательно стремится добиться наилучшего результата за счет другого участника.

Подобного рода ситуации встречаются и в различных сферах производствен­ной деятельности. Так как цели противоположны, а результат меро­приятия каждой из сторон зависит от действий кон­курента, то эти действия называют конфликтными си­туациями. При этом ни одна из сторон не может полностью контролировать положение, так как и той и другой стороне решения приходится принимать в условиях неопределенности. Так, при определении объема выпуска продукции на одном предприятии нельзя не учитывать размеров выпуска аналогичной продукции на других предприятиях.

В реальных условиях нередко возникают ситуации, в которых антагонизм отсутствует, но существуют противоположные тенденции. Например, для нормального функционирования про­изводства, с одной стороны, необходимо наличие запасов разно­образных ресурсов, но с другой, – стремление к чрезвычайному увеличению этих запасов вызывает дополнительные затраты по их содержанию и хранению.

Формализо­ванная (схематизированная) модель конфликтной си­туации называется игрой.

Раздел математики, изучающий конфликтные ситуации на основе их математических моделей, называется теорией игр.

Цель теории игр – выработка рекомендаций для различного поведения игроков в конфликтной ситуации, то есть выбор оптимальной стратегии для каждого из них.

Методы и рекомендации тео­рии игр разрабатываются применительно к таким специфи­ческим конфликтным ситуациям, которые обладают свойством многократной повторяемости. Если конфликтная ситуация реализуется однократно или ограниченное число раз, то реко­мендации теории игр теряют смысл.

Результат игры – победа или поражение, которые не всегда имеют количествен­ное выражение.Исход игры – это значение некоторой функции, называемой функцией выигрыша (платежной функцией), ко­торая может задаваться либо аналитическим выражением, либо таблично (платежной матрицей).

Величина выигрыша зависит от стратегии, применяемой игроком. Стратегия это совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игры.

Вся­кая игра состоит из отдельных партий. Партией называют каждый вариант реализации игры определенным образом.

В партии игроки совершают конкретные ходы. Ход это выбор и реализация игроком одного из допустимых вариантов поведения. Ходы бывают личные (сознательные) и случайные. При личном ходе игрок самостоятельно и осознанно выбирает и реализует ту или иную чистую стратегию. Например, в шахматах каждый ход является личным.

Случайный ход – результат, полу­чаемый не решением игрока, а каким-либо механизмом случайного выбора. Например, покупательский спрос, задержка с поставкой материалов и т. п.

Классификация игр:

- по количеству игроков;

- по количеству стратегий (конечные или бесконеч­ные);

- в зависимости от взаимоотношений участников (бескоалиционные или некооперативные – участники не имеют права заключать соглашения, и коали­ционные или кооперативные);

- по характеру выигрышей (игры с нулевой суммой – если один из игроков выигрывает ровно столько, сколько проиг­рывает другой и с ненулевой суммой);

- по виду функции выигрыша (матричные – (при двух участниках) выигрыши первого игрока задаются матрицей, биматричные – выигрыши каждого игрока задаются своей матрицей, непрерывные, выпуклые и др. – раз­личаются видом аналитического выражения платежной фун­кции);

- по количеству ходов игры (одноходовые – выигрыш распределяется после одного хода каждого игрока и многоходовые – выигрыш распределяется после несколь­ких ходов);

- в зависимости от объема имеющейся информации (игры с полной и неполной информацией).

Игры, в которых участники стремятся добиться для себя наилучшего результа­та, сознательно выбирая допустимые правилами игры способы действий, называют иногда стратегическими. Однако нередко приходится мо­делировать ситуации, в которых один из участников безразличен к результату игры. Такие игры называют играми с природой, понимая под термином «приро­да» всю совокупность внешних обстоятельств, в которых сознательному игроку (его называют иногда «лицом, принимающим решение» или «статистиком», а со­ответствующую игру - статистической) приходится принимать решение.

 

Решение матричных игр в чистых стратегиях

Для решения все возможные варианты (исходы) игры сводятся в пря­моугольную таблицу – платежную матрицу, в которой строки соответствуют различным стратегиям игрока А, столбцы – стратегиям игрока В, qij назы­вается ценой игры.

Для нахождения оптимальной стратегии необходимо проанализировать все возможные стратегии и рассчи­тывать на то, что разумный противник на каждую из них будет отвечать такой, при которой выигрыш игрока А минимален. Обычно минимальные числа в каждой стро­ке обозначаются αi и выписываются в виде добавочного столбца матрицы (табл.1).

Таблица 1.

  В1 В2 Вn α i
А1 q11 q12 q1n α 1
А2 q21 q22 q2n α 2
Аm qm1 qm2 qmn α i
βj β1 β2 βj  

В каждой строке будет свое . Предпочтительной для игрока А является стратегия, при которой αi обращается в максимум, то есть:

или ,

где αмаксиминный выигрыш (максимин), а соот­ветствующая ей стратегия – максиминная.

Если придерживаться максиминной стратегии, то при любом поведении стороны В (конкурента) гаран­тирован выигрыш, во всяком случае не меньше α. Поэтому α называют также нижней ценой игры – тот гаран­тированный минимум, который можно обеспечить при наиболее осторожной (перестраховочной) стратегии.

Аналогичные распределения можно провести и для конкурента В, который должен рас­смотреть все свои стратегии, выделяя для каждой из них максимальные значения проигрыша:

(последняя строка матрицы). Из всех значений βj находят минимальное:

,

которое дает минимаксный проигрыш или минимакс.

Такая β - стратегия — минимаксная, придерживаясь которой сторона В имеет гарантию, что в любом случае проиграет не больше β. Поэтому β называют верхней ценой игры.

Если α = β = С, то число С называют чистой ценой игры или седловой точкой.

Для игры с седловой точкой нахождение решения состоит в выборе пары максиминной и минимаксной стратегий, которые являются оптимальными, так как любое отклонение от этих стратегий приводит к умень­шению выигрыша первого игрока и увеличению про­игрыша второго игрока по сравнению с ценой игры С.

Пример. Конструктор получил задание разработать определен­ное новое изделие. В результате исследований он определил три возможных варианта изделия У1, У2, У3, каждый из которых может быть реализован каким-либо из трех техпроцессов Т1, Т2, Т3.

Если первый вариант конструкции У1 реализуется по первой технологии Т1, то внешний вид изделия оказыва­ется наилучшим и оценивается экспертами в 9 баллов, а при реализации по второй технологии – в 6 баллов, по третьей – в 5 баллов и т. д. (табл.2).

Таблица 2.

Матрица игры для конструктивного и технологического вариантов

Конструкция Технология
Т1 Т2 Т3
У1 У2 У3       5(Т3) 7 (Т2 или Т3) 5(Т2)
       

Решение.

Конфликтная ситуация возникает из-за того, что затраты на реализацию каждого конструкторско-технологического решения (варианта) не одинаковы. Для простоты полагаем, что затраты пропорциональны внеш­нему виду (чем выше балл, тем больше затраты).

Конструктор должен представить только один вари­ант – самый красивый. Но он понимает, что тогда найдутся сторонники самого дешевого варианта («экономисты»). Поэтому его задача выбрать оптималь­ный вариант по внешнему виду и стоимости.

Если конструктор выберет У1, то экономисты будут настаивать на технологии Т3. На вариант У2 будет ответ Т2 или Т3 и т. д.

Очевидно, что с точки зрения конструктора пре­имущество имеет вариант У2, но даже при неблагоприятных обстоятельствах получится изделие, оцениваемое в 7 баллов (выигрыш 7), а может быть даже 8, если удается уговорить экономистов на ва­риант Т1.

С точки зрения экономистов в смысле снижения затрат: при выборе технологии Т1 в варианте У1 затраты наи­большие — 9 баллов, при Т2 в У2 (7), при Т3 в У3 (8).

То есть для экономистов оптимальным является техпроцесс Т2, так как он требует меньших затрат при различных вариантах конструкции. Следовательно, стра­тегия Т2У2 с выигрышем 7 – наиболее выгодная сразу для обеих сторон – максимальный выигрыш У совпадает с минимальным проигрышем Т.

Важно помнить, что в матричной игре может быть несколько седловых точек. И еще: седловой элемент qij является наименьшим в i -ой строке и наибольшим в j -м столбце, поэтому, если игрок В отклонится от своей минимаксной стратегии, его проигрыш может только увеличиться. Анало­гично, отклонение игрока А от своей максиминной стратегии ведет к уменьшению его выигрыша. Таким образом, наиболее предпочтительные стратегии в игре с седловой точкой обладают свойством устойчивости, создают ситуацию равновесия. От­сюда следует, что если в матрице игры существует седловой элемент, то наилучшими для игроков являются наиболее пред­почтительные чистые стратегии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1156 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2252 - | 2200 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.