Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќемецка€ философи€ XIX в. Ч уникальное €вление мировой философии




”никальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

Х глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече≠ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

Х совместить в себе почти все известные в тот период фило≠софские направлени€ Ч от субъективного идеализма до вуль≠гарного материализма и иррационализма;

Х открыть дес€тки имен выдающихс€ философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии ( ант, ‘ихте, √егель, ћаркс, Ёнгельс, Ўопенгауэр, Ќицше и др.).

2. ¬ целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направлени€:

Х немецка€ классическа€ философи€ (перва€ половина XIX в.);

Х материализм (середина и втора€ половина XIX в.);

Х иррационализм (втора€ половина и конец XIX в.), "филосо≠фи€ жизни".

3. Ќемецка€ классическа€ философи€ получила особое распро≠странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. ≈е основу составило творчество п€ти наиболее выдающихс€ немецких фило≠софов того времени:

Х »ммануила  анта (1724 - 1804);

Х »оганна ‘ихте (1762 - 1814);

Х ‘ридриха Ўеллинга (1775 - 1854);

Х √еорга √егел€ (1770 - 1831);

Х Ћюдвига ‘ейербаха (1804 - 1872).

¬ немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направлени€:

Х объективный идеализм ( ант, Ўеллинг, √егель);

Х субъективный идеализм (‘ихте);

Х материализм (‘ейербах).

Ќемецка€ классическа€ философи€ разработала несколько общих проблем, что позвол€ет говорить о ней как о целостном €влении. ќна:

Х повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове≠ческой сущности;

Х особое внимание уделила проблеме развити€;

Х значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило≠софии;

Х взгл€нула на историю как целостный процесс.

4. ќсновоположником немецкой классической философии считаетс€ »ммануил  ант (1724 Ч 1804).

»ммануил  ант:

Х дал объ€снение возникновению —олнечной системы в силу есте≠ственных причин на основе законов Ќьютона Ч из вращающейс€ туманности разр€женных в пространстве частиц материи;

Х выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ≠ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ≠ность вещей и €влений окружающего ("вещей в себе");

Х выдвинул учение о категори€х Ч основополагающих, пре≠дельно общих пон€ти€х, которыми оперирует философи€;

Х сформулировал моральный закон ("категорический императив");

Х выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. √еорг √егель (1770 Ч 1831) отождествил бытие и мышление,

выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознани€ и €вл€ющейс€ первопричиной всего сущего, материального ми≠ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в р€де стран «апада.

»сключительна€ заслуга √егел€ перед философией - разра≠ботка диалектики Ч учени€ о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

»оганн ‘ихте(1762 Ч.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма,согласно кото≠рой единственной и главной реальностью дл€ человека €вл€етс€ он сам, его сознание (так называема€ "я-концепци€").

‘ридрих Ўеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима≠ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Ћюдвиг ‘ейербах (1804 Ч 1872) был представителем мате≠риалистического направлени€ в немецкой классической фило≠софии. ‘ейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. ¬ своей философии ‘ейербах выступал как полный атеист, доказывал от≠сутствие Ѕога, его искусственность, выдуманность людьми, перене≠сением на личность Ѕога нереализованных человеческих идеалов. 5. ƒругим направлением немецкой философии XIX в. нар€ду с немецкой классической философией был материализм, полу≠чивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Ќемецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

Х философией Ћюдвига ‘ейербаха;

Х марксистской философией;

Х творчеством вульгарных материалистов.

јтеистическа€ и материалистическа€ философи€ Ћюдвига ‘ей≠ербаха причисл€етс€ как к немецкой классической философии, так и к материализму. Ёто справедливо, так как философи€ ‘ей≠ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-

жила основы немецкого материализма XIX в., €вилась водораз≠делом между ними.

6.  лассический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

Х марксистска€ философи€;

Х политэкономи€ (экономическое учение);

Х научный коммунизм (социально-политическа€ теори€). ќсновател€ми марксизма были немецкие ученые и филосо≠фы  арл ћаркс (1818 - 1883) и ‘ридрих Ёнгельс (1820 - 1895).

ћарксистска€ философи€:

Х выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

Х показала роль экономики, производства дл€ материального и общественного быти€;

Х осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

Х рассматривала историю как целенаправленный и закономер≠ный процесс (исторический материализм);

Х дала подробную картину возникновени€ человека, общества, государства;

Х выступала с атеистических позиций.

7. –азновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль≠гарный материализм. ¬ульгарные материалисты Ч ‘охт, Ѕюхнер, ћолешотт Ч смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познани€ исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). ¬ частности, они:

Х механически переносили законы природы (поведение, орга≠низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар≠винизм); отрицали идеальное, идеальность сознани€;

Х рассматривали де€тельность сознани€ как физиологический процесс ("мозг выдел€ет мысль, как печень Ч желчь").

8. ¬о второй половине XIX в. особое распространение в √ер≠мании получили идеи иррационализма.

»ррационализм Ч направление в философии, отрицавшее объ≠ективные законы быти€ и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

ќсновоположником иррационализма считаетс€ јртур Ўо≠пенгауэр (1788 - 1860).

¬ целом философи€ Ўопенгауэра наполнена пессимистиче≠ским духом, неверием в возможности человека вли€ть на окру≠жающий мир и собственную жизнь.

Ѕлизкой к иррационализму €вл€етс€ "философи€ жизни", ко≠тора€ ставит в центр внимани€ не отвлеченные пон€ти€ Ч бы≠тие, иде€, матери€ и т. д., а бытие человека в мире Ч то есть жизнь, единственную реальность дл€ человека.

ќдним из основоположников "философии жизни" €вл€лс€ ‘ридрих Ќицше (1844 Ч 1900). ¬ частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью вли€ть на свою судьбу, движущих силах человеческого поведени€ ("вол€ к жизни", "вол€ к власти" Ч экспанси€ своего "я"), иллюзорности, неактуально≠сти Ѕога ("Ѕог умер").

¬ будущем "философи€ жизни" легла в основу попул€рных современных философских направлений Ч прагматизма и экзи≠стенциализма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2044 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

722 - | 583 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.