Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 20. ‘илософи€ јвгустина Ѕлаженного




1. Ќаиболее авторитетными представител€ми средневековой тео≠логической философии €вл€лись јвгустин Ѕлаженный и ‘ома јквинский.

јврелий јвгустин (Ѕлаженный) (354 Ч 430) Ч христианский теолог, епископ г. √иппона (—еверна€ јфрика, –имска€ импе≠ри€), заложил основы католицизма как главного в то врем€ на≠правлени€ христианства. Ѕыл одним из основателей ранней схоластики. √лавное произведение јвгустина Ѕлаженного Ч "ќ граде Ѕожьем" Ч на прот€жении столетий стало распространенным рели≠гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе≠ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

»ными известными произведени€ми јвгустина €вл€ютс€: "ќ прекрасном и пригодном", "ѕротив академиков", "ќ пор€дке".

ћожно выделить следующие основные положени€ философии јвгустина Ѕлаженного:

Х ход истории, жизнь общества Ч это борьба двух противопо≠ложных царств Ч «емного (грешного) и Ѕожественного;

Х «емное царство воплощаетс€ в государственных учреждени≠€х, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

Х Ѕожественное царство представлено св€щеннослужител€ми Ч особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Ѕогу, которые объединены в христианскую ÷ерковь;

Х «емное царство погр€зло в грехах и €зычестве и будет рано или поздно побеждено Ѕожественным царством;

Х в св€зи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Ѕога, светска€ (государственна€) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

Х короли и императоры должны выражать волю христианской ÷еркви и подчин€тьс€ ей, а также непосредственно ѕапе –имскому;

Х ÷ерковь Ч единственна€ сила, способна€ объединить мир;

Х бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла≠дельцев и т. д.), подчинение не угодны Ѕогу, но, пока эти €влени€ существуют, с ними надо смиритьс€ и терпеть, на≠де€тьс€ на лучшее;

Х высшее блаженство Ч счастье человека, которое понималось как углубление в себ€, ученость, понимание истины;

Х после смерти праведники в награду от Ѕога получают за≠гробную жизнь.

2. ќсобое место в философии јвгустина Ѕлаженного занимают размышлени€ о Ѕоге:

Х Ѕог существует;

Х главными доказательствами существовани€ Ѕога €вл€ютс€ его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

Х все Ч матери€, душа, пространство и врем€ Ч €вл€етс€ тво≠рени€ми Ѕога;

Х Ѕог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на≠сто€щее врем€, будет творить в будущем;

Х знани€ (чувства, мысли, ощущени€, опыт) реальны и самодос≠таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп≠ровержимое знание достигаетс€ только при познании Ѕога.

3. «начение философии јвгустина Ѕлаженного в том, что им:

Х уделено большое внимание проблеме истории (редкость дл€ того времени);

Х ÷ерковь (часто подвластна€ государству и преследуема€ в –им≠ской империи) объ€влена тоже властью нар€ду с государст≠венной (а не элементом государства);

Х обоснована иде€ господства ÷еркви над государством, а –им≠ского ѕапы Ч над монархами Ч главна€ иде€, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи≠ческа€ ÷ерковь чтила и боготворила јвгустина Ѕлаженного, особенно в средние века;

Х выдвинута иде€ социального конформизма (смирение с бед≠ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как ÷еркви, так и государству;

Х воспевалс€ человек, его красота, сила, совершенство, бого≠подобность (что также было редкостью дл€ того времени и уст≠раивало всех);

Х одновременно человеку рекомендовалось умерщвл€ть плоть, развивать и возвышать дух, познавать Ѕога и полностью подчин€тьс€ Ѕогу.

¬опрос 21. ‘илософи€ ‘омы јквинского (томизм)

1. ‘ома јквинский (1225 Ч 1274) Ч доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза≠тор схоластики, автор томизма Ч одного из господствующих направлений католической ÷еркви.

ќсновные произведени€ ‘омы јквинского: "—умма теоло≠гии", "—умма философии" ("ѕротив €зычников"), комментарии к Ѕиблии, комментарии к произведени€м јристотел€.

2. ‘ома јквинский считал недостаточным онтологическое дока≠зательство существовани€ Ѕога (то есть "очевидное" доказательст≠во существование Ѕога, выводимое из существовани€ его творе≠ни€ Ч окружающего мира, как считал јвгустин Ѕлаженный).

‘ома выдвигает п€ть собственных доказательств существова≠ни€ Ѕога:

Х движение: все, что движетс€, движимо кем-то (чем-то) дру≠гим Ч следовательно, есть первичный двигатель всего Ч Ѕог;

Х причина: все, что существует, имеет причину Ч следователь≠но, есть первопричина всего Ч Ѕог;

Х случайность и необходимость: случайное зависит от необхо≠димого Ч следовательно, первоначальной необходимостью €вл€етс€ Ѕог;

Х степени качеств: все, что существует, имеет различные сте≠пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) Ч следо≠вательно, должно существовать высшее совершенство Ч Ѕог; -

Х цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на≠правл€етс€ к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направл€ет все к цели, придает смысл всему, - Ѕог.

3. “акже ‘ома јквинский исследует проблему быти€ не только Ѕога, но и всего сущего. ¬ частности, он:

Х раздел€ет сущность (эссенцию) и существование (экзистен≠цию). »х разделение Ч одна из ключевых идей католичества;

Х подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо €влени€, совокупность признаков, черт, назначе≠ни€, которые существуют в разуме Ѕога (Ѕожественный за≠мысел);

Х подразумевает в качестве существовани€ (экзистенции) сам факт быти€ вещи;

Х считает, что люба€ вещь, любое €вление есть сущность, ко≠тора€ обрела существование по воле Ѕога (то есть "чиста€ иде€", котора€ приобрела материальную форму в силу акта Ѕожественной воли);

Х доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Ѕог, дав≠ший сущности существование, может данную сущность су≠ществовани€ и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непосто€нен;

Х сущность и существование едины только в Ѕоге, следова≠тельно, Ѕог не может быть обратим Ч ќн вечен, всемогущ и посто€нен, не зависит от иных внешних факторов.

»сход€ из данных посылок, согласно ‘оме:

Х все состоит из материи и формы (идеи);

Х суть любой вещи Ч единство формы и материи;

Х форма (иде€) €вл€етс€ определ€ющим началом, а матери€ есть лишь вместилище различных форм;

Х форма (иде€) есть одновременно цель возникновени€ вещи;

Х иде€ (форма) любой вещи троична: существует в Ѕожествен≠ном разуме, в самой вещи, в воспри€тии (пам€ти) человека.

4. »сследу€ проблему познани€, ‘ома јквинский приходит к сле≠дующим выводам:

Х откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал јвгустин Ѕлаженный), а различные пон€ти€;

Х вера и разум одновременно участвуют в процессе познани€;

Х вера и разум дают истинное знание;

Х если человеческий разум противоречит вере, то он дает не≠истинное знание;

Х все в мире делитс€ на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

Х разумом можно познать факт существовани€ Ѕога, единство Ѕога, бессмертие человеческой души и др.;

Х не поддаютс€ рациональному (разумному) познанию про≠блемы сотворени€ мира, первородного греха, троичность Ѕо≠га, а следовательно, могут быть познаны через Ѕожественное откровение;

Х философи€ и теологи€ Ч разные науки;

Х философи€ может объ€снить только то, что познаваемо разумом;

Х все остальное (божественное откровение) может познать только теологи€.

5. »сторическое значение философии ‘омы јквинского (прежде всего дл€ католической ÷еркви) в том, что им были:

Х даны п€ть доказательств существовани€ Ѕога;

Х систематизирована схоластика;

Х закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существовани€), что доказывало всемогущество Ѕога и пол≠ную зависимость от Ќего, ≈го воли всего сущего;

Х доказаны (с точки зрени€ католиков) правильность, пре≠имущество идеализма над материализмом, существование Ѕожественных идей, которые предшествуют вещи: господ≠ство идеи над материей (а следовательно, Ѕога над окру≠жающим миром);

Х выдвинута иде€ об истинности знани€, полученного разумом только в случае соответстви€ разума вере;

Х вычленены сферы быти€, которые могут быть познаны толь≠ко через откровение;

Х разделены философи€ и теологи€, причем философи€ постав≠лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

Х логически доказан р€д положений теологии и схоластики.

¬ 1878 г. учение ‘омы јквинского решением ѕапы –имско≠го было объ€влено официальной идеологией католицизма.

¬ насто€щее врем€ получил распространение неотомизм Ч философско-религиозное учение, основанное на иде€х ‘омы јквинского.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3251 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1153 - | 1124 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.