Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деи консервативной революции в западноевропейской философии




 

¬ поисках выхода из социально-экономического и культурного хаоса, последовавшего за ѕервой мировой войной и волной революционных событий, некоторые немецкие философы и социологи стали отстаивать идеалы "нового консерватизма". ќни подчеркивали ценности пор€дка, дисциплины и иерархи, выступа€ против анархии и эгалитаризма, св€занных, по их мнению, с насаждением демократических и либеральных форм жизни, которые оказались непригодными дл€ преодолени€ глубокого кризиса, охватившего общество.

 

Ёти новые формы радикального консерватизма стали широко распростран€тьс€ с середины 1920-х гг. в √ермании. —амо это парадоксальное название - "консервативна€ революци€", - по утверждению ј. ћолера, впервые было введено в статье “. ћанна "–усска€ антологи€" (1921) [227].

 

227 —м.: Mohler A. La revolution conservatrice en Allemagne (1918-1932). Puiseaux. 1993. P. 32.

 

 

¬ концепции "консервативной революции" отразилось немецкое прочтение германских и европейских реальностей, сложившихс€ после ѕервой мировой войны, которые воспринимались как свидетельство полного краха унаследованной от ‘ранцузской революции идеи социального прогресса и доказательство того, что надежной опорой обществу могут служить только "вечные", не знающие никакого прогресса начала.

 

ѕри переходе к практике эта философи€ означала реабилитацию средневековых холистских институтов и всего духа средневековь€, против которых вел борьбу век ѕросвещени€. –ечь, однако, шла не о полном возврате к XVIII в., а лишь, согласно

 

 

 

формуле ќ. Ўпенглера, о приспособлении социального организма, проникнутого духом XVIII в., к духу XX в. [228] » хот€ "в мировоззрении "консервативных революционеров" многое определ€лось естественной ностальгией по прошлому, интерес, про€вленный к нему политиками, говорит о том, что дело было не только в ностальгии, а предлагавша€с€ ими стратеги€ инструментальной модернизации не была лишена прагматического смысла.  акие-то важные устои средневековь€ все еще не исчезли даже и в центре ≈вропы, сохран€€ жизнеспособность, и могли служить опорой люд€м политического действи€, порой в большей мере, чем относительно слабые институты гражданского общества. ¬ыход из европейского кризиса виделс€ им в возвращении отбившегос€ от стада индивидуального человека к его прежнему холистскому бытию и наступлении нового средневековь€. Ёто ощущение было особенно сильным в тех случа€х, когда оно подкрепл€лось новейшим опытом стран более позднего капитализма, таких, как √ермани€, »тали€..." [229].

 

228 Ўпенглер ќ. ѕрусска€ иде€ и социализм. Ѕерлин, б.д. —. 27.

229 ¬ишневский ј.√.  онсервативна€ революци€ в ———– // ћир –оссии. 1996 є4. —. 13.

 

 

“аким образом, пон€тие "консервативна€ революци€" вошло в оборот и стало обозначать движени€, направленные, по сути, против основного хода современной истории. Ќесмотр€ на некоторое сходство с романтизмом старого политического консерватизма и национализма, новые "консервативные революционеры" воодушевл€лись уже не ценност€ми традиционных форм жизни и культуры. »х основной интенцией было аналогичное ницшеанскому отрицание тех феноменов, которые обычно св€зываютс€ с западноевропейской модернизацией. ќни отстаивали органические целостности против индивидуализма и социального атомизма, веру против скептицизма, метафизику против науки, жизнь против механизма, героизм против буржуазной расчетливости, реальное материальное производство против коммерции и спекул€ции, духовную иерархию людей против стереотипности мещанства. ќни были настроены антибуржуазно и антилиберально, но вместе с тем считали устарелыми идеи

 

 

 

 

классовой борьбы и преодолени€ буржуазного общества через установление диктатуры пролетариата. —реди многочисленных мифопорождающих работ, написанных в духе консервативной революции, выдел€ютс€ по вли€нию на современников книги ќ. Ўпенглера "ѕруссачество и социализм" (1920, рус. пер. 1922) и Ё. ёнгера "–абочий. ≈го господство и гештальт" (Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt, 1932; рус. пер. 2000).

 

Ўпенглер верил, что выход из кризиса может быть найден в сли€нии двух ранее разделенных традиций: издавна культивировавшихс€ в качестве прусских ценностей чувств об€занности, дисциплины, самоотречени€ и - социалистической идеологии. ќни должны объединитьс€ в общем стремлении к преодолению пагубного распространени€ индивидуализма и либерализма. ¬ правоконсервативных пророчествах ёнгера не шпенглеровский юнкер-социалист, но рабочий должен стать архитектором нового государства. ќднако его "героический рабочий" имел, конечно, мало сходства с обычным работником индустриального производства. —корее в нем угадываетс€ перерожденный сверхчеловек Ќицше, пронизанный духом экстатического коллективизма. Ёта нова€ историческа€ фигура должна стать универсальным типом человека в современном государстве. ¬ последнем (не только в услови€х войны, но и в мирное врем€) должна осуществл€тьс€ ситуаци€ "тотальной мобилизации", в которой не должно быть места либеральным свободам и гражданским структурам, основанным на формально-правовых нормах. »х место займет перспективный "рабочий план", который выражает абсолютную волю нового государства и который реализуетс€ этим героическим рабочим. ќсобую роль в этом ёнгер отводил технике, именно через нее реализуетс€ вол€ к власти, дл€ рабочего техника становитс€ мировоззрением и этикой, определ€ющими его образ жизни. √осударство, которое превращаетс€ в огромную и всесильную человеко-техническую тотальность, в состо€нии вывести общество из того уныни€ и хаоса, в котором оно оказалось после ѕервой мировой войны.

 

—овокупность идей, объедин€емых пон€тием "консервативна€ революци€", активно разрабатывалась после ѕервой миро-

 

 

вой войны группой немецких интеллектуалов, и, по словам французского историка Ћ. ƒюпе, в 1920-е гг. именно "консервативные революционеры", а не нацисты "формировали доминирующую контридеологию эпохи" [230]. »х взгл€ды во многом сформировали идейные основани€ дл€ подступающего немецкого национал-социализма [231].

 

230 Dupeux L Histoire cultural de l'Allemagne 1919-1960. Pans, 1989. P. 45.

231 —м.: ¬ишневский A.√. ”каз. соч. —. 12.

 

 

ё.Ќ. —олонин характеризует становление германского национал-социализма и его св€зь с идеологией "консервативной революции" следующим образом: "√ерманский национал-социализм вышел из очень сложного политико-идеологического месива начала 1920-х годов, которое несло на себе совершенно иную, часто мен€ющуюс€ терминологическую маркировку. ќно именовалось одними иногда как "национал-социализм", другими как "новый национализм", а его поступательное развитие нередко мыслилось как эпоха "консервативной революции"...

 

ѕлатформу дл€ этого весьма неоднородного в идейном отношении течени€ составили мечтани€ о национальном возрождении могучей √ермании в силе и славе, сплоченной и гармонически устроенной в социальном отношении. ¬осстановление монархии не рассматривалось как желательный политический шаг: вильгельмовский режим был от€гощен виной за поражение, за потакание буржуазности, за разложение нации и пр. Ќо главными противниками в национальном масштабе пока считалась ¬еймарска€ республика как олицетворение буржуазной демократии и либерализма и левые движени€. »стоки нового национализма можно найти в традици€х консервативного романтизма 1820-1830-х годов (ј. ћюллер), развившего органическую теорию общества и государства в восприн€тую и развитую, между прочим, в социальной философии австро-немецкого философа и государствоведа ќтмара Ўпанна уже в XX столетии. Ќо главную стимулирующую роль сыграло переживание войны и ее последствий дл€ нации во всех выражени€х. ќно было выражено не только в трудах политических теоретиков или в политической публицистике, наполненной прорица-

 

 

 

 

ни€ми, предчувствовани€ми и ожидани€ми. ≈го трансформировали соответственно специфике €зыка и технике выражени€ идей литераторы, художники, музыканты, философы, религиозные де€тели. ѕомимо ќ. Ўпанна можно было бы указать также на Ё. Ўпрангера, Ћ.  лагеса, √. ƒриша, не уклонившихс€ в свое врем€ от искуса внести лепту в развитие националистических настроений. ќ том, что наступило "врем€ решений", писал ќ. Ўпенглер, однако его соответствующа€ книга, вышедша€ после прихода к власти нацистов, уже не казалась достаточно радикальной, €сной и прочно св€зывающей национальные надежды с руковод€щей ролью √итлера" [232].

 

¬месте с тем исследователи этого идейного течени€ подчеркивают его неопределенность и политическую разнородность представителей. ќдним из тех, кто внес серьезный вклад в формирование доктрины консервативного национализма, был, как уже упоминалось, немецкий мыслитель Ёрнст ёнгер.

 

232 —олонин ё.Ќ. Ёрнст ёнгер: образ жизни и духа // ёнгер Ё. –абочий. √осподство и гештальт. —ѕб., 2000. —. 44.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1030 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1256 - | 1217 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.