Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕодходы к изучению культуры




 

‘илософско-антропологический подход. ѕервые попытки сделать культуру предметом научного изучени€, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии (или, как ее называют сейчас, этнологии). Ќа «ападе возникновение науки о культуре св€зывают с выходом в свет книги Ё. “айлора "ѕервобытна€ культура" (1871 г.).

 

 

“айлор Ёдуард Ѕернетт (1832-1917) - английский этнограф и исследователь истории культуры, первобытного общества и религии. ¬месте с √. —пенсером стал основоположником эволюционистской школы в истории культуры и этнографии.

 

»менно этнографи€ предстает как наиболее значительна€ и, пожалуй, наиболее существенна€ часть современного культурологического знани€, как его антропологическа€ ветвь, которую в —Ўј называют культурной антропологией, а в јнглии - социальной антропологией [24]. —оответственно культура, изучаема€ этнографией, получает иногда название этнической (или народной) культуры, определ€емой как "совокупность лишь тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой..." [25].

 

ќсновоположник английской антропологии Ё. “айлор определ€л культуру как сложное целое, которое слагаетс€ "из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" [26].

 

“айлор рассматривал человеческий род как целостное пон€тие, сохран€ющее свою однородность в результате действий всеобщего закона эволюции. “айлор пыталс€ упор€дочить этнографический материал хронологически, объ€сн€€ его как историю становлени€ человеческой цивилизации. ќн создал философско-антропологическую базу дл€ истолковани€ культуры и свел все разнообразие естественных €влений к де€ни€м человека, к культуре. “айлор поставил проблему культуры на антропологические основани€ и превратил человека в субъект культуры.  ультура оказалась антропологическим пон€тием [27].

 

24 “ам же. —. 19.

25 “ам же. —. 20.

26 ÷ит. по: ”айт Ћ.ј.  ультурологи€ //  ультурологи€. 1997. є 2-3. —б.

27 √уревич ѕ.—. ‘илософи€ культуры. ћ., 1994. —. 21-22

 

 

Ќар€ду с философско-антропологическим выдел€ют философско-исторический, культурологический, социологический, психологический и другие подходы к изучению и определению культуры [28].

 

28 —м.: ”айт Ћ.A.  ультурологи€ //  ультурологи€. 1997. є 2-3. —. 5-144; √уревич ѕ.—. ‘илософи€ культуры. ћ., 1994; ћежуев ¬.ћ.  ультурологи€ и философи€ культуры //  ультурологи€. 1997. є 2-3. —. 15-24.

 

 

‘илософско-исторический подход к исследованию феномена культуры претендует на то, чтобы раскрыть механизмы порождени€, возникновени€ самой человеческой истории. „еловек каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от природы к истории. ќтветить на эти вопросы, разгадать их - задача философии истории.

 

‘илософи€ истории восходит к позднему ѕросвещению (XVIII в.), когда закладывались основы глобального воззрени€ на историю человечества в целом. ‘илософский взгл€д на историю был развит ». √ердером, который рассматривал ее в контексте эволюции.

 

√ердер »оганн √отфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. — 1776 г. генерал-суперинтендант в ¬еймаре. ”же с начала 1770-х гг. √ердер становитс€ одним из наиболее вли€тельных мыслителей √ермании, главным вдохновителем движени€ "Ѕур€ и натиск", оказавшего большое вли€ние на √ете.

 

ќсновна€ работа √ердера "»деи к философии истории человечества" (“. 1-4, 1784-1791). ƒл€ √ердера истори€ человека начинаетс€ с момента зарождени€ ¬селенной. „еловеческа€ жизнь невозможна без соотнесени€ ее с окружающим человека миром природы. √лавна€ особенность всех уровней мироздани€ заключаетс€, по мнению √ердера, в том, что нижние его "этажи" подготавливают по€вление верхних. ѕрирода в целом - телеологична, т.е. обладает внутренней целью. ÷ель эта состоит в том, чтобы создавать все более совершенные организмы. √ердер описывает последовательные этапы развити€ мира - от возникновени€ солнечной системы к возникновению «емли; от геологической стадии земной эволюции к по€влению первых растительных существ; от растений к животным; от животных к человеку. ѕри этом предшествующие стадии вполне реализуют

 

 

 

себ€ именно в по€влении следующих стадий. “ак, существование животных вполне оправдывает себ€ в человеке. “аким образом, в мире ничто не существует само по себе, обособленно. ¬с€кий организм существует в качестве мостика дл€ другого, более совершенного организма. » только в человеке природа обнаруживает себ€ полностью. „еловек, согласно √ердеру, существует не дл€ чего-либо другого, более высокого, но дл€ самого себ€. ќн - кульминаци€ природы, вершина развити€. „еловек - самоцель. ¬ его разумной, нравственной де€тельности аккумулируютс€ все природные силы и возможности.

 

ѕравда, человек не €вл€етс€ вершиной эволюции с самого своего по€влени€ в мире. „еловек создает себ€ сам из природного материала. „еловек - культурное существо, т.е. существо образовывающее, воспитывающее себ€. ѕо мнению √ердера, "золотой век" человека не находитс€ в начале человеческой истории, как считал –уссо. ¬начале человек дик и некультурен; творение человека (самотворение) начинаетс€ позже. "«олотой век" человека впереди [29].

 

29 —м.: —трелков ¬.». ‘илософи€ эпохи ѕросвещени€ // ‘илософи€: ”чебник дл€ вузов / ѕод ред. ¬.ƒ. √убина, “.ё. —идориной. ћ., 2003.

30 √ердер ».√. »деи о философии истории человечества // √ердер ».√. »збранные сочинени€. ћ.; Ћ., 1959. —. 243-244.

 

 

—огласно √ердеру, "если бы человек все извлекал из себ€ самого и развивал это без св€зи с внешними предметами, то, правда, была бы возможна истори€ человека, но не людей, не всего рода человеческого. Ќо наш специфический характер заключаетс€ именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнени€ в течение всей жизни воспитываемс€ до уровн€ человечности, и на этом основываетс€ наша способность как к совершенствованию, так и к порче и разложению...

 

ћы можем при желании дать этому второму рождению человека, проход€щему сквозь всю его жизнь, название, св€занное либо с обработкой земли - "культура", либо с образом света - "просвещение"" [30].

 

 ак природное существо человек неоднороден. ¬ своем существовании он определ€етс€ географическими услови€ми его

 

 

быти€. ќднако географические услови€ €вл€ютс€ только толчком дл€ начала культурного процесса.  ультурность человека - не природный продукт. „еловек сам несет за нее ответственность. “ем не менее географическа€ среда создает предпосылки дл€ различи€ рас. –асовые типы, согласно √ердеру, неизменны. Ќаиболее продвинутой, т.е. склонной к посто€нному развитию расой, €вл€етс€ европейска€.

 

—оциологический подход к изучению культуры рассматривает ее в контексте организации и образовани€ жизни общества. ¬первые пон€тие "социологи€ культуры" было введено в социологическую науку ћ. јдлером. ѕод предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становлени€ и функционировани€ культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. ќднако в такой трактовке пон€тие "социологи€ культуры" не получило широкого распространени€ в западноевропейской социологии. ќсновна€ причина заключалась в традиционной близости пон€тий общество и культура. “ак, Ћ. ”айт считал, что социологи€ не способна отделить культурное от социального. —оциологи€, по ”айту, рассматривает культуру лишь как аспект социальных взаимосв€зей, в то врем€ как общество есть функци€ культуры. ѕоэтому социологи€ не может сделать культуру предметом социального исследовани€ как особого класса €влений. ќсновные аргументы критиков ћ. јдлера сводились к тому, что социологи€ культуры подмен€ет пон€тие "социологи€".

 

ѕредставители такого направлени€ в социологии, как структурный функционализм, резко сузили предмет социологии культуры. Ќапример, структурный функционализм “. ѕарсонса базируетс€ на принципе культурного детерминизма, согласно которому культура €вл€етс€ основой развити€ и функционировани€ всех сфер жизнеде€тельности общества [31].

 

31 ќрлова ».Ѕ. —оциологи€ культуры // Ёнциклопедический социологический словарь / ќбща€ ред. √ ¬. ќсипова. ћ, 1995. —. 720.

 

 

“еоретик и социолог культуры Ћ.√. »онин, размышл€€ об особенност€х социологического подхода к пониманию и исследованию культуры, обращаетс€ к пон€тию репрезентативной культуры, введенному современным немецким философом ‘. “енбруком. " ультура, - пишет “енбрук, - €вл€етс€ общественным фактом постольку, поскольку она €вл€етс€ репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значени€ и ценности, которые действенны в силу их фактического признани€. ќна охватывает все веровани€, представлени€, мировоззрени€, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно раздел€ютс€ людьми, либо пользуютс€ пассивным признанием" [32].

 

»онин развивает эту мысль: "Ѕудучи репрезентативной, культура перестает быть феноменом, пассивно "сопровождающим" общественные €влени€, которые при этом протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. –епрезентативна€ культура репрезентирует, представл€ет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают дл€ действующих индивидов. » означают они дл€ них только то и именно то, что дано в культурной репрезентации. “олько это существует дл€ членов общества и только в этом, то есть в культурной репрезентации, и существует общество" [33].

 

32 ÷ит. по: »онин Ћ.√. —оциологи€ культуры. ћ., 2000. —. 19.

33 “ам же.

 

 

— позиций социологического понимани€ культуры, »онин спрашивает, как же репрезентативна€ культура относитс€ к обществу, т.е. к социальной структуре, институтам, системам статусов, понимаемым как жесткие объективные образовани€, которые вовсе не регулируютс€ "мнени€ми", но, наоборот, служат рамками, принудительно регулирующими отношени€ между людьми? ќтвет на этот вопрос будет таким: все эти жесткие социальные факты при всей своей очевидной жесткости €вл€ютс€ именно фактами репрезентативной культуры, ибо они есть производное от идей, которые "действенны в силу их фактического признани€". ≈сли прин€ть этот ответ, то можно сделать вывод, что все эти жесткие социальные факты €вл€ютс€ не чем иным, как фактами культуры. ѕри этом не возникает необходимости противопоставл€ть культуру и общество.  ультурное видение и социальное видение - это просто два разных аспекта

 

 

 

видени€ одного и того же феномена. ¬ любом эмпирическом €влении социальной жизни невозможно отделить "социальную часть" от "культурной части".

 

ƒругое дело, продолжает »онин, что развитие и изменение всех этих жестких структур совершаетс€ при ведущей роли культуры. ¬ общественном развитии культура первична; на каждом этапе развитие культуры св€зано с борьбой идей, т.е. с выдвижением альтернатив, их обсуждением и активной поддержкой, либо с пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной.

 

—тав фактически действенной, эта альтернатива через поведение, ориентированное на ее поддержку, превращаетс€ из объективно правильной в просто объективную, т.е. в жесткий социальный факт, не перестава€ при этом быть фактом культуры [34].

 

¬озвраща€сь к определению репрезентативной культуры ‘. “енбрука, »онин отмечает, что ее главна€ характеристика заключаетс€ в том, что все представлени€, идеи, мировоззрени€, убеждени€, веровани€ и т.п., которые вход€т в репрезентативную культуру, €вл€ютс€ действенными в силу их признани€. ƒругими словами, это те идеи, представлени€, веровани€, которые в совокупности составл€ют генеральное определение ситуации нашей жизни.

 

ќбъективные структуры и институты, точнее говор€, наши представлени€ об этих структурах и институтах как объективных вещах вкупе с нашими представлени€ми о характере этой объективности также вход€т в это определение, т.е. €вл€ютс€ элементами репрезентативной культуры.

 

≈сли приведенное рассуждение справедливо, заключает »онин, то социологи€ как культурный анализ оказываетс€ шире и масштабнее, чем объективистска€, натуралистическа€ социологи€, ибо она предполагает не только объективное изучение социальных €влений и процессов, но и изучение предпосылок и условий этой объективности. ѕри этом социологи€ возникает и продолжает существовать как наука о культуре [35].

 

34 »онин Ћ.√. ”каз. соч. —. 20.

35 “ам же. —. 36.

 

 

***

 

»так, моральные и духовные ценности, обычаи, нормы поведени€, религиозные обр€ды, социальные св€зи и жизненный опыт, идеи, знани€, вещи и технологии, профессиональное мастерство и многое другое создавали и продолжают создавать и составл€ть культуру человечества.

 

Ќа рубеже XIX и XX вв., в XX в. - в преддверии нового столети€ и гр€дущего тыс€челети€ передовое человечество (носитель определ€ющей культуры) пережило череду кризисных потр€сений, которые нанесли существенный удар сложившейс€ системе человеческой культуры.  ультура про€вила себ€ в свойственной ей роли "второй природы" - среды обитани€ человека и общества. ¬ буре социокультурного кризиса эта среда проходила испытание на прочность. »спытание неизбежное и трагическое по своим последстви€м. —овременное человечество выросло из оде€ний прежней культуры. ѕоэтому кризис западноевропейской культуры - это одновременно начало и диагноз. ¬ этой св€зи культура Ќового времени представл€етс€ в качестве некоего самосто€тельного творческого существа, самотвор€щего творческого гени€.  ультура Ќового времени зарождаетс€ в собственных недрах, развиваетс€ и развивает в себе свое иное (если проводить аналогию с абсолютной идеей √.¬.‘. √егел€) - цивилизацию (если оперировать терминологией ќ. Ўпенглера).

 

¬ финале этой творческой драмы - социокультурный кризис.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2303 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

545 - | 471 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.