Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елиги€ и свобода совести

 

ѕод религией обычно понимаетс€ особа€ духовно-практическа€ св€зь между людьми, возникающа€ на основе общей веры в высшие ценности, которые дл€ них €вл€ютс€ основным смыслом жизни. Ётимологически термин Ђрелиги€ї означает восстановление утраченной св€зи, ибо, согласно христианской традиции, после грехопадени€ первого человека така€ св€зь была утер€на и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришестви€ и полного обновлени€ человека и мира. √лавным в понимании феномена религии и ее роли в жизни человека €вл€етс€ у€снение сущности веры. Ётимологически термин Ђвераї происходит от древнеиранского корн€ Ђварї, что означает Ђправдаї и Ђверностьї. —одержательно вера понимаетс€ как мировоззренческа€ позици€ и одновременно психологическа€ установка, направленна€ на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. ¬ера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасении души, воскресении, вечной жизни и т.д.), и в этом смысле она не требует доказательств.

¬ажно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творитс€ самим человеком, а даетс€ ему в актах богопознани€ и откровени€. ¬ера или неверие выбираютс€ человеком свободно и €вл€ютс€ актом личностного самоутверждени€, но, сделав этот выбор, личность не может не изменитьс€ внутренне, не изменить своего отношени€ к миру и люд€м, своего поведени€. ¬ этом смысле нужно подчеркнуть как сходство, так и различие религиозного и философского подходов к реальност€м мира и человека. ‘илософи€ есть осознание самого человеческого сознани€, его границ и возможностей в смысле решени€ самых коренных вопросов человеческого быти€ Ч о жизни и смерти, смысле существовани€ и его противоречи€х, материи и духе, пространстве и времени. –елигиозное сознание пытаетс€ пон€ть ќткровение, замысел “ворца относительно человека и его истории, исход€ из того, что человек в христианской теологии Ч Ђобраз, подобиеї Ѕога. ≈сли в классической теории познани€ объект Ђдаетс€ї субъекту в зависимости от своей природы и возможностей познающего, то по отношению к Ѕогу это невозможно в принципе.

Ќесомненно, одной из важных и наиболее прит€гательных дл€ человека религиозных ценностей €вл€етс€ сама иде€ Ѕога как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам представителей свободомысли€  . Ћамонта и ѕ.  уртца, Ђиллюзи€ бессмерти€ї и Ђискушение потустороннимї. »меетс€ в виду, что Ѕог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонени€, бесспорна€ и безусловна€ высша€ ценность. Ќедаром в христианской догматике самым т€жким грехом считаетс€ хула на —в€того ƒуха, а состо€ние богооставленности рассматриваетс€ как наиболее ущербное дл€ человека. ƒл€ ислама пон€тие Ђневерногої, или иноверца, может рассматриватьс€ в качестве объекта дл€ обращени€ в истинную веру или джихада, т. е. св€щенной войны.

ќсобенно €рко така€ позици€ про€вл€етс€ у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаютс€ такие ценности, как автономи€ личности, авторитет –азума, пон€тие прогресса и т.д. ¬ то же врем€ религиозный фанатизм и экстремизм как духовна€ основа фундаментализма несут в себе черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. ¬от почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его про€влений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в св€зи с системой нерелигиозных ценностей.

–ечь идет о феномене свободомысли€ как своеобразном €влении духовной культуры, берущем свои истоки еще в древневосточных и античной цивилизаци€х. —вободомыслие принимало различные исторические формы, такие как богоборчество, скептицизм (ѕ. Ѕейль и ƒ. ём), пантеизм и деизм (многие ученые Ќового и новейшего времени), атеизм и светский гуманизм и др. —реди выдающихс€ свободомысл€щих ученых можно назвать такие имена, как Ѕ. –ассел, 3. ‘рейд, Ё. ‘ромм, ∆. -ѕ. —артр, ƒж. ’аксли, ѕ.  уртц,  . Ћамонт и др. ќни убеждены в том, что человек должен иметь мужество дл€ критического рассмотрени€ всех феноменов своей жизни, в том числе и религиозной веры, остава€сь на позици€х здравого скептицизма. Ќе отверга€ необходимости религиозных ценностей дл€ миллионов верующих и признава€, что человек, видимо, нуждаетс€ в мире иллюзий, мифов и фантазий, помогающих ему выжить, они исход€т из того, что трансцендентальное искушение таитс€ в сердце человека. ≈го невозможно преодолеть чисто рационалистическими умозаключени€ми и выводами, а тем более силой и насилием. Ќеобходимы диалог и дискусси€, выработка компромиссов и взаимодействие науки и религии на основе принципа взаимодополнительности в рамках общечеловеческой культуры. ¬ любом случае нужно избежать фанатизма, св€занного с ортодоксально-догматическим подходом, культивировать две главные гуманистические добродетели: разум и мужество.

–еализаци€ этих принципов возможна при соблюдении одного из важнейших прав человека Ч право на свободу совести и свободу вероисповедани€. Ёта проблема в виде веротерпимости и преследовани€ иноверцев прослеживаетс€ на прот€жении всей истории. ќна не раз была предметом острейших политических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве.

√осударство в той или иной форме достаточно жестко определ€ло свою политику по отношению к религии. ¬ –оссийской империи две религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные секты). —вободомыслие и атеизм преследовались по закону. ¬ современной –оссии действует «акон Ђќ свободе совести и о религиозных объединени€хї от 1 окт€бр€ 1997 г., где под свободой совести понимаетс€ Ђправо исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и мен€ть, иметь и распростран€ть религиозные и иные убеждени€ и действовать в соответствии с нимиї. «аконом закрепл€етс€ и охран€етс€ как светский характер государства и равенство всех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношени€ к религии. Ёто особенно важно, поскольку избрание той или иной системы ценностей (как религиозной, так и светской) €вл€етс€ сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью. Ѕолее того, нужно подчеркнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким €вл€етс€ –осси€, общенациональна€ иде€ должна быть нерелигиозной, светской. ¬ противном случае невозможна выработка национального самосознани€ всех росси€н, а общество будет обречено на посто€нную конфронтацию.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
—вобода и ответственность Ч вечна€ дилемма | ¬ера и знание
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1600 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

431 - | 405 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.