В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.
Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.
Так, Ф. Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 видов движения.
Движение — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» — направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX — начале XX в., пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т. е. оторвать движение (а энергия — общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.
Сторонники концепции «тепловой смерти Вселенной» пришли к заключению, что все формы движения в природе должны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится и движение прекратится, наступит «конец мира».
Однако данная концепция, как и «энергетизм», несовместима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.
Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противоречие» (Гегель).
Мысль о противоречивости движения была уже достаточно четко сформулирована древнегреческим философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях — неразрешимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышлении, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.
Итак, материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных ceowc форм. Основными из та являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное (общественное). Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.
В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней.
Стало необходимым различать квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.
Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислоты ДНК и РНК.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить друг в друга.
2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.
3. Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.
4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (XVII—XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм — форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редукция — если ее не абсолютизировать — вполне полезный прием познания.
5. Подобно восхождению форм движения от низших к высшим, изучающие их крупные отрасли науки должны развиваться одна из другой: механика — физика — химия — биология — социально-гуманитарные науки.
Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса являются: возникновение качественно нового, направленность, поступательность (иерархичность), противоречивость, цикличность (спиралевидность), единство количественных и качественных изменений, необратимость.
Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия предмета, то данный процесс по существу является саморазвитием. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые самоорганизующиеся органические системы.
В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление» (первоначальное формирование предмета), «прогресс» (восхождение от низшего к высшему), «регресс» (нисхождение от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.
В современной науке категория «развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающего сопряженное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюционизм», который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры.