Валерий Павлович Кохановский
Философия: конспект лекций
«Философия: конспект лекций»: Феникс; 2008
ISBN 978-5-222-13381-1
Аннотация
В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, теоретической и социальной философии.
Рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании.
Философия: конспект лекций
Раздел 1: История философии
Лекция 1: Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. Предмет философии.
2. Специфика философского знания.
3. Структура философии.
4. Место и роль философии в культуре.
Предмет философии
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия — древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.
Начиная с античных времен (в Европе — с VII—VI вв. до н.э.) философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этого слова).
Немецкий мыслитель И. Кант (1724—1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во-вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.
Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.
Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того, чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной плоскости, чем мысль ученого.
Ученый ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ — главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования». Но между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.
Философия, таким образом, заключает в себе два начала. По выражению английского философа Б. Рассела (1872—1980), философия — это «ничейная земля», расположенная между наукой и религий: с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией — выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта.
Но точнее было бы все же говорить о близости философии не к религии (ведь были и философы-атеисты, резко критиковавшие религиозное мировоззрение), а к духовно-практическому способу освоения человеком мира вообще. Еще точнее следовало бы, видимо, сказать так: философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т. е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй — это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания.
В духовном мире человека философские воззрения переплавляются в убеждения — это значит, что они не сводятся к сумме готовых знаний и не могут быть поэтому привнесены в головы людей чисто «книжным» путем. Они воспринимаются не только «головой», т. е. доводами разума, но и «сердцем» — только тогда человек готов принять их как собственную жизненную программу и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Отказ от прежних взглядов, самокритика и переосмысление их, конечно, возможны. Но, как и любая переоценка, ценностей, они переживаются всякий раз как потрясение, как душевный надлом и кризис, духовная драма, но не просто как обретение новых знаний, новой информации. Искусственный же, тем более насильственный «экспорт» философского мировоззрения из одной страны или эпохи в другие условия, в другие культуры невозможен, если только собственный социальный опыт этих людей не подготовил их к восприятию «чужих» идей как своих собственных.
Интернационализация, глобализация общественной жизни в XIX—XXI вв. значительно сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Но и в наше время судьба философских идей зависит от многих явлений жизни (стереотипов массового сознания, национальной психологии, особенностей языка и культуры и т.п.).