Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпикурейцы, стоики. ¬тора€ софистика




¬ ту самую эпоху, когда мен€етс€ очерченна€ выше обща€ ориентаци€ стоицизма и платонизма, эпикуреизм занимает довольно прочное положение в кругах римских интеллектуалов. Ёпикурейцев изгон€ли из –има уже во II веке, но их попул€рность продолжала расти. ќб этом мы можем судить по сочинению Ћукреци€ Ђќ природе вещейї (ок. 55 г. до н.э.), где он возносит в прекрасных латинских стихах хвалы своему греческому кумиру, а также ведет традиционную дл€ эпикурейцев полемику с ѕлатоном. ќб этой же распространенности эпикуреизма свидетельствует и ÷ицерон, которому в свою очередь приходитс€ вести решительную полемику с эпикуровым учением. ¬ трактате Ђќ высшем благе и крайнем злеї (45 год), в первых двух книгах, действие которых относитс€ к 50 году и представл€ет собой беседу ÷ицерона с двум€ достойными юношами, ÷ицерон излагает и опровергает учение Ёпикура о наслаждении, а в трактате Ђќ природе боговї (45-44 год), €кобы воспроизвод€щем беседу 77-76 годов между трем€ образованными римл€нами, эпикурейцев представл€ет друг оратора  расса сенатор √ай ¬еллей.

Ќеприемлемость и пр€мой вред эпикурова учени€ очевидны дл€ ÷ицерона (что не помешало ему ознакомитьс€ с еще не изданной поэмой Ћукреци€ и выправить еЄ), но не меньше его раздражает невежество эпикурейцев. ¬ ответ на речь ¬елле€  отта, другой участник диалога замечает: "...вы твердите словно заученный урок то, что Ёпикур, зева€, набредил, а сам он, между прочим, хвалитс€, как мы видим из его писем, что он-то не имел никакого учител€. ƒа если бы он и не предупредил, € мог бы легко в это поверить... Ќе пахнет от Ёпикура ни јкадемией, ни Ћикеем, не чувствуетс€ в нем даже школьного образовани€" (I 72). ’от€ мы уже видели, что к образу Ёпикура-самоучки нужно относитьс€ осторожно, в данном случае необходимо обратить внимание на другое: изложение учени€ Ёпикура ¬еллей предвар€ет критической сводкой платоновского и стоического учени€ и обнаруживает €вное знакомство с доксографическими компенди€ми того времени, излагавшими взгл€ды ранних философов (18-41).

» действительно, к этому времени эпикурейцы €вственно цивилизуютс€, и общее стремление сознательно вместить в свой кругозор предшествующую философию свойственно также и им. ќб этом можно судить по библиотеке современника ÷ицерона друга ѕизонов эпикурейца ‘илодема, найденной на так называемой "вилле папирусов" в √еркулануме. Ѕиблиотека дает представление о необыкновенной эрудиции ее владельца. Ёпикурейцы этого периода погружены в изучение платоновской и стоической традиции, и в данном случае не так важно, что целью этих ученых штудий могла быть и полемика. ѕросвещенный эпикуреизм оказал несомненное вли€ние на поэта √ораци€. ќтметим также, что доксографический компендий ‘илодема по истории философии в дес€ти книгах был, в частности, одним из важнейших источников дл€ ƒиогена Ћаэрти€.

—уд€ по той полемике, котора€ велась с эпикурейским учением в I-II веках н.э. можно судить о том, что их учение прочно вошло в обиход школьных дискуссий. ¬ частности, ѕлутарх ’ерон ейский в своих Ђћоралиаї опровергает р€д положений эпикурейской философии в трактатах Ђ’орошо ли сказано "проживи незаметно"ї, Ђќ невозможности жить в удовольствие согласно Ёпикуруї, Ђѕротив  олотаї.

»звестно им€ еще одного эпикурейца поздней эпохи (рубеж II-III веков н.э.) Ч ƒиогена из Ёноанды, составившего сводку эпикуровского учени€ и записавшего ее на каменной стеле, фрагменты которой были найдены в 1884 году. Ќо уже задолго до этого времени у эпикуровского учени€ и его школы не было никаких перспектив плодотворного развити€.

≈сли тенденци€ попул€ризации философии в эпикуреизме про€вилась уже у его основател€, в стоицизме с его подчеркнутой в ранний период школьной окрашенностью она развивалась постепенно, причем собственно попул€рной философи€ стоиков становитс€ у римл€н.   концу первого века образованность в –име уже €вно предполагала знакомство с философией, и такой необходимой дл€ образованного человека философией все более оказываетс€ стоицизм, не исключавший после ѕанети€ и ѕосидони€ платонического вли€ни€ и могущий при необходимости заимствовать элементы эпикуреизма. “аким образом, теперь дело идет не об исключительном случае ÷ицерона, например, сознательно ставившего своей целью ознакомление римл€н со стоицизмом и платонизмом, а о превращении философии в необходимый элемент общего образовани€.

¬ частности, о вли€нии стоицизма и его вли€тельности можно судить по тому, до какой степени именно стоицизм инспирировал великого эпика ¬ергили€, ЂЁнеидаї которого пронизана стоическим учением о роковой предопределенности мирового и исторического процесса.

¬еро€тнее всего к традиции просвещенного стоицизма принадлежал јрий ƒидим, друг и советник императора јвгуста, наставник ћецената, автор сводки философских учений стоиков, перипатетиков и академиков, изложенных по школам, а в рамках школы Ч по проблемам (логика, этика, физика, Ч здесь јрий опиралс€ на платоника ≈вдора јлександрийского). ѕо-видимому, јрий не испытывал никакого интереса к эпикуреизму и не излагал его.

¬ойд€ в поле зрени€ образованных римл€н, не стрем€щихс€ стать профессиональными ("школьными") философами, стоицизм предполагает теперь интенсивную разработку в соответствующих попул€рных жанрах: увещани€, утешени€, письма. »менно с этими жанрами мы сталкиваемс€ у —енеки. ¬оспитатель будущего императора Ќерона прежде всего развивал этическую проблематику, то есть учил цивилизованно и осмысленно реагировать на любые жизненные про€влени€.

ƒл€ этого в качестве основной модели поведени€ создавалс€ идеал мудреца, умеющего достойно вести себ€ при всех обсто€тельствах: перед лицом неудач, болезней, смерти. ћудрец знает, что и весь мир ждет "выжигание", и дл€ него всегда открыто избавление от невзгод этого мира: путем самоубийства он может добровольно уйти из жизни. ‘илософ-стоик становитс€ нравственным руководителем дл€ тех, кто не хочет безвольно подчин€тьс€ превратност€м судьбы, но стремитс€ пон€ть свой рок и, пон€в, любит его. ћетафора философа-врача, исцел€ющего души, становитс€ чрезвычайно распространенной в этот период.

‘илософ-стоик, посто€нно контролирующий себ€ и стрем€щийс€ излечить обращающихс€ к нему за духовной поддержкой, не чувствует необходимости писать, но устные наставлени€, беседы, проповеди станов€тс€ важным и культивируемым жанром. “ак, неизвестны сочинени€ вли€тельного римского стоика ћусони€ –ифа (ум. ок. 101 г.), ничего не писал его ученик Ёпиктет (ум. ок. 140 г.); обращенные Ђ  самому себеї составленные на греческом €зыке записки римского императора (161-180 гг.) ћарка јврели€ свидетельствуют о том, что именно совершенный человек, а не совершенное сочинение было целью подлинного философа-стоика.

ћежду тем и записки ћарка јврели€, и ЂЅеседыї Ёпиктета, записанные его учеником ‘лавием јррианом, стали чрезвычайно вли€тельными греческими текстами, представл€ющими стоицизм римского периода. »м€ јрриана отсылает нас к тому движению II века, которое получило название ¬торой софистики и самым €рким образом символизировало возвратный пафос всей греко-римской культуры, который определ€ет ее характер в этот период.

¬ –име эта неизбежна€ метаморфоза всей античной культуры подготавливалась с тех самых пор, когда римл€не только-только стали приобщатьс€ к достижени€м греческой культуры. ≈стественным и в то же врем€ исключительным образом (ни одна друга€ культура, сталкивавша€с€ до сих пор с греческой, этого не делала) римл€не стремились обрести на латинском €зыке и в пределах собственной культуры то, что уже стало досто€нием греков, достижени€ которых воспринимаютс€ в качестве образцов. »менно это отношение к более развитой культуре как к образцу побуждает римл€н уже во II-I веках до н.э. подражать грекам и соревноватьс€ с ними. ÷ицерон в ЂЅрутеї (67-68 год) говорит о римл€нах, которые восхищаютс€ греческой стариной и "хот€т быть √иперидами и Ћиси€ми; прекрасно, но почему они не хот€т быть  атонами?.. ќткуда это восхищение Ћисием и √иперидом, в то врем€ как  атон совершенно забыт?".

—ам ÷ицерон полон патриотического внимани€ к истории римского красноречи€ и ко всему тому, что способствует культивированию мудрости в –име. Ќо вместе с тем, что занимает ÷ицерона, как не иде€ быть ѕлатоном дл€ римл€н? » поскольку ѕлатон написал Ђ√осударствої и Ђ«аконыї, ÷ицерон делает то же самое. ≈сли у греков были √омер, √есиод, ‘еокрит, то у римл€н их стремитс€ заместить ¬ергилий. √ораций воспроизводит поэзию эолийцев,  атулл Ч александрийцев, “еренций стал дл€ римл€н вторым ћенандром, а —енека с гораздо меньшим успехом стремилс€ в своих трагеди€х представить римл€нам —офокла и ≈врипида, решительно усовершенствовав их в стоическом духе.

“от же —енека ополчаетс€ против авторитета ÷ицерона, его плем€нник поэт Ћукан Ч против ¬ергили€. Ќо классицистическа€ реакци€ становитс€ преобладающей тенденцией, и римские авторы постепенно начинают входить в число бессмертных, заслуживающих безусловного почитани€ и подражани€: те же ÷ицерон и ¬ергилий воспринимаютс€ как ѕлатон и √омер римл€н, и вокруг них постепенно выстраиваетс€ универсум римской культуры.

Ёта тенденци€ сблизить две культуры Ч римскую и греческую Ч свойственна как римл€нам, так и грекам. √рек ѕлутарх в Ђѕараллельных жизнеописани€хї рисует греческое прошлое в сопоставлении с прошлым римл€н. ¬ конце I века н.э. цивилизованные римл€не про€вл€ют станов€щийс€ модным интерес к греческим древност€м, но уже во втором веке происходит решительна€ метаморфоза: јнтонины и специально император јдриан на уровне империи поддерживают эту тенденцию восстановлени€ греческой культуры. јдриан рассматривает –им как греческий город и, в частности, создает в –име јтенеум Ч центр благородных искусств, Ч однако не дл€ воссоздани€ исконной римской культуры, а дл€ того, чтобы в –име развивать культуру греков. »менно в этой атмосфере и развиваетс€ ¬тора€ софистика.

—тремление восстановить в буквальном виде традиции греческой литературы V-IV веков до н.э. приводит к по€влению таких фигур, как Ёлий јристид (ум. 189 г.), соблюдавший чистоту аттического стил€ и воспроизводивший стиль ƒемосфена; он также многим об€зан ѕлатону, а из историков предпочитает ‘укидида. ‘лавий јрриан, о котором шла речь выше, хочет быть  сенофонтом, который написал Ђ¬оспоминани€ о —ократеї: именно по его образцу јрриан записывает ЂЅеседыї Ёпиктета. ѕри этом речь идет именно о том, чтобы быть вторым  сенофонтом, а не просто его подражателем.

—тремление восстановить чистоту греческого €зыка и ввести его в круг благородных забав образованного человека свойственно Ћукиану из —амосаты (род. ок. 120 г.), в р€де своих блест€щих безделок воспроизводившему, в частности, особенности учений современных и предшествовавших философов.

≈ще раз подчеркну, что это стремление буквально возродить греческую культуру давно прошедших веков ее классического расцвета происходит в –имской империи и поощр€етс€ римскими императорами: в частности, дл€ многих из них греческий становитс€ вторым родным €зыком. Ёто способствует тому, что ко второму веку мы можем говорить об единой греко-римской культуре, в пределах которой и готовилось постепенно глобальное возвращение к истокам первой европейской культуры Ч греческой, предполагавшее вмещение всех ее достижений. ѕоскольку речь идет о философии, это общее возвратное движение античной культуры было св€зано прежде всего с де€тельностью пифагорейцев, аристотеликов и платоников.

Ћитература:
Ўичалин ё.ј. Ёпикурейцы, стоики. ¬тора€ софистика./»стори€ философии. «апад-–осси€-¬осток.  нига перва€. ‘илософи€ древности и средневековь€.- ћ.:√реко-латинский кабинет, 1995 - с.148-152

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1181 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 519 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.