Организация учебных занятий
Лекции.Орг

Поиск:


Организация учебных занятий




1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа учащихся Самостоятельная работа трудоемкость (в зач.ед.)
лекции семинары консультации практ. занятия лаб.работы контр. работы коллоквиумы в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация под рук-вом препод-ля в присутствии препод-ля в т.ч. с использованием метод. материалов в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация объем активных и интерактивных форм учебзанятий
Очная форма обучения
М.2.1 24 24 4 8 4 64 128

1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Занятия проводятся в группе до 20 человек 4 часа в неделю в смешанной лекционно-семинарской форме. В качестве контроля за текущей успеваемостью используются тесты, коллоквиумы, короткие эссе; итоговая аттестация по курсу – экзамен.

Код модуля в составе дисциплины Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
М 2.1 Экзамен В период сессии с 05.01 по 25.01    
   
Написание реферата на тему прочитанных текстов (объем – 5000-6000 знаков): октября
  Написание реферата на тему прочитанных текстов (объем – 5000-6000 знаков): 19 ноября
Написание заключительной письменной работы (20-25 тыс.знаков) декабря

 

Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

 

Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)

1. Религия как объект научного исследования(лекция - 1ч.)

Религия как феномен культуры. Проблема определения религии. Методы изучения религии. Междисциплинарные исследования. Понимание, интерпретация, редукционизм.

Религиозное мировоззрение и религиозный этос. Проблема соотношения мифа, символа и ритуала.

 

2. Становление науки о религии(лекция - 1ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

Философия религии и религиоведение. Проблема происхождения мифов и ритуалов в античной философии религии. Христианство и другие религии в сознании человека средневековой Европы. Эпоха Возрождения и проблема «религиозного плюрализма». Великие географические открытия и наука о религии. XVII век: становление сравнительного изучения религий. Понятие «естественная религия». Философия Просвещения и наука о религии.

 

3. Формирование отечественной науки о религии (лекция - 2ч. с/р – 4 ч.).

М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев о мифологии славян. М.И.Попов, М.И.Чулков, А.С.Кайсаров, Г.А.Глинка – первые отечественные историки религии. Диссертация Д.С.Аничкова и ее значение для развития отечественного религиоведения.

 

4. Сравнительно-историческое языкознание и натурическая школа в религиоведении (семинар – 2 ч., с/р – 4 ч.).

Лингвистическая концепция возникновения мифологии М.Мюллера. Солярный и лунарный символизм. Мифологическое направление в российской фольклористике. А.Н.Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». А.А.Потебня. «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий».

5. Классический эволюционизм о религии (лекция - 2ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

Основной принцип классического антропологического религиоведения – эволюционное развитие человечества от дикости к цивилизации.

Э.Тайлор. Первобытная культура и возникновение религии. Анимизм – «минимум религии». Метод «пережитков» как способ реконструкции прошлого.

Э.Лэнг как критик Э.Тайлора. Прамонотеизм.

Дж. Фрейзер. Соотношение мифа и ритуала. Аграрные календарные культы. Магия и религия.

Р.Марретт. Религия и эмоциональное состояние человека. Преанимизм.

6. Становление антропологического религиоведения в России (лекция - 2ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

В.М.Михайловский о шаманстве. Н.И.Харузин о тотемизме у народов Сибири.

Л.Я.Штернберг Методологические принципы науки о религии. Проблема эволюции религиозных верований. Избранничество в религии. Близнечные культы. Первобытная религия в свете этнографии.

Е.В.Аничков. Проблема формирования обряда из хозяйственной потребности.

В.Г.Богораз. Стадии развития шаманства.

Петербургская религиоведческая школа и Музей истории религии.

7. Религия как объект феноменологических исследованиий (лекция - 2ч., с/р – 4 ч.).

Описательная феноменология

К.Тиле: основные принципы науки о религии (Religionswissenschaft). Наука о религии, понимаемая как философия религии, и сравнительное религиоведение. Морфология религии.

Универсальная классификация религий П.Шантепи де ля Соссе.

Э.Леманн. «Наука о религии». Проблема соотношения теологии и истории религии.

Э.Гуссерль и феноменологическое религиоведение.

Классическая феноменология

Р.Отто. «Священное». Г.Ван дер Леув. «Феноменология религии». Феноменология как пропедевтика теологии. Цели и задачи феноменологии религии.

Герменевтическая феноменология

И.Вах о науке о религии. Категория понимания. П.Тиллих о значении истории религии для систематической теологии. М.Элиаде: концепция «архаического человека» и «вечного возвращения». Иерофания как выражение священного. Функции мифа, символа и ритуала. Дж. Китагава о сравнительном религиоведении и феноменологическом методе.

8. Социально-психологическая интерпретация религии (лекция - 2ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

Э.Дюркгейм: религия как символическое выражение социальной реальности.

Сакральное и профанное. Религия и мораль. Религия как интегратор коллективных представлений. Религия как фактор социальной солидарности.

Исследование религиозных феноменов М.Моссом.

Л.Леви-Брюль. Особенности первобытного мышления (коллективное, пралогическое, мистическое). «Мистичность» и «сопричастность» как основные характеристики мышления.

Общность религии дописьменных культур и ранних цивилизаций. Проблема первобытных классификаций.


9. Религия как фактор социального изменения (лекция - 2ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

М.Вебер. Значение учения об «идеальных типах» для религиоведения. Концепция отношения религии к другим культурным институтам. Проблема влияния мировых религий на экономическую и социальную сферу в различных культурах. «Расколдовывание мира». Религия как фактор социального изменения. Типы институализации религий. Проблема типологии религий.

 

10. Проблема социокультурных функций религии(лекция - 2ч., семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

Религия в социальной динамике О.Конта.

К.Маркс о религиозном отчуждении и социальных функциях религии. Религия как идеология. Историческая природа религии и ее будущее.

Г.Зиммель. Религия как культурная форма, регулирующая процесс социального взаимодействия. Противоречия новых форм религиозности и традиционной религии как проявление «кризиса культуры».

Б.Малиновский. Функциональная интерпретация религии. Религия как «институт культуры». Магия и религия. Влияние мифа на социально-религиозное поведение.

А.Рэдклифф-Браун. Структурный функционализм и сравнительное изучение культур. Религия как способ контроля человеческого поведения.

Э.Эванс-Причард. Проблема интерпретации и понимания других культур.

Т.Парсонс. Религия как функциональная подсистема общества.

 

11.Психологические интерпретации религии(семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

В.Вундт о генезисе мифологии.

З.Фрейд. Проблема бессознательного. Роль религии в культуре. Религия как иллюзорное замещение подавленных природных инстинктов. Религия и мораль. Будущее религии.

Г.Рохейм. Психоаналитическое исследование первобытной религии.

К.Г.Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Архетипы как древнейшие универсальные идеи, отражающие общечеловеческий опыт в символической форме. Концепция мифологии. Анализ символов и догматов мировых религий. Религиозно-психологические аспекты алхимии.

Э.Нойман. Анализ архетипа «Великая Мать».

Э.Фромм. Проблема религиозных потребностей. Типология религий.

В.Франкл. Религиозность как поиск смысла жизни. Логотерапия и религия.

 

12. Религия как объект структуралистских исследований(семинар – 2 ч., с/р – 8 ч.).

К.Леви-Стросс. Первобытная религия как универсальная модель структуры человеческого сознания. Логика мифологического мышления. Изоморфизм магии и науки. Противопоставление магии и религии. Тотемизм как вид символической классификации.

Э.Лич. Критика исторических реконструкций. Первобытная религия как система «космологических» верований. Ритуал как воплощение мифо-космологических представлений. Э.Лич – критик М.Элиаде.

Г.Пеннер. Лингвистика как необходимое основание для объяснения религии.

Р.Барт. Культура как язык. Подлинные и неподлинные мифы.

13. Семантический анализ религии(лекция – 2 ч., с/р – 4 ч.).

Метафора и ее роль в создании языковой картины мира. Метафоризация и формирование мифологии. Имя как сущность. Тождество имени и его носителя. Апеллятивизация имени. Э.Кассирер. С.Лангер.

Язык и мифологическая модель мира. Мифология и фольклор. Реконструкции мифологической семантики современными семиотическими методами. (О.М.Фрейденберг. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н., Дьяконов И.М).

 

14. Проблема религиозного символизма в культурантропологических исследованиях (семинар – 2 ч., с/р – 4 ч.).

В.Тэрнер. Ритуальный символизм. Семантические параметры символа: экзегетический, опреационный, позиционный. Классифакационная структура ритуального процесса. Близнечные ритуалы. Ритуалы перехода. Понятие лиминальность.

К.Гирц. Религия как символическая система. Интерпретативная антропология как методология изучения религии.

15.Сравнительное религиоведение и социология религии: современный синтез (семинар – 2 ч., с/р –4 ч.).

Ж.Дюмезиль. Структура индо-европейской мифологии и трехчастная структура древнего индо-европейского общества.

Б.Вильсон. Социологическая методология в исторических исследованиях. Религия в социологической перспективе.

П.Бергер. Феноменологическая социология религии. Религиозный опыт и социальная реальность. Религия как священная космизация общественного порядка. Функции религии. Секуляризация и «еретический» императив.

Р.Белла. Эволюционная теория религии. Пять этапов эволюции. Дифференциация религиозных символов. Проблема секуляризации. Гражданская религия как система верований, символов и ритуалов, утверждающих общегосударственный ценности.

16. История религий как история. (лекция - 2ч., с/р – 4 ч.).

Конец XIX-начало XX в. Religionswissenschaft против Religionsgeschichte.Формирование историко-компаративного метода и его применение к истории религии. От истории религии к истории религий. Итальянская школа в истории религий. Р.Петтаццони.

Школа «Анналов» и «эпистемологическая революция» в истории и истории религий. Исследование «ментальностей» и история религии. Историческая антропология и история воображаемого. Ж. Ле Гофф. Культура и религиозность. К.Гинзбург, А.Я. Гуревич. Устная история, история повседневности, история идеологий и дискурсов, история памяти, гендерная история и др. парадигмы современной исторической науки и их преломление в истории религий.

17. Новые тенденции в религиоведении (лекция - 2ч., с/р – 4 ч.).

Когнитивные теории религии. Эволюционная психология о происхождении религии. Когнитивная теория ритуальных действий (Е.Т.Лаусон и Р.Макколей). Проблема естественности религиозных идей (С.Э.Гатри). Когнитивный аспект религиозного символизма (П.Буайе).

Этологический и социобиологический подходы к изучению религии. Влияниеработ К.Лоренца. Теория ритуала как фактора канализации агрессивности и страха (И.Эйбл-Эйбесфельдт).В.Буркерт. «Происхождение священного: следы биологии в ранних религиях» (1996). Проблема биологических оснований жертвоприношений, ритуалов избегания, инициаций, гадательной практики.

Изучение измененных состояний сознания. Три направления изучения: первое, изучающее культурное и социальное значение ИСС в рамках традиционных или синкретических религий (Э.Бургиньон), второе – изучает влияние наркотических веществ–галлюциногенов на формирование анимистических представления и шаманизм (У.Ла Барре и Ж. Сискинд); третье тесно связано с изучением физиологии человека (Р.Принс)

Гендерные исследования в религиоведении.

Коллоквиум 1. Отечественное религиоведение в ХХ веке.По материалам антологии: Вопросы религии и религиоведения. Вып.4. Антология отечественного религиоведения. Петербургская религиоведческая школа. М, 2010

Коллоквиум 2. Отечественное религиоведение в ХХ веке.По материалам антологии: Вопросы религии и религиоведения. Вып.4. Антология отечественного религиоведения. Петербургская религиоведческая школа. М, 2010





Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.