Ибн Исхак рассказал: «Когда Посланник Аллаха вернулся в Медину, к нему пришел Абу Басир Утба ибн Усайд — один из тех, кого насильно удерживали в Мекке. Когда он перебежал к Посланнику Аллаха, Азхар ибн Абд Ауф и аль-Ахнас ибн Шарик обратились с письмом к Пророку, требуя его выдачи. Направили с письмом человека из Бану Амир ибн Лувай и вместе с ним одного из своих рабов. Они оба пришли к Посланнику Аллаха с письмом Азхара и аль-Ахнаса. Пророк сказал: «О Абу Басир! Мы этим людям дали слово, как тебе известно. Наша религия нам не позволяет нарушать данное слово. Аллах найдет для тебя и таких, как ты, выход и облегчит ваше положение. Отправляйся к своему народу!» Абу Басир воскликнул: «О Посланник Аллаха! Ты возвращаешь меня язычникам, чтобы они заставили меня отречься от своей религии?» Пророк сказал: «О Абу Басир! Иди! Всевышний Аллах найдет для тебя и таких, как ты, выход и облегчит ваше положение». Абу Басир ушел вместе с теми двумя людьми. Когда они дошли до Зу аль-Хулайфы, он сел возле стены и вместе с ним сели и два его спутника. Абу Басир спросил: «Острый ли твой меч, о человек из Бану Амир?» Тот ответил утвердительно. Тогда Абу Басир спросил: «А можно мне посмотреть его?» Тот ответил: «Посмотри, если хочешь!» Абу Басир вытащил меч, поднялся над ним, держа меч в руке, и убил его. Раб убежал и пришел к Пророку, когда он сидел в мечети. Увидев его, Пророк воскликнул: «Этот человек увидел что-то странное». Когда он подошел, Пророк спросил: «Горе тебе! Что с тобой?» Раб ответил: «Ваш приятель убил моего спутника». И тут же появился Абу Басир, опоясанный мечом, встал над Пророком и сказал: «О Посланник Аллаха! Твой долг уплачен — Аллах за тебя уплатил. Ты меня отдал в руки курайшитов. Я тверд в своей вере, меня нельзя ни совратить, ни отвратить от нее». Пророк воскликнул: «Горе его матери, разжигатель войны! Если бы были с ним еще люди!» Потом Абу Басир Ушел и обосновался в аль-Иясе близ Зу аль-Марва на берегу Красного моря у дороги курайшитов, по которой они ездили в Сирию. До мусульман, насильно удерживаемых в Мекке, дошли слова, сказанные Пророком Абу Басиру: «Горе его матери, разжигатель войны! Если бы были с ним еще люди!» И они ушли к Абу Басиру в аль-Ияс. У него собралось около семидесяти человек. Они чинили большие неприятности курайшитам: каждого кто им попадался из них, убивали; не пропускали ни одного каравана без того, чтобы не напасть на него. Тогда курайшиты обратились с письмом к Пророку, где просили Пророка приютить этих своих сородичей, говоря, что они им не нужны. Тогда Пророк дал им приют, и они пришли к нему в Медину. К Пророку переехала в это время Умм Кульсум, дочь Укбы ибн Абу Муайта. Два ее брата Имара и аль-Валид, сыновья Укбы, пришли к Пророку с просьбой вернуть ее им в соответствии с договором, заключенным между ним и курайшитами в аль-Худайбии. Но Пророк этого не сделал — Аллах не дал на это согласия.
Мне передал аз-Зухри рассказ Урвы ибн аз-Зубайра. Аз-Зухри говорил: «Я вошел к нему, когда он писал письмо ибн Абу Хунайде, другу аль-Валида ибн Абд аль-Малика, который обратился к нему с письмом, и просил его объяснить ему следующие слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Если к вам придут верующие женщины, выселившиеся [из Мекки], то вы испытывайте их — Аллах хорошо знает веру их. Если узнаете, что они верующие, то не возвращайте их к неверующим: они не законны для тех, а те не законны для этих. Отдавайте им, что они израсходовали на них. Вам нет греха жениться на них, если вы отдадите им то, что следует. Не удерживайте при себе ожерелья неверных [т. е. женщин]: требуйте с них, что вы употребили на их содержание; пусть и те требуют с вас, что употребили они на их содержание. Таково для вас решение Аллаха, которое Он принял в споре между вами. Аллах знающий, мудрый» (60: 10).
Аз-Зухри сказал: «Урва ибн аз-Зубайр написал ему, что Посланник Аллаха во время похода в аль-Худайбию заключил договор с курайшитами, что он будет им возвращать тех, кто придет к нему без согласия своего хозяина. Когда стали убегать женщины к Пророку и к исламу, Аллах отказался вернуть их язычникам, если они выдерживали испытание по знанию ислама и если убеждались, что они пришли для принятия ислама. Пророк велел вернуть курайшитам калым за тех женщин, которые останутся у мусульман, но при условии, если курайшиты вернут мусульманам калым за женщин мусульман, которых удерживают у себя курайшиты. Таково решение Аллаха в споре между вами. Аллах — всезнающий, мудрый! Пророк оставил женщин и возвращал мужчин, требовал от курайшитов уплаты калыма за женщин, удерживаемых ими, и требовал уплатить им то же самое от мусульман, если курайшиты уплатят. Если бы не перемирие и договор, заключенный между ним и курайшитами в аль-Худайбии, он не отпустил бы женщин и стал бы платить за них калым. Так он делал до заключения договора, когда к нему приходили мусульманки.
Я спросил аз-Зухри о следующих аятах и словах Аллаха в них: «Если некоторые из ваших жен убегут от вас к неверным, то можете взять назад их, как добычу; а тем, жены которых убежали к вам, отдавайте равное тому, что они употребили на их содержание: Бойтесь Аллаха, в которого вы веруете!» (60: 11). Он объяснил: «Говорит, что если кто-нибудь из членов семьи убежал к неверным, а к вам не пришла женщина вместо того, кого они взяли от вас, то возьмите это добычей, которую сможете добыть у них.
Когда был ниспослан этот аят: «О те, которые уверовали! Если к вам придут верующие женщины, выселившиеся...» и До слов «Не удерживайте при себе ожерелья неверных», в числе тех, кто развелся с женами-язычницами был и Омар ибн аль-Хаттаб. Он развелся со своей женой Курайбой, дочерью Абу Умаййи ибн аль-Мугиры, на которой после него женился Муавия ибн Абу Суфьян — оба находились в Мекке и пребывали в язычестве; а также с Умм Кульсумом, дочерью Джарвала, матерью Убайдуллаха. На ней женился Абу Джахм ибн Хузайфа, один из сородичей Омара. Они оба были язычниками.
Ибн Хишам говорил: «Нам рассказал Абу Убайда, что некоторые люди, участвовавшие в походе вместе с Пророком, после возвращения в Медину говорили ему: «Разве ты не говорил, о Посланник Аллаха, что ты войдешь в Мекку в безопасности?» Пророк воскликнул: «Разве я говорил, что в этом году?» Они ответили: «Нет». Пророк сказал: «Будет так, как скажет Джаб-раиль, да будет мир над ним!»