Когда Мухаммад, Посланник Аллаха, достиг сорока лет, его послал Аллах как милость для миров и как предвестника всем людям. Аллах взял с каждого пророка, посланного Им до Мухаммада, обязательство верить в Него, доверять Ему, помогать Ему против тех, кто противоречит Ему. Он обязал их довести это до каждого, кто уверовал в них и поверил. Они исполняли это свое обязательство. Всевышний Аллах говорит Мухаммаду: «И вот Аллах взял с пророков обязательство: «Вот я дарую вам писание и мудрость, потом придет к вам Посланник, подтверждающий истинность того, что у вас. Вы обязательно верьте ему и помогайте ему!» Он спросил: «Подтверждаете ли вы и принимаете ли на этом условии мою ношу?» Ответили: «Мы подтверждаем». Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и я вместе с вами засвидетельствую» (3:81). И взял Аллах обязательство со всех пророков верить ему, помогать ему против тех, кто будет противиться ему. Они довели это до тех, кто уверовал в них и доверился им из последователей этих двух книг.
Ибн Исхак сказал: «Упомянул аз-Зухри со слов Урвы ибн аз-Зубейра, который пересказал слова Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она рассказала ему следующее. Самое первое из того, с чего началось пророчество Посланника Аллаха, когда Аллах захотел оказать ему честь и послать милость свою рабам своим при его посредничестве, было ясное видение. Какой бы сон ни видел Пророк, сон осуществлялся в жизни обязательно, как ясный день». И добавил: «Всевышний Аллах сделал так, что он любил одиночество и он предпочитал больше всего уединяться».
Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Абд аль-Малик ибн Убайдуллах, который хранил в своей памяти рассказы знающих людей. Посланник Аллаха, когда Аллах захотел оказать ему честь и началось его пророчество, выходил по своей нужде, уходил далеко от домов в горные ущелья и в глубину долин в окрестностях Мекки. Когда Посланник Аллаха проходил мимо камня или дерева, непременно ему говорили: «Мир тебе, о Посланник Аллаха!» Посланник Аллаха оглядывался вокруг, смотря направо, налево, назад, и не видел ничего, кроме дерева или камня. И так продолжал Посланник Аллаха видеть и слышать столько времени, сколько пожелал Аллах. Потом пришел к нему Джабраиль и принес ему милость Аллаха, когда он был в пещере Хира в месяце рамадан».
Рассказал мне Вахб ибн Кайсан. Он сказал: «Я слышал Абдаллаха ибн аз-Зубейра, когда он говорил Убайду ибн Умайру ибн Катада аль-Лайси: «Расскажи нам, о Убайд, как началось пророчество Посланника Аллаха, когда к нему пришел Джабраиль!» Убайд сказал: «Я сидел, слушая рассказ Абдаллаха ибн аз-Зубейра мне и тем людям, которые были у него. Он говорил следующее: «Посланник Аллаха каждый год в течение месяца предавался в Хире богоискательству. Это было благочестивое дело, которым занимались курайшиты до прихода ислама».
Рассказал мне Вахб ибн Кайсан. Сказал: «Сказал Убайд: «Посланник Аллаха проводил каждый год этот месяц в благочестивых делах, давая пищу бедным, которые к нему приходили».
Когда Посланник Аллаха проводил этот месяц в благочестивых делах, первое, что он делал, когда уходил из места своего уединения, было обращение к Каабе, прежде чем он входил в свой дом. Он обходил Каабу семь раз или столько, сколько пожелал Аллах, потом возвращался в свой дом. Так было до наступления того месяца, в который Всевышний Аллах решил оказать свою милость. Это был месяц рамадан. Вышел Посланник Аллаха в Хиру, как выходил раньше для уединения в молитвах. Вместе с ним были его домочадцы. Наступила ночь, в которую Аллах удостоил его чести принести свою миссию и милость рабам своим.
Пришел к нему Джабраиль с приказом от Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Пришел ко мне Джабраиль, когда я спал, с куском шелка, а в нем книга, и сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не читаю». Он начал душить меня этой книгой так, что я подумал, что это — смерть. Потом отпустил меня и сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не читаю». Он начал душить меня этой книгой так, что я подумал, что это — смерть. Потом отпустил меня и сказал: «Читай!» Я сказал: «Что мне читать?» Я сказал это лишь для того, чтобы избавиться от него и чтобы снова не начал душить меня. Он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, создавшего Человека из сгустка крови. Читай! Господь твой самый милостивый, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1—5).
Я произнес эти слова. Потом он закончил читать и ушел от меня. Я проснулся от сна, и как будто эти слова отпечатались в моем сердце. Я пошел, и, когда дошел до середины горы, услышал голос с неба, который говорил: «О Мухаммад! Ты — Посланник Аллаха, а я — Джабраиль». Я поднял голову к небу и посмотрел. И вот Джабраиль в образе человека, сомкнув ноги, закрыл весь горизонт и говорит: «О Мухаммад! Ты — Посланник Аллаха, а я — Джабраиль». Я остановился и смотрел на него, не двигаясь ни вперед, ни назад. Отвернул свое лицо от него в сторону небесных горизонтов и, куда бы я не смотрел, видел только его в таком виде. Я продолжал стоять, не двигаясь ни вперед, ни назад. Хадиджа послала людей за мной. Они дошли до вершины Мекки и вернулись к ней, а я все стою на том же месте. Потом он ушел от меня, и я ушел, возвращаясь к своей семье. Пришел к Хадидже, сел на ее колени и прильнул к ней. Она сказала: «О Абу аль-Касим! Где ты был? Клянусь Аллахом, я послала своих людей за тобой. Они дошли до Мекки и вернулись ко мне». Потом я рассказал ей о том, что увидел. Она сказала: «Радуйся, о сын моего дяди, и крепись! Клянусь тем, в чьих руках душа Хадиджи, я надеюсь, что ты будешь пророком этой нации!» Потом она встала, приоделась и отправилась к Вараке ибн Науфалу, который был сыном ее дяди. Варака был христианином, читал Писание, слушал последователей Торы и Библии. Она рассказала ему о том, что сообщил ей Посланник Аллаха об увиденном и услышанном им. Варака ибн Науфаль сказал: «Свят, свят! Клянусь тем, в чьих руках душа Вараки, если ты мне говоришь правду, о Хадиджа, то пришел к нему Великий Намус — архангел Гавриил, который приходил к Мусе (Моисею). Он — Пророк этой нации. Скажи ему, пусть крепится». Хадиджа вернулась к Посланнику Аллаха и передала ему слова Вараки ибн Науфала.
Когда Посланник Аллаха, совершив свои молитвы, ушел из мест уединения, его встретил Варака ибн Науфаль: Посланник Аллаха ходил вокруг Каабы. Варака сказал: «О племянник! Расскажи мне, что ты видел и что слышал!» И рассказал ему Посланник Аллаха. Варака ему сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ты — Пророк этой нации. К тебе пришел Великий Намус — архангел Гавриил, который приходил к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, будут притеснять, изгонять и воевать с тобой. Если я доживу до этого дня, то окажу Аллаху такую помощь, которую он знает». Потом он притянул его голову к себе и поцеловал в темя, и Посланник Аллаха пошел к себе домой.
Рассказал мне Исмаил ибн Абу Хаким, подопечный Аль аз-Зубейра, которому передали рассказ Хадиджи. Она сказала Посланнику Аллаха: «О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?» Сказал: «Да». Она сказала: «Когда придет, скажи мне!» Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Ха-дидже: «О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне». Сказала: «Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро». Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро!» Сказала: «Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!» Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Сказала: «Обойди вокруг и сядь мне на лоно!» Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Нет». Сказала: «О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол».
Я рассказал Абдаллаху ибн Хасану эту историю. Он сказал: «Я слышал, как моя мать Фатима бинт Хусейн рассказывала эту историю со слов Хадиджи. Но я слышал, как она говорила, что прикрыла его своей рубашкой и тогда Джабраиль ушел. Она сказала Посланнику Аллаха: «Это ангел, а не дьявол». К Посланнику Аллаха начали приходить откровения в месяце Рамадан. Всевышний Аллах говорил: «Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран как праведный путь для людей и как разъяснения для различения праведного пути от неправедного». (2:185). Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы ниспослали его в Ночь предопределения. А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь спускаются на землю ангелы и дух с позволения их Господа со всеми Его повелениями. Она спокойна до восхода зари!» (97:1—5). Всевышний сказал: «Если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы сниспослали рабу нашему в День различения добра от зла, в день, когда столкнулись две толпы людей» (8:41). Имеется в виду столкновение между Посланником Аллаха и неверными в Бадре.
Потом откровения продолжали приходить к Посланнику Аллаха, когда он уже уверовал в Аллаха и поверил пришедшим к нему откровениям. Пророк продолжил дело Аллаха, встречал противодействие и обиды со стороны своего народа.
В него уверовала Хадиджа бинт Хувайлид, поверила в откровения, приходящие к нему от Аллаха, поддерживала его дело, была первым человеком, уверовавшим в Аллаха и Его Посланника, поверила в то, что он передавал. Аллах облегчил для своего Пророка это дело: каждый раз, когда он слышал нелицеприятные слова в свой адрес, обвинения во лжи, он возвращался к Хадидже огорченный, и она его успокаивала, помогая ему, подкрепляя правдивость его слов и облегчая ему переносить действия людей.
Рассказал мне Хишам ибн Урва со слов своего отца Урвы ибн аз-Зубайра, передавшего рассказ Абдаллаха ибн Джафара ибн Абу Талиба. Пророк сказал: «Мне было велено обрадовать Хадиджу сообщением о том, что у нее дом будет из полого жемчуга, в котором не будет ни шума, ни усталости».
Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне человек, которому я верю, что Джабраиль, да будет мир над ним, пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Прочитай Хадидже приветствие от ее Господа!» Пророк сказал: «О Хадиджа! Это Джабраиль передает тебе от Господа твоего приветствие: «Да будет мир над тобой! Аллах — мир, от него приветствие и Джабраилу — приветствие!»
Ибн Исхак сказал: «Потом перестало приходить откровение Пророку на некоторое время. Это его мучило и огорчало. Пришел к нему Джабраиль с сурой ад-Доха — «Утренняя заря». Господь его клялся ему — тот, кто оказал ему честь, выбрав его Пророком — в том, что Господь его не покинул и не оставил. Всевышний сказал: «Клянусь утренней зарей и ночью, когда она темнеет! Не покинул тебя твой Господь и не оставил. Ведь будущее для тебя лучше настоящего. (То есть то, что у меня, когда ты вернешься ко мне, лучше для тебя, чем если бы я поспешил тебе дать милости в этой жизни.) «Ведь даст тебе Господь твой, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой и не приютил? И нашел тебя заблудшим, и направил на путь праведный? И нашел тебя бедным и обогатил! А потому сироту ты не обижай, а просящего милостыню не отгоняй, а о милости твоего Господа возвещай!» (93:1—11).
Пророк стал тайно рассказывать о снизошедшей милости Аллаха к нему и к рабам Его с его помощью, о пророчестве тем из своих родичей, которым он доверял.