Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елигии арабов




 

¬ большинстве своЄм арабы откликнулись на призыв »смаила, мир ему, призвавшего их к религии своего отца »брахима, да благословит его јллах и приветствует. ќни поклон€лись јллаху, признавали ≈го единство и исповедовали ≈го религию в течение долгого времени, но в конце концов забыли часть того, о чЄм помнили когда-то. “ем не менее они придерживались единобожи€ и выполн€ли некоторые обр€ды религии »брахима вплоть до по€влени€ среди них вожд€ племени хузаСа по имени Сјмр бин Ћухайй, который сделал много хорошего, раздавал милостыню и отличалс€ рвением в религиозных делах. Сјмр пользовалс€ любовью своих соплеменников, считавших его одним из самых знающих и достойных людей, однако в своЄ врем€ он отправилс€ в —ирию и увидел, что там люди поклон€ютс€ идолам. ≈му понравилось это и он посчитал их религию истинной, поскольку Ўам был землЄй, на которую приходили посланники и ниспосылались откровени€ свыше. »з Ўама он привЄз с собой идола по имени ’убал и установил его внутри  аабы, а потом призвал к идолопоклонству жителей ћекки. ќни ответили на его призыв, а уже скоро их примеру последовали и жители ’иджаза в целом, поскольку мекканцы €вл€лись хранител€ми  аабы и жили на территории харама.

ќдин из древнейших идолов арабов, который носил им€ ћанат, находилс€ в аль-ћушаллале на берегу  расного мор€ близ  адида. ѕотом в “аифе стали поклон€тьс€ идолу аль-Ћ€т, а идолу аль-”ззы Ц в вади Ќахл€. Ёти три идола были главными, а потом многие другие идолы распространились по всему ’иджазу. —ообщаетс€, что Сјмр бин Ћухайй поддерживал общение с одним из джиннов, который сообщил ему, что в ƒжидде погребены такие идолы народа Ќуха как ¬адд, —уваС, …агус, …аСук и Ќаср, после чего Сјмр поехал туда и выкопал их из земли, а потом доставил в “ихаму.  огда же настало врем€ хаджжа, он распределил их между племенами[72], представители которых увезли их к себе домой, и с течением времени в каждом племени, а потом и в каждом доме по€вилс€ какой-нибудь идол. ћножество идолов заполнили собой и запретную мечеть, и когда посланник јллаха, да благословит его јллах и приветствует, завоевал ћекку, вокруг  аабы сто€ли триста шестьдес€т идолов, которых он начал скидывать с их мест, после чего по его приказу они были удалены из мечети и сожжены.

“ак многобожие и поклонение идолам легли в основу религии людей, живших в эпоху джахилийи[73], которые утверждали, что исповедуют религию »брахима.

ќни придерживались определЄнных традиций и выполн€ли известные обр€ды поклонени€ идолам, больша€ часть которых была изобретена јмром бин Ћухаййем. Ћюди считали, что все нововведени€ јмра бин Ћухаййа были полезными и не вносили никаких изменений в религию »брахима. ѕоклонение арабов идолам характеризовалось нижеследующими чертами.

1. ќни проводили много времени у идолов, обращались к ним за помощью, называли их по именам, молили о спасении в трудных обсто€тельствах и просили их об удовлетворении своих нужд, будучи убеждЄнными в том, что идолы способны ходатайствовать за них пред јллахом, тем самым способству€ осуществлению дл€ них того, чего они желали.

2. ќни совершали к идолам паломничества и обходили вокруг них, выража€ им свою покорность и клан€€сь перед ними до земли.

3. ќни старались умилостивить идолов, дела€ им всевозможные подарки и жертвоприношени€ и при этом называ€ их по именам. ќ двух видах таких жертвоприношений упоминаетс€ в  оране, где јллах ¬севышний говорит: У¬ам запрещено (употребл€ть в пищу) Е то, что заколото на (€зыческих) жертвенниках Е Ф (У“рапезаФ, 3) јллах ¬севышний также сказал: У» не ешьте того, над чем не было упом€нуто им€ јллаха Е Ф (У—котФ, 121)

4. ѕопытки задабривани€ идолов находили своЄ выражение в том, что многобожники выдел€ли им по своему усмотрению часть своей еды и пить€, а также часть урожа€ и скота. ”дивительно, но часть из этого они выдел€ли и дл€ јллаха. ѕри этом они часто отдавали идолам то, что предназначалось јллаху, поступа€ так в силу разных причин, но никогда не отдавали јллаху того, что предназначалось идолам. јллах ¬севышний сказал: У ќни предназначают дл€ јллаха часть того, что ќн создал из (урожа€) пашен и скота, и говор€т: УЁто Ц јллахуФ, Ц по их утверждению Ц Уа это Ц нашим сотоварищам!Ф [74], Ц (однако) то, что (предназначаетс€) их сотоварищам, не достигает јллаха, а то, что (предназначаетс€) јллаху, приходит к их сотоварищам. ѕлохо же они суд€т!ї (У—котФ, 136)

5. ќдин из способов приближени€ к идолам состо€л в том, что многобжники давали обеты выдел€ть им часть урожа€ и скота. јллах ¬севышний сказал: У» они говор€т: УЁтот скот и посевы запретны, и никто не (должен) есть этого, кроме тех, кому мы пожелаем (разрешить)!Ф (“аковы) их утверждени€. » запрещаетс€ ездить верхом и возить грузы на (некоторых) животных, а над (другими) животными (при заклании) не поминают имени јллаха, возвод€ на Ќего ложьФ. [75] (У—котФ, 138)

6. “ак, например, они отдавали им по обету то, что именовалось УбахираФ, УсаТибаФ, Увасыл€Ф и УхамиФ. »бн »схак пишет:

Ц УЅахираФ Ц это дочь УсаТибыФ, что же касаетс€ УсаТибыФ, то так называлась верблюдица, приносивша€ подр€д дес€ть детЄнышей, среди которых не было ни одного самца, после чего на неЄ не садились верхом, не разрешалось использовать еЄ шерсть, а молоком еЄ поили только гостей.  роме того, у каждой верблюдицы, которую она рожала после этого, прокалывали ухо и отпускали свободно пастись вместе с еЄ матерью. Ќа неЄ также не садились верхом и не использовали еЄ шерсть, а молоком такой верблюдицы поили только гостей. “ака€ верблюдица именовалась УбахираФ. Ќаименование Увасыл€Ф получала така€ овца, котора€ п€ть раз подр€д рожала двойню, причЄм весь этот приплод состо€л только из €рочек. ¬ этом случае они говорили: Уќна св€залаФ (кад васал€т). “о, что така€ овца приносила после этого, предназначалось только дл€ мужчин, но если какой-нибудь €гнЄнок умирал, то его ели и мужчины, и женщины. Ќаименование УхаминФ получал такой верблюд, от которого рождалось дес€ть верблюдиц подр€д и не было среди них ни одного верблюжонка. Ќа таком верблюде не ездили верхом и шерстью его пользоватьс€ не разрешалось, а использовали его только как производител€. ќб этом јллах ¬севышний ниспослал следующий а€т: УЌе устанавливал јллах ничего относительно бахиры, саТибы, васыли или хамина, а те, которые не веруют, измышл€ют на јллаха ложь и в большинстве своЄм они не разумеютФ. (У“рапезаФ, 103) јллах ¬севышний также сказал ЂУ» они говор€т: У“о, что (находитс€) в утробах этих животных (предназначено) только дл€ наших мужчин и запретно дл€ наших женщин, а если (плод) окажетс€ мЄртвым, то (могут есть его и мужчины, и женщины)Ф.ї (У—котФ, 139). ќднако этим а€там давались и другие толковани€.[76]

—аСид бин аль-ћусаййаб указывал, что эти животные предназначались дл€ их идолов[77], а в У—ахихеФ говоритс€ также, что первым стал отпускать на волю верблюдиц Сјмр бин Ћухайй[78].

¬сЄ это арабы делали со своими идолами, счита€, что они способны приближать их к јллаху и ходатайствовать за них, о чЄм јллах ¬севышний сказал: Ђј те, которые избрали себе (иных) покровителей нар€ду с Ќим(, говор€т): Ућы поклон€емс€ им только ради того, чтобы они приблизили нас к јллаху как можно большеФ.ї (У“олпыФ, 3) јллах ¬севышний также сказал: Ђѕомимо јллаха они поклон€ютс€ тому, что не приносит им ни вреда, ни пользы и (при этом) утверждают: У(ќни) €вл€ютс€ нашими заступниками пред јллахомФ.ї (У…унусФ, 18)

 роме того, среди арабов было прин€то гадать по стрелам (азл€м), точнее говор€, по специальным стрелам без оперени€, которые были трЄх видов: на стрелах одного вида было написано либо УдаФ, либо УнетФ, либо не было вообще никаких надписей. ќни прибегали к гаданию по таким стрелам, когда хотели отправитьс€ в путешествие, заключить брак или предприн€ть ещЄ что-нибудь важное дл€ них. ≈сли выпадала стрела со словом УдаФ, они осуществл€ли задуманное, а если на ней было написано УнетФ, то откладывали дело до следующего года, а потом гадали снова. ¬торой вид стрел предназначалс€ дл€ гаданий по спорным вопросам, св€занным с водой и вирой за кровь[79], а на стрелах третьего вида было написано Уиз васФ, Уне из васФ или УприсоединЄнФ. ¬ случае возникновени€ сомнений относительно происхождени€ кого-либо из них они приходили к идолу ’убала, приводили с собой сто верблюдов и отдавали их тому, кто занималс€ гадани€ми по стрелам. ≈сли выпадала стрела с надписью Уиз васФ, считалось, что человек принадлежал к данному племени, если на стреле было написано Уне из васФ, по своему положению он приравнивалс€ к союзнику, а если выпадала стрела с надписью УприсоединЄнФ, человек сохран€л своЄ положение в племени, но считалось, что он ни с кем не св€зан ни узами родства, ни союзническими об€зательствами.[80]

  этому была близка азартна€ игра майсир и метание жреби€ по стрелам (кыдах), что €вл€лось разновидностью азартных игр. — помощью этих стрел они делили м€со забиваемых ими верблюдов.

 роме того, они верили в то, что говорили им прорицатели, гадатели и астрологи. ѕрорицателем (кахин) €вл€лс€ человек, занимавшийс€ предсказанием будущего событий и утверждавший, что обладает знанием всевозможных тайн. ќдни прорицатели утверждали, что в подчинении у них находитс€ джинн, который сообщает им различные извести€, другие за€вл€ли, что благодар€ дарованной им проницательности они способны постигать сокрытое, третьи же претендовали на обладание способностью познани€ происход€щего с помощью анализа всевозможных причин и предпосылок, о которых они узнавали из слов людей, задававших им вопросы, и на основании которых они делали выводы о том, что должно было произойти в том или ином месте, опира€сь на знание о словах, действи€х или состо€нии того, кто обращалс€ к ним с вопросами. “акой человек именовалс€ гадателем (Сарраф). √адатели также утверждали, что могут узнать, где произошла кража, где наход€тс€ украденные вещи, заблудившиес€ животные и так далее. „то же касаетс€ астрологов, то они занимались наблюдением за небесными светилами, вычисл€€ их орбиты и врем€ по€влени€ дл€ того, чтобы с помощью этого узнавать о гр€дущих событи€х. ¬ера в сообщени€ астрологов по сути дела €вл€етс€ верой в небесные светила в целом, частью которой была вера арабов в отдельные звЄзды и планеты. ¬от почему они говорили: УЌам был послан дождь благодар€ такой-то планетеФ.[81]

 роме того, они верили в дурные предзнаменовани€. “ак, например, они приносили птицу или приводили антилопу и пугали еЄ, и если после этого птица или животное бросалось направо, они осуществл€ли задуманное, счита€, что это обещает им благо, если же птица (животное) летела (бросалось) налево, люди отказывались от своих планов, счита€ это дурным знаком. » когда птица или животное встречались на их пути, они также усматривали в этом дурной знак.

—родни подобным веровани€м было то, что дл€ защиты от всего дурного они прив€зывали в определЄнных местах за€чью лапку, и то, что считали неблагопри€тными некоторые дни и мес€цы и считали дурным предзнаменованием некоторых животных, места и женщин.  роме того, они верили в то, что инфекци€ передаЄтс€ от одних людей к другим, и в то, что сова предвещает несчастье[82], а также считали, что убитый не находит себе поко€ до тех пор, пока за него не отомст€т, и что дух его всел€етс€ в сову, котора€ летает по пустын€м, повтор€€: Уя хочу пить!Ф Ц или: УЌапоите мен€!Ф Ц когда же за убитого мст€т, он успокаиваетс€ и обретает отдохновение[83].

јрабы, жившие в эпоху джахилийи, верили во всЄ это, но вместе с тем в чЄм-то продолжали придерживатьс€ и религии »брахима, не отказыва€сь от неЄ окончательно. “ак, они чтили  аабу и совершали обходы вокруг неЄ, совершали хаджж и умру, сто€ли на јрафате, останавливались в ћуздалифе и совершали жертвоприношени€, но при этом во всЄ вносили какие-то новшества.

 урайшиты говорили: Ућы €вл€емс€ сыновь€ми »брахима, обитател€ми св€тилища, хоз€евами  аабы и жител€ми ћекки, и никто из арабов не обладает такими правами и не занимает такого положени€, как мыФ, и они называли себ€ ахмаситами[84], говор€: Ућы не должны выходить за пределы харамаФ, и они не сто€ли на јрафате и, соответственно, не покидали его, но приходили в ћуздалифу и уходили оттуда. » о них был ниспослан следующий а€т: Уѕотом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди [85] Е Ф (У ороваФ, 199)[86]

» они говорили: Ујхмаситам нельз€ ни есть творог, ни растапливать масло, когда они наход€тс€ в состо€нии ихрама, и не следует им заходить в палатки из верблюжьей шерсти, и пока они остаютс€ в состо€нии ихрама, следует им укрыватьс€ от солнца, если они будут делать это, только в палатках из кожиФ.[87]

» они говорили также: У∆ивущим за пределами харама не следует употребл€ть в пищу то, что они принос€т с собой в харам, когда приход€т туда дл€ совершени€ хаджжа или умрыФ.[88]

 роме того, они велели, чтобы паломники, €вл€вшиес€ в св€тилище, первый обход вокруг  аабы совершали только в одеждах ахмаситов, если же люди не могли найти такую одежду, то мужчинам следовало совершать обход обнажЄнными, а женщины должны были снимать с себ€ всю одежду, кроме рубах, прикрывающих их срамные места, после чего женщине надо было совершить обход со словами:

—егодн€ обнаружитс€ часть тела или всЄ тело,

но что бы из этого ни обнаружилось,

€ дозволенным дл€ других не сделаю.

ќб этом јллах ¬севышний ниспослал такой а€т: Уќ сыны јдама! ”крашайтесь у каждого места совершени€ молитвы [89] Е Ф (УѕреградыФ, 31) ≈сли паломник отличалс€ щедростью и обходил  аабу в той одежде, в которой он €вилс€ в харам из другого места, он бросал еЄ после обхода, и ею уже не пользовалс€ ни он сам и никто другой.[90]

 роме того, наход€сь в состо€нии ихрама, они не входили в свои дома через двери, но проделывали в задней части домов отверсти€, через которые проникали туда и выходили оттуда, счита€ подобное про€влением благочести€, что было запрещено в  оране, где сказано: УЌе в том благочестие, чтобы входили вы в (свои) дома сзади, но благочестив (тот), кто отличаетс€ богобо€зненностью Е Ф (У ороваФ, 189)

Ёта религи€ €вл€лась религией многобожи€ и поклонени€ идолам, религией веры в воображаемое и всевозможные небылицы, и эту религию исповедовало большинство арабов. Ќар€ду с этим на земли арабов проникли также иудаизм, христианство, зороастризм и та религи€, представители которой именовались саби€ми.

„то касаетс€ иудеев, то их проникновение в јравию можно разделить по меньшей мере на два этапа.

ѕ≈–¬џ…: их проникновение на јравийский полуостров в период вавилонских и ассирийских нашествий на ѕалестину, которые привели к гонени€м на иудеев, уничтожению их городов и разрушению их храма царЄм Ќавуходоносором в 587 г. до н.э. ¬ это врем€ большинство их было захвачено в плен и угнано в ¬авилон, но кака€-то их часть переселилась из ѕалестины в ’иджаз и обосновалась в его северных районах.[91]

¬“ќ–ќ… период начинаетс€ с 70 г.н.э., когда ѕалестина было оккупирована римл€нами. ¬ результате гонений и нового разрушени€ храма многие племена оп€ть переселились в ’иджаз и обосновались в …асрибе, ’айбаре и “айме, где или были построрены поселени€ и укреплени€. „ерез этих переселенцев иудаизм получил распространение среди части арабского населени€ и эта религи€ играла важную роль в политической жизни јравии в доисламскую эпоху, а также на первых этапах распространени€ ислама.  о времени возникновени€ ислама насчитывалось несколько известных иудейских племЄн, к числу которых относились такие племена как хабир, аль-мустаСлик, ан-надир, курайза и кайнука, а ас-—амхуди указывает, что иудейских племЄн было более двадцати[92].

¬ …емен иудаизм проник и получил широкое распространение благодар€ правителю по имени јсСад јбу  арб, который пошЄл войной на …асриб, прин€л там эту религию и привЄз с собой в …емен двух раввинов из племени бану курайза. ѕосле смерти јсСада его сын …усуф «у Ќавас, ставший правителем, начал наступление против христиан Ќаджрана и призвал их прин€ть иудаизм, когда же они отказались от этого, по его приказу вырыли ров, развели в нЄм огонь и сожгли там всех, не дела€ различий между мужчинами и женщинами, малыми и старыми. —ообщаетс€, что количество жертв составило от двадцати до сорока тыс€ч человек. Ёти событи€, о которых упоминаетс€ в 85-й суре  орана У«наки зодиакаФ, имели место в окт€бре 523 г.н.э[93].

’ристианство проникло в јравию вместе с эфиопскими и римскими завоевател€ми. ѕерва€ оккупаци€ эфиопами …емена началась в 340 г.н.э. и продолжалась до 378 года.[94] ¬ этот период на территории …емена начала осуществл€тьс€ христианска€ миссионерска€ де€тельность. ѕримерно в это врем€ в Ќаджране по€вилс€ подвижник по имени ‘имеон, о котором сообщаетс€, что мольбы его принимались и что он творил чудеса. ќн призвал жителей Ќаджрана прин€ть христианство и искренность его поклонени€ побудила их ответить на его призыв[95].

 огда в ответ на действи€ «у Ќаваса эфиопы зан€ли …емен, а правителем стал јбраха, он прин€лс€ энергично распростран€ть христианство и даже построил в …емене церковь, которую стали именовать Уйеменской  аабойФ. ÷ель его состо€ла в том, чтобы арабы стали совершать паломничество к этой церкви, а также в разрушении ƒома јллаха, находившегос€ в ћекке, но јллах покарал его в жизни этой и жизни вечной.

’ристианство прин€ли также арабы, находившиес€ под властью √ассанидов, а кроме того Ц племена таглиб, тай и некоторые другие из числа живших на границах –имской империи, и эту религию прин€ли даже некоторые арабские правители ’иры.

„то касаетс€ зороастризма, то в основном он получил распространение среди арабов, живших на границах с »раном, а также среди арабов »рака, Ѕахрейна, аль-јхсы, ’аджара и районов, прилегающих к ѕерсидскому заливу. ¬ период оккупации »раном …емена зороастризм стали исповедовать также и некоторые йеменцы.

„то же касаетс€ религии сабиев[96], то раскопки в различных районах »рака показывают, что еЄ исповедовали халдеи, народ »брахима, а в древние времена также и многие жители Ўама и …емена. ќднако с по€влением таких новых религий как иудаизм и христианство эта религи€ стала приходить в упадок, но некоторые еЄ представители всЄ ещЄ встречались среди зороастрийцев или жили по соседству с ними в »раке и на побережье ѕерсидского залива[97]. “акие религии исповедовали арабы перед возникновением ислама, и все они находились в состо€нии упадка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1287 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1369 - | 1199 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.