Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура и человеческа€ де€тельность




 

≈стественна€ природа существует и измен€етс€ по своим собственным законам. ћатериальные объекты "второй природы" тоже подчинены действию естественных законов, но не как €влени€ культуры, а именно как материальные предметы. „тобы эти предметы оставались €влени€ми культуры, они должны поддерживатьс€ или воспроизводитьс€ человеческой де€тельностью. ѕарк, если за ним посто€нно не ухаживать, зарастает и превращаетс€ в обычный лесок, здани€ требуют ухода и ремонта, люба€ техника, если она функционирует, имеет определенные сроки своей эксплуатации, а затем должна мен€тьс€. —ледовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой де€тельности вообще. ¬не св€зи с ней они либо раствор€ютс€ в природе, либо остаютс€ пам€тниками умершей культуры, предметом изучени€ археологов и историков. » уже в этом качестве они включаютс€ в культуру живую. “аким образом, сама "материальность" культуры отличаетс€ от материальности естественной природы своей неразрывной св€зью с человеческой де€тельностью, котора€ включает в себ€ не только материальное, но и идеальное (духовное, интеллектуальное) начало, представл€ет собой их единство. Ёто свое качество она переносит и на создаваемые ею объекты. ћатериальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой де€тельностью, котора€ придала им определенное содержание, наделила теми или иными функци€ми, вдохнула в них "душу" в виде определенного ценностного начала или смысла. ѕоэтому вс€ материальна€ культура на самом деле есть единство материального и идеального.

Ёто единство присуще и €влени€м, принадлежащим к духовной культуре.   ней относ€тс€ разные виды искусства - музыка, живопись, художественна€ литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учени€ и т.п. Ќо чтобы эти творени€ человека стали доступны другим люд€м, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действи€х человека, в €зыке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). «начит, любые €влени€ культуры соедин€ют в себе материальное и идеальное. Ёто обсто€тельство и дает философии основание делать предметом осмыслени€ культуру, как таковую, независимо от ее делени€ на материальную и духовную, име€ в виду, что различие между ними с точки зрени€ сущностных характеристик феномена культуры чисто функциональное, а не принципиальное. ќруди€ труда и произведени€ станковой живописи созданы с различными цел€ми и удовлетвор€ют разные общественные или личные потребности, но как творени€ человека они принадлежат культуре.

»так, культура в своем предметном бытии зависит от человеческой де€тельности, €вл€етс€ ее продуктом, результатом. ƒе€тельность завершаетс€, реализуетс€, овеществл€етс€ в предметах культуры. » в то же врем€ предметы культуры остаютс€ таковыми не вне де€тельности, не за ее пределами, а в самой де€тельности человека. “ак, художественное произведение, например книга, внешне - просто материальный предмет.  нига входит в жизнь культуры, когда ее читают, то есть когда она включена в духовную де€тельность, €вл€етс€ элементом этой де€тельности. »стинное бытие культуры де€тельностно, процессуально. » оно включает в себ€ ее предметное бытие.  ультура вообще неотделима от человеческой де€тельности.

Ќо продолжим приведенный пример. ѕрежде чем книга попадет к читателю, она должна быть написана. —оздание книги и ее чтение - это разна€ де€тельность. ¬ первом случае речь идет о творчестве, во втором - об освоении. ѕравда, и в самом освоении культуры также имеетс€ творческий момент. —леду€ автору, читатель формирует в своем сознании образы героев книги, они вызывают у него те или иные эмоции, оценки и т.д. ѕоэтому говоритс€, что освоение уже функционирующей культуры есть процесс со-творчества, а не просто пассивного усвоени€. Ќо все-таки исходной в культуре €вл€етс€ культуротворческа€, созидательна€ де€тельность, результатом которой €вл€етс€ нечто новое. —озданные в процессе творчества предметы культуры обладают одним существенным свойством - они уникальны, единственны, неповторимы. ѕотом они могут воспроизводитьс€, тиражироватьс€, но в культуру они вход€т как нечто уникальное. Ётим творчество культуры отличаетс€ от серийного производства, где, напротив, существует стандарт, и задача в том, чтобы его соблюдать, точно копиру€ производимый предмет.

ѕроизведени€ искусства, научные открыти€, технические новации - все это продукты творческого труда. ≈го специфика в том, что художник, ученый опираетс€ на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. ƒействительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере де€тельности, надо овладеть ее достижени€ми, то есть быть на высоте культуры своего времени. Ёто обсто€тельство таит в себе огромные, хот€ и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности дл€ развертывани€ сознательно целенаправленной и свободной творческой де€тельности.

¬ообще люба€ человеческа€ де€тельность носит сознательный и целенаправленный характер. ¬ этом одно из ее принципиальных отличий от действий животного. Ќо в творчестве сознательное начало де€тельности сопр€гаетс€ со свободой - свободой целеполагани€, выбора средств, свободой про€влени€ человеком своих способностей, качеств, своей "родовой сущности". “ворческий труд - это не работа по заданной извне программе, нав€занному регламенту, готовой схеме, а поиск нового, заранее неизвестного, созидание того, чего прежде не было. Ѕез свободы творчества культура развиватьс€ не может. » потому люди творческого труда так дорожат своей свободой и борютс€ за свободу.

≈динственным ограничителем этой свободы €вл€етс€ сама культура. »наче говор€, в процессе свободной творческой де€тельности должна созидатьс€ культура, то есть нечто представл€ющее общественный интерес, удовлетвор€ющее общественную потребность, имеющее общекультурное значение. ѕредмет культуры несет в себе некое всеобщее содержание. Ћюба€ культура представл€ет собой определенную системную целостность, имеет свои критерии и нормы и отторгает то, что им не соответствует. Ќе вс€кий рифмованный текст €вл€етс€ поэзией, не вс€кий нарисованный предмет - произведением изобразительного искусства.

ѕроцесс творчества воплощаетс€ в уникальном произведении. ¬с€кое тиражирование осуществл€етс€ трудом, измер€емым стоимостью. “ворческий труд не св€зан со стоимостными категори€ми. Ётот труд есть социальна€ субстанци€ конкретного труда ученого, художника, конструктора, дизайнера и т.д. ≈го особенность - принадлежность к культуротворческому процессу, в котором невозможно (иногда - весьма трудно) заранее определить рабочее врем€, общественно необходимое дл€ получени€ конечного результата.

—убъект, человек - центральна€ фигура всего процесса, он осуществл€ет эту де€тельность, в ней про€вл€ютс€ его сущность, его активность. Ќе де€тельность без субъекта, а де€тельный субъект €вл€етс€ носителем культуры. ќн овладевает культурой и творит ее.

»так, культура не сводитс€ ни к предметам культуры, ни к де€тельности как таковой.  ультура не нечто внешнее человеку, ибо именно человек €вл€етс€ носителем и субъектом культуры. Ѕез человека предметы культуры превращаютс€ просто в совокупность материальных объектов, а в присутствии субъекта созданное человеком становитс€ культурой. ¬нешнее предметное "тело культуры" зависит от де€тельности и ее субъекта. "—истема культуры" включает в себ€ предметы культуры, человеческую де€тельность и ее субъекта, носител€ культуры.

¬ их единстве и существует феномен, именуемый культурой. »з такого понимани€ культуры отчетливо виден недостаток ее трактовки лишь как "второй природы": она отражает только внешнюю объективную сторону культуры. Ќо культура укоренена в бытии человека как субъекта, созидающего "мир культуры". Ёто мир, в котором неотделимы друг от друга субъективное и объективное, материальное и идеальное, внутреннее и внешнее, причем любое внешнее выражение культуры есть про€вление степени развити€ самого человека. —ам человек формирует себ€ в процессе своей де€тельности и общени€ как культурно-историческое существо. ≈го человеческие качества есть результат усвоени€ им €зыка, приобщени€ к существующим в обществе ценност€м, традици€м, овладени€ присущими данной культуре приемами и навыками де€тельности и т.д. Ѕиологически же человеку даетс€ лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функци€ми. ѕоэтому не будет преувеличением сказать, что культура представл€ет собой меру человеческого в человеке, характеристику развити€ человека как общественного существа. Ѕытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективна€ активность, де€тельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосв€зь.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2042 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

688 - | 610 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.