Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Возрождения: особенности и значение

Реймский Кельнский соборы

Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневековых городов, духовным центром которых становится собор. На смену культуре монастырей приходит культура соборов. Изобразительные виды искусства являются главным языком христианства. Основной жанр – иконопись, которая подобна проповеди. Иконы устанавливали немую связь с богом. Основные литературные формы - героический эпос, лирика, романы. Светская литература выступала не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке и его жизни. Немецкая поэзия - «Песнь о Нибелунгах», которую распевали трубадуры. Во франц. поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

___________________________________________________________________

Трубадуры (от прованс. Trobar – находить, слагать) –провансальские поэты –певцы,авторы стихов и песен(XI – XIII вв.).

Для культуры Средних веков характерен догматизм, теоцентризм, идейная нетерпимость, страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы).

Культура Возрождения: особенности и значение

Эпоха Возрождения - это переходная эпоха от Средневековья к Новому времени с XIV по XVI в. Эпоха Возрождения, или Ренессанс, получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.

_____________________

Возрождение, или Ренессанс (от франц.renaissance – возрождение) – культурно – историческая эпоха, знаменующая переход от Средневековья к Новому времени.

Эта эпоха представлена гениальными творцами и неординарными событиями. Сам термин «Возрождение» был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства – для обозначения периода итальянского искусства как времени возрождения античности. Художник подражает не просто созданиям Бога, но и самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом, в своей душе, теле, телесности (культ красоты – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Технический прогресс и новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующему образу мыслей. Применение пороха и огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания способствовало гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания. Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм. Родоначальником этой идеологии считается поэт Франческо Петрарка.

_____________________

Гуманизм (от лат.homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

Эпоха Возрождения, с одной стороны, может быть охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой – как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Русский философ Николай Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило, по его мнению, причиной глубокого раздвоения человека. Великие художники Возрождения были ориентированы на создание божественного, ощущали в себе силы, подобные силам творца. Однако это было невыполнимо в земной жизни, что и приводило к трагическому мироощущению.

Наиболее ярко черты возрождения проявились в Италии, особенно во Флоренции, а чуть позже в Риме. Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто, поэта, гуманиста Ф.Петрарку, писателя – гуманиста Д.Бокаччо, архитектора Ф. Брунеллески, скульптора Донателло, живописца Ботичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти, великих творцов живописи Тициана, Рафаэля Санти и многих других видных деятелей культуры и искусства.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

1.Термин «Возрождение» означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое.

2.Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что и является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

3.Гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру. С гуманизмом связаны и новые политические идеи, например проблемы государственности и экономики. Особое значение получала личность правителя. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения, и поэтому с особой остротой проявились худшие черты власть имущих. Политический расчет, вероломство, измена стали главными чертами в борьбе за главную роль в государстве. Воплощением политической и моральной беззастенчивости были не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII,ФранцискI, Екатерина Медичи и другие.

Культура Нового времени: от «революционной критики» к естественно – научным открытиям

Европейская культура Нового времени охватывает XVII – XIX вв. Она опирается на буржуазный способ производства, имеет единый духовный ориентир – развитие личности, общие черты: гуманизм, рационализм и другие.

Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо

· XVII в.- век «Революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и критики схоластики во Франции и других странах.

· XVIII в. – век Просвещения.

· XIX в. – «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начала ее кризиса – техницизм

Каждое время решает свои вопросы. Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры. Место человека в мире является центральным. Подобно тому как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек – познающий субъект – противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза – идол Нового времени.

XVII век не без основания называют «веком гениев». На это указывает необычайный взлет научной и философской мысли, повлекший колоссальные изменения в обществе. Это время начала буржуазного способа производства. Это крайне ложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Произошли ранние буржуазные революции в Нидерландах 1566 – 1609гг.,в Англии 1640 – 1688 гг.Во Франции абсолютная монархия. В это время наблюдается расцвет барокко и классицизма в архитектуре.

В XVII веке в Европе начинают появляться первые мануфактуры. Это более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия. Совершенствовались технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, стал применяться винтовой пресс, развивалось горнорудное производство, возрастала роль механизма. Начиная с XVI века бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии, вместе с ними развиваются математика и механика. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Вместе с тем, система колониальных грабежей приобрела такие масштабы, что стала предметом соперничества государств и привела к торговым войнам XVII – XVII Iвв.К власти впервые приходят представители класса буржуазии в этот период.

Все эти многочисленные перемены в политике и экономике привели к изменению в сознании людей. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. В период Нового времени в самостоятельные науки выделяются такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Новую физическую картину мира представили людям ученые Галилео Галилей, И.Кеплер, а также открытые И.Ньютоном законы классической механики. Роль религии в это время неуклонно падает. С одной стороны, постоянные религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих – свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой – христианская церковь была частью общественно – политической феодальной структуры, где Бог, Папа Римский и король были центром смысла существования.

Для мировоззрения Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными мыслителями Европы XVII века являются: Ф.Бэкон, Т.Гобс, Дж.Локк – Англия; Р.Декарт – Франция; Б.Спиноза – Голландия; Г.Лейбниц, Б.Паскаль – Германия

Классицизм (от лат.classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве – реализм. Вершиной реализма является творчество Рембрандта.

 

 

Портрет старика - еврея

Возвращение блудного сына

__________________

Реализм – это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность.

__________________

 

XVII век – начальная эпоха в становлении буржуазного общества. Это период падения диктатуры религии и усиленной выработки нового буржуазного мировоззрения. В эту эпоху в сознании многих Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет,движущихся вокруг Солнца.

В XVIII веке новая эпоха начинает формировать новую культуру. Это время интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро; в Англии – Г.Кавендиш, Дж.Уатт, Г.Филдинг; в России – М.Ломоносов, А.Н. Радищев; в Германии – Г.Э.Лессинг, Г.Гете, Ф.Шиллер, И. Кант. В XVIII веке завершается в Европе переход от феодализма к капитализму. Происходит ломка всех общественных устоев. Эта эпоха получает название Просвещение. Многие великие умы того времени считали, что прогресс науки и развитие разума могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы.

Искусство XVIII века становится светским. Складываются два основных направления. Одно выражает идеалы и настроения придворных кругов. Это культура рококо.

парк в стиле рококо в Португалии

Другое направление формируется исподволь, но отстаивает смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазного просветительства. Она достигает вершины проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы.

Рококо (от франц.rococo) – стиль в искусстве и архитектуре, зародившейся во Франции в началеXVII века и распространившийся в Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно – кокетливым характером.

В культуре Просвещения понимание природы все чаще наделяется высшим ценностным смыслом. «Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние», «естественные законы», «естественное право» - выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. От лица Природы ведется критика изживших себя общественных отношений и нравов. В целом можно говорить об изменении образа мира – в общественном сознании образ мира – механизма вытесняется образом мира – организма.

Признание природы первичной реальностью привело к пониманию о социальном неравенстве людей: ведь все люди «скроены» из одного природного материала. Человек объявлен частью природы, продуктом природы. Человек осознал себя господином своей судьбы и, в конечном счете, убедился в ненужности Бога. Мир культуры выступает как результат собственно человеческого творчества. В культуре XVIII столетия доминирует нравственно – оптимистический настрой. Просветители верят в общественный прогресс. Последующее развитие показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведения разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения выражается в следующем:

· проповедуются идеалы гуманности, равенство всех людей перед законом;

· идеи Просвещения содействуют развитию рационализма и выступают против метафизики;

· происходит развитие естествознания, позволяющее научно доказывать правомерность взглядов на веру и прогресс.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII – XIX вв.Однако уже в конце XVIII века Фихте (нем философ) указал на отрицательные стороны Просвещения, а в концеXIX века возвращение к метафизике привело частичному отходу от философии Просвещения.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аппаратные требования | Показатели качества работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2046 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.