Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщение и де€тельность. ќбщение как де€тельность




ѕредложить определение общени€ Ц важное дело, но им нельз€ ограничитьс€; дальше требуетс€ дать его понимание. —кажем сразу же, что, рассматрива€ общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как де€тельность, и потому синонимом общени€ €вл€етс€ дл€ нас термин коммуникативна€ де€тельность.

ѕрежде чем раскрыть этот тезис, скажем, что советские психологи, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общени€, единодушно подчеркивают неразрывную св€зь общени€ и де€тельности.

 атегори€ де€тельности вообще занимает в системе пон€тий советской психологии важнейшее место. ¬ поисках лаконичного указани€ на главное отличие человека от других существ ћ. —.  аган даже предлагает называть его ЂHomo Agensї, то есть Ђчеловек действующийї (1974. —. 5). –азработано несколько неодинаковых теорий де€тельности. Ќаибольшее признание из них получили концепции —. Ћ. –убинштейна (1946, 1973), Ѕ. √. јнаньева (1980а), Ћ. —. ¬ыготского (1982, 1983), ј. Ќ. Ћеонтьева (1983). ¬ основу своего понимани€ общени€ мы положили концепцию де€тельности, разработанную ј. Ќ. Ћеонтьевым и развитую ј. ¬. «апорожцем (1960а, б, 1979), ƒ. Ѕ. Ёлькониным (1960, 1978а), ¬. ¬. ƒавыдовым (1977), ѕ. я. √альпериным (1978). — точки зрени€ указанной концепции де€тельность есть реальный процесс, складывающийс€ из совокупности действий и операций, а основное отличие одной де€тельности от другой состоит в специфике их предметов. ѕроанализировать любую де€тельность Ц значит, указать, в чем состоит ее предмет, вы€снить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составл€ющих ее действий и операций.

—в€зь общени€ и де€тельности можно понимать поЦразному. “ак, по мнению √. ћ. јндреевой (1980а), они могут рассматриватьс€ как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального быти€ человека (Ѕ. ‘. Ћомов, 1975); общение может выступать как сторона де€тельности, а последн€€ Ц как условие общени€; наконец, общение интерпретируетс€ как особый вид де€тельности. —ама √. ћ. јндреева ратует за наиболее широкое понимание св€зи де€тельности и общени€, при котором Ђобщение рассматриваетс€ и как сторона совместной де€тельности (поскольку сама де€тельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериватї (1980а. —. 95).

ѕримен€€ концепцию ј. Ќ. Ћеонтьева к анализу общени€ как к особому виду де€тельности, мы обозначили ее термином Ђкоммуникативна€ де€тельностьї. ѕовторим, что Ђобщениеї и Ђкоммуникативна€ де€тельностьї дл€ нас Ц синонимы. Ќо здесь необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных дл€ западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как к внешнему поведению, характеризуемому с формальноЦколичественной точки зрени€. “олкование общени€ как де€тельности выдвигает дл€ исследовател€ на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимани€ анализ его потребностноЦмотивационных аспектов. ѕоэтому избранный нами подход к изучению общени€ в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хот€ в обоих случа€х исследование идет от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Ќо при анализе де€тельности психолог движетс€ от операций вглубь €влений, а при анализе поведени€ остаетс€ на поверхности фактов.

»так, что значит понимать общение как особый вид де€тельности? ћы согласны с ¬. ¬. ƒавыдовым (1977), что дл€ этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. ƒругими словами, требуетс€ наложить на коммуникативную де€тельность общую сетку, решетку, применимую дл€ изучени€ любых видов де€тельности, и наполнить ее €чейки конкретным содержанием. ¬от что у нас получилось в результате подобного наложени€. —труктурные компоненты коммуникативной де€тельности выгл€д€т следующим образом.

ѕредмет общени€ Ц это другой человек, партнер по общению как субъект. —ходное определение предмета общени€ дает “. ¬. ƒрагунова (¬озрастные и индивидуальные особенностиЕ, 1967).

ѕотребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью Ц к самопознанию и самооценке. Ћюди узнают о себе и об окружающих благодар€ разнообразным видам де€тельности, так как человек про€вл€етс€ в каждой из них. Ќо общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становитс€ объектом познани€ и отношени€ другого или других участников общени€. ”казанна€ точка зрени€ нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребност€м (ѕроблемы формировани€ социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познани€ людьми друг друга (“еоретические и прикладные проблемы., 1975).

 оммуникативные мотивы Ц это то, ради чего предпринимаетс€ общение. ѕредложенное выше понимание предмета де€тельности общени€, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общени€ должны воплощатьс€, или, по терминологии ј. Ќ. Ћеонтьева (1983), Ђопредмечиватьс€ї, в тех качествах самого человека и других людей, ради познани€ и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кемЦто из окружающих.

ƒействие общени€ Ц это единица коммуникативной де€тельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. ƒве основные категории действий общени€ Ц инициативные акты и ответные действи€.

«адачи общени€ Ц это та цель, на достижение которой в данных конкретных услови€х направлены разнообразные действи€, совершаемые в процессе общени€. ÷ели (мотивы) и задачи общени€ могут не совпадать между собой.

—редства общени€ Ц это те операции, с помощью которых осуществл€ютс€ действи€ общени€.

ѕродукты общени€ Ц образовани€ материального и духовного характера, создающиес€ в итоге общени€.   ним относитс€ прежде всего тот Ђобщий результатї, о котором мы упоминали в определении общени€, но также и взаимоотношени€ (я. Ћ.  оломинский, 1976; ќтношени€ между сверстникамиЕ, 1978), избирательные прив€занности (—. ¬.  орницка€, 1975; –. ј. —мирнова, 1981) и, главное, образ самого себ€ и других людей Ц участников общени€ (ј. ј. Ѕодалев и др., 1970; Ќ. Ќ. јвдеева Ц в кн.: ѕроблемы периодизацииЕ, 1976; Ёкспериментальные исследовани€Е, 1979; ». “. ƒимитров; ћ. ». Ћисина, Ќ. Ќ. јвдеева; ј. ». —илвестру Ц в кн.: ћ. ». Ћисина. »сследование по проблемам., 1980).

Ѕолее подробный анализ структуры коммуникативной де€тельности можно найти в наших работах (–азвитие общени€., 1974, 1974а, 1978; »сследование по проблемам., 1980).

ѕовторим, что подход к общению как к де€тельности имеет, на наш взгл€д, р€д преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведени€, или взаимодействи€, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. јнализ общени€ как де€тельности позвол€ет при рассмотрении перехода от взаимодействи€ животных к общению у человека четко определить происход€щие здесь качественные преобразовани€. “о же касаетс€ и хода онтогенетического развити€. ¬ рамках предлагаемого подхода и филогенетическое, и онтогенетическое развитие перестает сводитьс€ к умножению коммуникативных операций или к по€влению новых средств обмена информацией и осуществлени€ контактов. Ќапротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объ€снение через преобразование потребностей и мотивов общени€. ¬ажное преимущество подхода к общению как к коммуникативной де€тельности мы видим также в том, что он позвол€ет соотнести общение с другими видами де€тельности человека, пон€ть место общени€ в их системе и в конечном счете определить св€зь общени€ с общей жизнеде€тельностью индивида.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 637 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

516 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.