Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ границах рациональности




 

Ѕудем называть де€тельность рациональной, если она осуществл€етс€ в соответствии с некоторыми правилами или нормами, которые могут быть зафиксированы в общезначимой форме. ќ каких конкретно нормах идет речь? „еловек, действующий рационально, должен быть способен зафиксировать цель своих действий и указать способы достижени€ этой цели. »ными словами, его действи€ осознанно целенаправленны и реализуютс€ в рамках определенных технологических (методических, логических) или методологических правил. –ациональное поведение или рациональное мышление в равной степени должны удовлетвор€ть указанным требовани€м. »менно поэтому вера в разум, в рациональное познание, начина€ с ƒекарта, была тесно св€зана с попытками разработать некий универсальный метод, какие-либо Ђправила дл€ руководства умаї.

“ак называема€ Ђпроблема рациональностиї, котора€ в той или иной форме стала в XX веке объектом активного обсуждени€, имеет много аспектов и обусловлена целым р€дом факторов. Ёто и некоторое разочарование в науке, которую всегда рассматривали как образец рационального мышлени€ и на которую возлагали слишком много надежд. Ёто и развитие исторического подхода к  ультуре и к самому –азуму, что неизбежно приводит к некоторому рел€тивизму в виде представлений о разных исторических типах рациональности. Ёто, наконец, понимание того факта, что любое мышление базируетс€ на некоторых предпосылках, которые уже должны быть просто прин€ты без вс€кого обосновани€. «десь перечислено главное, но далеко не все, ибо существуют мотивы и менее принципиального характера. ¬от, например, что писал  рейн Ѕринтон незадолго до своей смерти в 1968 году: Ђ¬ молодости € был оптимистически настроенным рационалистом, но затем осознал огромную роль, которую играют в жизни человека такие иррациональные факторы, как предрассудки, эмоции и подсознательные влечени€ї.[1]

Ќа каковы бы ни были конкретные причины, породившие Ђпроблему рациональностиї, в общем и целом, как нам представл€етс€, она возникла не столько как продукт анализа рациональности самой по себе, сколько как следствие некоторого разочаровани€ и несбывшихс€ надежд.  ороче, эта проблема не столько логическа€ или гносеологическа€, сколько социально-психологическа€ и эмоциональна€. ƒа, разочаровались в науке, на которую неправомерно возлагали слишком много надежд. Ќо при чем здесь наука? –азочаровались в высших критери€х разумности, но при чем здесь –азум? ¬ данной статье мы рассмотрим проблему рациональности с несколько иной точки зрени€. ћы не будем критиковать науку и оценивать ее результаты или анализировать конкретные предпосылки, лежащие в основе тех или иных научных построений. Ќе будет нас интересовать и вли€ние эмоций или предрассудков на наше мировоспри€тие.. «адача статьи Ц показать, что рациональность сама по себе имеет свои границы безотносительно к нашим надеждам и разочаровани€м, что эти границы в значительной степени порождены самой претензией на рациональность, т. е. имманентны самой рациональности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2504 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

438 - | 358 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.