Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Текст 16. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор»




 

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) – русский писатель, мыслитель, публицист, автор пяти великих романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»). В своих литературных произведениях Достоевский обнаружил тонкое знание и необычайную силу в точном изображении жизни человеческой души, которой дана свобода исполнять или нарушать духовные законы. Как мыслитель Достоевский, вернее других, постиг тайну России и всемирной истории. Впервые именно он вводит в оборот понятие «русская идея». Ниже публикуется самый загадочный текст Достоевского – фрагмент из романа «Братья Карамазовы» (Часть вторая. Книга пятая. Глава пятая) «Великий инквизитор». Текст дается в сокращении по изданию: Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 т. Т.9. Л., 1991. С. 277-297. Разделение на части и наименование заголовков осуществлено составителем

 

Вопросы и задания к тексту

1. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Великого инквизитора?

2. Почему Христос молчит? Реконструируйте ответы Христа на вопросы Великого инквизитора. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Христа.

3. Кого символизирует образ Великого инквизитора?

4. В чем состоит главная тайна Великого инквизитора?

5. Кого символизируют образы Ивана и Алеши Карамазовых?

6. В чем смысл поцелуя Алеши?

7. Какую историософскую проблему ставит и решает Достоевский?

1. [Прелюдия]

— Ведь вот и тут без предисловия невозможно, то есть без литературного предисловия, тьфу! — засмеялся Иван, — а какой уж я сочинитель! Видишь, действие у меня происходит в шестнадцатом столетии /…/

У меня на сцене является Он; правда, Он ничего и не говорит в поэме, а только появляется и проходит. Пятнадцать веков уже минуло тому, как Он дал обетование прийти во царствии Своем, пятнадцать веков, как пророк его написал: «Се гряду скоро». «О дне же сем и часе не знает даже и Сын, токмо лишь Отец Мой небесный», как изрек он и сам еще на земле. Но человечество ждет Его с прежнею верой и с прежним умилением. /…/

И вот Он возжелал появиться хоть на мгновенье к народу, — к мучающемуся, страдающему, смрадно-грешному, но младенчески любящему его народу. Действие у меня в Испании, в Севилье, в самое страшное время инквизиции, когда во славу божию в стране ежедневно горели костры и

В великолепных автодафе

Сжигали злых еретиков.

О, это, конечно, было не то сошествие, в котором явится Он, по обещанию своему, в конце времен во всей славе небесной и которое будет внезапно, «как молния, блистающая от востока до запада». Нет, Он возжелал хоть на мгновенье посетить детей своих и именно там, где как раз затрещали костры еретиков. По безмерному милосердию своему Он проходит еще раз между людей в том самом образе человеческом, в котором ходил три года между людьми пятнадцать веков назад. /…/

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 812 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.