Всякое познание имело свои градации, и древние и современные школы имели различные степени посвящения. Однако далеко не всегда степень внутреннего достижения соответствовала степени священства, различные условия наделяли людей той властью, которой они фактически не располагали. Необходимость поддержания авторитета заставляла гордецов прибегать к методам далеко не всегда чистым; одним словом, происходило то, что происходит всегда там, где внешность разобщается с внутренним смыслом: наступало изуверство, которое мы наблюдаем на месте церковных иерархий и в некоторых мистических обществах. Гордость, или вернее тщеславие, неотъемлемо несет за собой борьбу за власть и с нею опасение потерять ее. Мнимые иерархи всегда подавляли все, что могло бы нести опасность их положению и отсюда не терпели всех истинно духовных. Это было одной из главнейших причин распадения церквей и духовных обществ.
Между тем, переход в новую степень посвящения мог сопровождаться лишь соответственным раскрытием центров. Для учеников Агни Йоги не существует внешних градаций, однако существуют степени внутреннего достижения, и каждый приобщившийся к Учению, конечно, с интересом спросит, в какой же степени пребывает он.
Всего степеней двенадцать: в А.Й. приводятся выражения, характеризующие состояние находящегося в каждой степени:
1. Встревоженный.
2. Озирающийся.
3. Стучащийся.
4. Внемлющий.
5. Припоминающий.
6. Претворящий.
7. Меченосец.
8. Мощный.
9. Лампада Пустыни.
10. Пустынный Лев.
11. Сотрудник Начал.
12. Создатель.
Каждая степень имеет три подстепени. Порядок степеней проходится постепенно, по мере развития центров; и не грамоты и самые пышные посвящения, но качество огня является отличительным признаком. Учение вдохновляет, говоря, что устремленный может скоро овладеть, но отступник низвергает себя навсегда или на многие, многие годы.
Первая степень — как бы пробуждение от сна. Вспомним, как мы пробуждались. Каждый спал, мечтая об удобствах жизни, о тленном — о земном. Но вот что-то новое поразило сознание. Но вот нечто вспыхнуло внутри, что-то непонятное и еще неосознанное — мы ВСТРЕВОЖЕНЫ.
Мы начинаем искать причину и ОЗИРАТЬСЯ, точно кто-то позвал нас, но кто, почему, откуда — мы не знаем.
Но вот найдено направление зова, и может быть осознан позвавший. И мы начинаем СТУЧАТЬСЯ к НЕМУ.
Стучащему отверзается, и вот ВНИМАЕМ словам поучения.
Но не просто позвали и пробудили нас — ведь для этого должен быть какой-то потенциал, ведь для этого должно было быть накоплено горючее для центров; конечно, у нас уже есть прошлое, и мы начинаем ПРИПОМНИТЬ.
Наступает перелом — начинаем ПРЕТВОРЯТЬ услышанное в жизни. Мы закаляемся во встреченной борьбе и выковываем себе меч подвига, меч духа — мы становимся МЕЧЕНОСЦАМИ. Мы — грозные поражатели тьмы, идущие из боя в бой, умножая свои силы; мы становимся МОЩНЫМИ, и тогда наступает степень "ЛАМПАДА ПУСТЫНИ".
О последних ступенях в Учении можно найти довольно много. Так А.Й. говорит о степени, где самодеятельность центров достигает уже огромной высоты:
"Состояние открытых центров приносит качество погашения окружающего несовершенства. Не только развитие чувствительности, но принесение своих сил для улучшения окружающего. Так можно заметить, что уявление сил как бы поглощается пространством. Эта степень открытия центров называется "Лампада Пустыни"". После она переходит в степень "Пустынного Льва", о которой в Учении сказано больше всего.
Невероятное напряжение сопровождает расцветание центров.
Для многих сказанное уже не звучит отвлеченно. Ученики ведутся стезею битвы, и каждая большая победа в духе может сделать доступной следующую ступень. Так мы восходим качеством своего внутреннего огня.
9 августа 1938 г.
ВРАТА
"Решивший познать Агни Йогу должен преобразить Ею всю жизнь". Если познание законов математики возможно без преобразования жизни, то невозможно проникнуть в сферы Огня, не омыв своей внутренней сущности. Где возможно, законы поставят преграду дальнейшему продвижению и оберегут тем самым неосторожных; но горе тем, кто коснется Огня загрязненными руками — губительный взрыв как результат несоответствия грязи с Чистотой будет следствием такого касания.
Некоторые думают, что, избавившись от двух-трех недостатков, они могут рассчитывать на продвижение, сохраняя десятки оставшихся несовершенств. Учитель решительно восстает против такой половинчатости. Именно ВСЯ жизнь должна быть преображена, иначе как же избежать крушения, к которому приводит половинчатость.
Преображение жизни возможно лишь при внутреннем стремлении, при искреннем желании наполнить существование полезными делами и изгнать из жизни все мешающее, все препятствующее продвижению. Большая ошибка и неудача ожидает насильников над собой. И если Йога накладывает обязательства построения всей жизни в соответственной данному сознанию незаметно-внешней дисциплине, то эта дисциплина не должна быть бременем и тяжестью. Учение говорит: "Если эта незаменимая дисциплина может не быть цепями, но претворится в радость ответственности, то можно считать ПЕРВЫЕ врата — открытыми".
По всем Книгам Учения мы наталкиваемся на термин "Врата" Многие обойдут его непониманием или равнодушием, но символ "Врат" тесно связан с путем восхождения. Эти этапы посвящения, как вехи, свидетельствуют о приближении Огненного Мира, где дошедшие приобщатся к Лотосу Великого Учителя. Можно встретить название "Вторых" и "Третьих", "Великих", "Огненных" Врат, и собравший все о "Вратах", подумавший, приведший материал в известную систему, к единому синтезу, увидит перед собой четкий путь и сможет приступить к ответственной, но зато несравнимо приближающей последовательности.
Так для желающего познать Агни Йогу открываются "Вторые Врата", когда осознано сотрудничество с Дальними Мирами.
"Когда же будут понятны основы эволюции, тогда упадет затвор Третьих Врат".
"Наконец, когда будет понято преимущество уплотненного астрала, тогда затвор Четвертых Врат упадет".
Дисциплина духа, Дальние Миры, эволюция, уплотненный астрал — четыре основы познания встают перед неофитом Йоги, и он делает первые робкие шаги, за которыми наблюдает тот, Кто видит его среди дня и ночи, Тот, Кто видит каждый хороший и каждый плохой его жест, Который поймет, поддержит и все огорчения обратит на пользу идущего путем Учения Огня.
21 июня 1938 г.