Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Античность. и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто жи­вет по природе, то уже ни по природе, ни против природы




и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто жи­вет по природе, то уже ни по природе, ни против природы.

40. Как о едином существе помышлять всегда о ми­ре, о едином по естеству и с единой душой, и о том, как все, что ни есть в нем, передается в единое чувствова­ние, и как оно единым устремлением делает все разом, и как все сопричинно тому, что становится, и как здесь все увязано и сметано.

41. Ты — душонка, па себе труп таскающая, гова­ривал Эпиктет.

42. Нет беды тому, что в превращение ввергается, равно как и блага тому, что из превращения рожда­ется.

43- Вечность — как бы река из становлений, их властный поток. Только показалось что-то и уж про­неслось; струя это подносит, а то унесла.

44- Что ни случается — привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом. Таковы и болезнь, и смерть, клевета, коварство и сколько еще такого, что радует или огорчает глупцов.

45- Вновь наступающее всегда расположено сле­довать за предшествующим. Это ведь не перечисление какое-то отрывочное и всего лишь принудительное, а осмыслен! юс соприкосновение. И подобно тому, как лад! ю расставлено все сущее, так и становящееся явля­ет не простую последовательность, а некую восхити­тельную расположенность.

46. Всегда помнить Гераклитово: смерть земли стать водою, смерть воды стать воздухом, воздуха — ог­нем, и обратно. Вспоминать и о том, кто забывает, как ведет эта дорога. А еще, что люди особенно ссорятся с тем, с кем более всего имеют общение, — с разумом, который управляет целым; и с чем они каждый день встречаются, то кажется им особенно странным. И что не надо действовать и говорить как во сне — ведь нам и тогда кажется, будто мы действуем и говорим. И что не надо этого: «дети своих родителей», а попросту ска­зать: «Живем, как повелось».

47. Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра — не стал

бы ты ломать голову, чтобы умереть именно после­завтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра — не думай, что велика разница.

48. Постоянно помышлять, сколько уж умерло врачей, то и дело хмуривших брови над немощными; сколько звездочетов, с важным видом предрекавших другим смерть; сколько философов, бившихся без конца над смертью и бессмертием; сколько воителей, которые умертвили многих; сколько тиранов, грозно, словно они боги, распоряжавшихся чужой судьбой. Да сколько и городов, так сказать, умерло: Гелика, Пом­пеи, Геркуланум и другие без счета. Переходи к своим знакомым, од! юму за другим: этот хоронил того, а по­том протянул ноги и сам, а этот другого, и все это вскорости. И вообще: увидеть в человеческом одно­дневное, убогое; вчера ты слизь, а завтра мумия или зо­ла. Так вот — пройти в согласии с природой эту ма­лость времени и расстаться кротко, как будто бы упала зрелая уже оливка, благославляя выносившую ее и чув­ствуя благодар! юсть к породившему ее древу.

49. Быть похожим на утес, о который непрестан­но бьется волна; он стоит — и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! — Нет! Счастлив я, что со мной такое слу­чилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остать­ся сумел бы не всякий. 11еужсли то несчастье больше этого счастья? Да и вообще, неужели ты называешь человеческим несчастьем то, что не есть срыв чело­веческой природы? и неужели тебе представляется срывом человеческой природы то, что не противо­речит воле этой природы? Что ж! Волю ее ты познал. Может быть, то событие помешало тебе быть спра­ведливым, великодушным, здравомысленным, разум­ным, неопрометчивым, нелживым, скромным, сво­бодным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так запомни на буду­щее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опи-

раться на такое положение: не это — несчастье, а му­жественно переносить это — счастье.

50. Обывательское, но действенное средство, что­бы презирать смерть, — держать перед глазами тех, кто скаредно цеплялся за жизнь. Что, много они выга­дали по сравнению с недолговечными? Все равно ле­жат веды Кадикиан, Фабий, Юлиан, Лепид или еще кто-нибудь из тех, которые многих похоронили пе­ред тем, как похоронили их самих. И вообще: какой малюсенький отрезок, а с кем и чего не хлебнешь в эдаком-то теле! Вздор все это. Ты посмотри только на это зияние вечности позади и на дру!ую беспре­дельность впереди. Что тут значит, жить ли три дня или три Нестеровых века?

51. Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчай­ший путь — по природе, чтобы говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.