готовишь себе дорогие вина и летом бегаешь за льдом; а для того, чтобы с приятностью уснуть, ты готовишь не только мягкие постели, но и подушки и качающиеся кровати. Самого сна ты желаешь не вследствие усталости, но вследствие того, что тебе нечего делать. Что же касается любовных наслаждений, то ты вызываешь их прежде потребности, пользуясь всеми средствами и обращаясь с мужчинами, как с женщинами. Ты так воспитываешь своих друзей, что ночью предаешь их позору, а днем заставляешь спать в самое полезное время. Будучи бессмертна, ты прогнана из coi ша богов и i юходишься в презрении у че-cTi ibix людей. Ты не слышишь самого приятного для слуха — похвалы себе, и не видишь самого приятного для зрения, так как ты никогда не видела собственного хорошего поступка. Кто станет верить каким-либо твоим речам? Кто удовлетворит какую-либо твою просьбу? Какой здравомыслящий человек решится принадлежать к твоему сборищу? Юноши у тебя все слабые телом, а сделавшись стариками, они [живут] с слабой душой. Без труда, блестящие, [блестящие, потому что афинские щеголи сильно намазывались разными душистыми мазями], проживают и молодость, в трудах и изнурении проводят старость, стыдясь прошлого и изнемогая под бременем настоящего, быстро пролетевши через то, что было приятного в молодости, и оставивши на старость одни тяжести. Тогда как я причастна к богам, причастна и к честным людям. Без меня не совершается хорошее дело ни божеское, ни человеческое; более всего мне воздаются подобающие почести и у богов, и у людей. Я желанная помощница у художников, верный страж домов у хозяев, благосклонная помощница мирных занятий, крепкая союзница на войне и наилучший товарищ в дружбе. Мои друзья всегда наслаждаются пищей и питьем, потому что они воздерживаются от них до того времени, пока им не захочется. Сон у них приятнее, чем у людей нетрудившихся, и они не приходят в негодование, когда лишаются его, а с другой стороны, из-за сна не упускают обязанностей. Юноши рады похвалам старших, а старшие до-
вольны почтением юношей. Они с удовольствием вспоминают о прошлой деятельности и с удовольствием исполняют настоящую, потому что посредством меня они любезны богам, дороги друзьям и чтимы отечеством. Когда же наступает предопределенная кончина, они не лежат в могилах забытые и неоцененные, но вечно живут в воспоминаниях, прославляемые в песнях. Вот если так потрудишься, Геркулес, сын хороших родителей, то достигнешь возможного счастия».
Так приблизительно рассказывал Продик о воспитании Геркулеса Добродетелью. Конечно, он украсил свои мысли гораздо более изящными выражениями, чем это я сделал. Тебе же, Аристипп, следует подумать об этом и постараться позаботиться о том, что приго-дито! i» жи:н m i гл будущее время.