МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(476 г. ‑ 1400 г.г.)
Общая характеристика эпохи.
· В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор.
· Исторические факты:
ü 395 г. – Римская империя делится на две части
o (Запад – Рим, Восток (Византия) – Константинополь (Стамбул));
ü IV век – Христианство ‑ одна из ведущих религий;
ü 476 г. ‑ Падение Западной Римской империи;
ü XI век – раздел христианской церкви на православную и католическую.
· Роль христианства в процессе формирования музыкального искусства.
· Музыка выполняет прикладные и духовно-практические функции.
· Творчество выступает в единстве с исполнительством и восприятием.
· В содержании и формах музыки господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер — лучший представитель общины).
· Строгая традиционность и каноничность.
Основные этапы развития.
V ‑ XI вв.‑ раннее средневековье
XI (XII) – XV (XVI) вв.. – высокое (зрелое) средневековье
Специфические черты музыкальной культуры средневековья
· Господство Римско-католической церкви во всех областях духовной жизни;
· Основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях;
· Народное искусство – карнавальная («смеховая») культура;
· Профессиональное музыкальное искусство (нотная) фиксация – церковная музыка, народное творчество – устная традиция.
4. Раннее средневековье (V ‑ XI вв..)
· Церковная музыка.
В Западной Европе с VI-VII веков складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианский хорал ‑ лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).
Характерные черты григорианского хорала:
ü Одноголосие (мужское);
ü Латынь;
ü Прозаический текст Библии;
ü Нотная фиксация (с XI века);
ü Формы исполнения: антифонное (диалог), респонсорное (солист и хор) пение.
Строение католической мессы:
I часть ‑ Kyrie eleison «Господи, помилуй»;
II часть ‑ Gloria «Хвала»;
III часть ‑ Credo «Свят»;
IV часть ‑ Sanctus «Свят»;
V часть ‑ Agnes Dei «Агнец Божий».
· Антигригорианские проявления:
ü секвенции – вставки в григорианский хорал (Ноткер Заика);
ü литургические драмы.
· Народное искусство и творчество странствующих музыкантов.
Действуют «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов).
· Музыкально-теоретическая мысль.
Средневековые трактаты о музыке, вопросы нотации.
ü Аврелиан из Реоме (IX век) – труд «Музыкальная наука»
Ладовая система‑ 8 ладов (4 основных):
o дорийский ‑ ↓ от ре – подвижный;
o фригийский ‑ ↓ от ми– возбужденный;
o лидийский ‑ ↓ от фа – скромный
o миксолидийский ‑ ↓ от соль – распутный.
ü Гвидо д'Ареццо (XI век) – система нотации
Переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации, позволившей точно фиксировать высоту тонов.
6-ти ступенный звукоряд.
Линейки: черная – E1
желтая – C1
черная – Aм
красная – Fм
Слоговое обозначение звуков: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si
Гимн в честь Святого Иоанна