Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Е.И. Чекалова




К ПРОБЛЕМЕ СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЫ ПОЭМЫ ЛУКРЕЦИЯ "О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ"

(Philologia classica. Вып. 1. Язык и литература античного мира. - Л., 1977. - С. 134-137)

 

Среди многочисленных проблем в лукрециане особое внимание привлекает проблема стихотворной формы, связанная со стремлением выяснить, как столь убежденный последователь Эпикура каким является Лукреций, мог избрать поэтическую форму для распространения философской доктрины своего учителя [1]. Ведь Эпикур считал занятие поэзией недостойным мудреца (Diog. Laert. X, 121), а Лукреций, излагая учение греческого философа, пользуется именно стихотворной формой. В исследованиях приводится целый ряд почерпнутых из самой поэмы соображений дающих возможность судить об отношении Лукреция к поэзии. Эта и высокая оценка поэтического наследия Гомера, Энния, Эмпедокла, и указание на стремление самого Лукреция к поэтической славе, и демонстрация отрывков поэмы, в которых звучит большая надежда на привлекательность стихов и действенность поэтического слова. Убедительны также указания на то, что под влиянием греческой эллинистической поэзии выбору жанра дидактической поэмы способствовало и модное для Рима того времени стремление к созданию ученых поэм [2].

Однако в самой поэме нет оснований для возникновения данной проблемы - проблемы стихотворной формы. Лукреций не затрагивает вопроса о преимуществе поэтической формы перед прозаической. Там, где говорится о "темных открытиях греков" (Graiorum obscura reperta), которые Лукреций собирается "осветить латинскими стихами" (inlustrare Latinis verbis: Lucr., I, 136-145), поэт подразумевает трудность стоящей перед ним задачи - "дать общепонятное объяснение весьма сложной теории" [3], не имея в виду противопоставления стихотворной формы прозаической. В отрывке, где идет речь о том, что трудное для понимания, а потому и усвоения, учение о сущности мироздания поэт намерен сопроводить "сладкоречивым стихом пиэрийским", сравниваемым с медовой сладостью (Lucr., I, 943-947), Лукреций сосредотачивает все внимание на привлекательности своих речей (carmen suaviloquens; quasi musaeo dulci contingere melle), не вкладывая в слова carmen и versus понятия стихотворной формы в противовес прозаическому изложению философской теории Эпикура. В других местах поэмы Лукреций также часто пользуется словами versus и сarmen в сочетании с прилагательными, обозначающими ясность и выразительность (carmen lucidum, versus expressus), акцентируя внимание не на существительных, а на определениях к ним, так как выразительность, привлекательность и ясность являются одной из важнейших забот поэта [4].

Касаясь различных взглядов античных авторов и даже приближаясь к их стилю в отрывках поэмы, им посвященных [5], Лукреций фиксирует свое внимание только на содержании и внутреннем смысле разных философских воззрений, не придавая значения тому, прозаически или метрически излагается то или иное учение. К форме же изложения материала Лукреций предъявляет свои определенные требования, обусловленные необходимостью увлечь читателя и объяснить ему излагаемый материал в наиболее доступной форме. Естественно, что богатая поэтическая традиция дидактики, успешно выполнявшей функции сообщения определенных сведений и знаний, не могла не оказать влияния на формирования творческого пути Лукреция. Поэт ощутил на себе силу воздействия поэтического наследия предшествовавших ему поэтов - Гомера, Энния, Эмпедокла [6]. Энния Лукреция называет первым, "кто принес с живописных высот Геликона венок, сплетенный из зелени вечной, средь италийских племен стяжавший блестящую славу" (I, 117-119); Гомера - вечно цветущим (semper florens - I, 124). О стихах Эмпедокла говорит, что они исходят из "божественного сердца" (carmina divini pectoris - I, 731). Кроме того, воплощение теоретической мысли в стихотворную форму для античной литературы не является чем-то новым. А дидактический элемент присущ древнейшим поэтическим жанрам. Гекзаметр же, являясь размером древнегреческого национального эпоса, уже при своем возникновении оказался прочно связанным с гномической народной поэзией [7].

Что касается литературной традиции дидактического жанра, то она начинается с Гесиода, оформившего в стихотворную форму "целый кодекс нравственных правил и хозяйственных наставлений" [8], носящих чисто дидактический характер. При дальнейшем же развитии дидактики в нее все настоятельнее проникают теоретические рассуждения. Таким образом, для истории античной литературы не является чем-то необычным воплощение в стихотворную форму теоретической мысли и философского содержания. Свои философские взгляды на природу излагали в стихах древнегреческие поэты Ксенофан и Эмпедокл. Римский поэт Энний в "Эпихарме" и "Эвгемере" высказывает мысли о природе и богах. Цицерон перевел на латинский язык дидактическую поэму Арата об астрономии и метеорологии. К этой же традиции примыкает и Лукреций [9], так как его поэма "De rerum natura" является поэтическим произведением, сообщающим систему определенных знаний. Форма и содержание поэмы представляют органическое единство, и современная наука уже перешагнула тот рубеж, когда форма произведения рассматривалась в отрыве от ее содержания. "Поэтическая форма произведения Лукреция - не способ подачи заданного материала, а основное средство выражения собственного отношения поэта к миру" [10]. А поэма Лукреция - не последовательное изложение положений учения Эпикура, а величественная панорама самой природы, развивающейся по своим законам без вмешательства сверхъестественных сил. Стройная и грандиозная картина мира, раскрывшаяся на основе материалистического учения о природе, обладает самостоятельной эстетической ценностью [11]. Поэтому ее воплощение в высокохудожественную поэтическую форму вполне естественно, так же как и закономерно вступление Лукреция на путь традиционной дидактики. Вместе с тем творческий замысел и специфика поэтического мастерства Лукреция оказали влияние на формирование характера ее дидактики.

Лукреций обращается к уже существующей философской теории, которую излагает в собственно творческой манере художественной конкретизации абстрактных положений этой теории. Дидактическому жанру он придает увлекательный характер, сумев найти действенные формы взаимосвязи эмоционального и интеллектуального общения с читателем: поэт постоянно втягивает собеседника в процесс раздумья над сущностью природу, ее явлениями и над жизнью самих людей. Для поэтики Лукреция характерно неразрывное переплетение задачи адекватного изложения эпикурейских принципов с задачей воздействия на читателей художественными средствами. Дидактика приобретает в поэме суггестивный характер, вовлекая читателя в процесс сотворчества, направляя ход его мысли, и тем самым подготавливает к самостоятельному познанию еще непознанных явлений природы и жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2229 - | 1967 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.