Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јтомистический материализм

ƒревние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. ¬опрос о первоначале €вл€лс€ основным в то врем€. Ёто и не удивительно, ведь древние мыслители, пыта€сь пон€ть целостную картину мира, не могли не учитывать такого важного вопроса как первоначало всего сущего.
‘илософские взгл€ды того времени положили начало развитию материалистических взгл€дов и представлений. ќсобенно большое значение имело развитие Ћевкиппом и ƒемокритом атомистической теории. Ћевкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а ƒемокрит развил целую систему атомистического материализма.

√реческое слово atomos означает: Ђнеделимыйї, Ђнеразрезаемый на частиї.

ћатериализм же утверждает первичность материального и вторичность духовного, что означает извечность мира, бесконечность его во времени и пространстве. ¬ сумме и получаетс€, что мир состоит из атомов, вечных и неделимых.

¬ основе атомистического материализма Ћевкиппа и ƒемокрита лежит несколько ключевых пон€тий Ц среди них пон€тие атома, абсолютной пустоты, учение о детерминизме, т.е. о причинной обусловленности всех €влений.

«начительное вли€ние на данную теорию оказали философские воззрени€ предшественников. «десь необходимо выделить √ераклита, пифагорейцев и элеатов.

¬о Ц первых, ƒемокриту нужно было объ€снить возможность изменени€, проблему которого впервые обозначил и сам же решил √ераклит.—уть решени€ заключалась в том, что новое должно содержатьс€ в старом, т.е. то, чего пока нет Ц небытие - должно содержатьс€ в имеющемс€ бытии. —ледовательно,бытие и небытие должны сосуществовать Ц лишь тогда возможно изменение, рождение нового.

¬о Ц вторых, нельз€ было отказатьс€ от принципа пифагорейцев Ђчисло есть сущность всех вещейї. “.е. люба€ вещь может быть представлена в виде определенного числа, вопрос лишь в том, что представить за единицу измерени€.

¬ Ц третьих, ƒемокрит был согласен с элеатами в том, что первоначало должно быть едино и неизменно.

» ƒемокрит нашел достойные аргументы в пользу трех вышеперечисленных тезисов:

1. ¬се состоит из атомов (быти€), окруженных пустотой (небытием). ѕустота сама по себе не может произвести ничего нового Ц она лишь €вл€етс€ посредником при движении атомов, а это движение и несет с собой вс€ческие изменени€.

2. ¬се вещи можно охарактеризовать как набор определенного числа атомов.

3.  ак считал ƒемокрит, атомы вечны и представл€ют собой элементы, не содержащие пустоты. “еперь же необходимо перейти к самой сути античного атомизма.

јтомисты утверждали, что все состоит из атомов, бесконечных по числу, неделимых и непроницаемых, вследствие того, что они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты.  ак уже говорилось выше, любое изменение, преобразование, наконец, само движение атомов возможно благодар€ наличию вокруг них пустоты; ≈сли атом Ц бытие, то пустота это небытие. ƒемокрит рассуждал примерно так: нет пустоты Ц атомам некуда будет переместитьс€ из своего положени€, они не смогут двигатьс€, а если нет движени€ на атомном уровне, то не будет его и на уровн€х более высоких, не будет развити€, не будет повседневного движени€ предметов. атегори€ небыти€ давала

возможность объ€снить возникновение и изменение вещей. јтомы, по ƒемокриту, были носител€ми множественности, пустота же воплощала единство, в этом была метафизичность теории.ѕон€тие пустоты привело к пон€тию пространственной бесконечности. ћетафизическа€ черта древней атомистики про€вилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливани€ или уменьшени€, соединени€ или разъединени€ посто€нных УкирпичиковФ быти€.

 

јтомы различаютс€ внешними формами, размерами, положением и пор€дком.

јтомы сталкиваютс€, отскакивают друг от друга, сцепл€ютс€ или сплетаютс€ между собой вследствие соответстви€ форм, размеров, положений и пор€дков. ќбразовавшиес€ соединени€ держатс€ вместе и таким образом возникают сложные тела.

Ћевкипп и ƒемокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число возможных дл€ различных атомов форм. (шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т. п.)„исло этих различных форм бесконечно. ”тверждение о различных формах атомов конечно же наивно, но в нем присутствует и дол€ истины. ’от€ атомы не различаютс€ по форме, как утверждал ƒемокрит, но они отличаютс€ по структуре.

јристотель утверждает, что, согласно атомистам, атомы отличаютс€ друг от друга также теплотой. —ферические атомы, из которых состоит огонь, самые гор€чие.

јтомисты совершили невозможное. ќни задались целью построить учение о природе, которое, признало бы не только реальность движени€, но и реальность множества.

јтомисты не став€т вопрос о причине движени€ атомов потому, что движение атомов представл€етс€ им изначальным свойством атомов.

“еори€ атомизма возникла у Ћевкиппа и ƒемокрита на основании наблюдений и некоторых аналогий. ѕредметом этих наблюдений были такие общеизвестные факты, как способность некоторых твердых тел сжиматьс€. ≈сли тела могут сокращатьс€ в своем объеме, значит, они состо€т из частиц, между которыми имеетс€ пустое пространство. Ќар€ду с этими соображени€ми в основе атомистической гипотезы, по-видимому, лежали и некоторые аналогии, в особенности при объ€снении движени€ атомов. —огласно одному из дошедших до нас текстов, по учению Ћевкиппа и ƒемокрита, атомы движутс€ в пустом пространстве во всех направлени€х, Ђтр€сутс€ї. Ћукреций сравнивает движение Ђтр€сущихс€ї во всех направлени€х атомов с беспор€дочными движени€ми пылинок в воздухе.

јтомы различались также величиной от которой в свою очередь зависела т€жесть.  ак известно, догадка об атомном весе принадлежит Ёпикуру. ќднако уже ƒемокрит был на пути к этому пон€тию, признава€ относительный вес атомов, который в зависимости от размеров бывает т€желее или легче. — формой и величиной атомов св€зан вопрос о так называемых амерах, или Уматематическом атомизме ƒемокритаФ.

ƒемокритовска€ математика отличалась от общеприн€той. ќна основывалась на анатомических пон€ти€х. —оглаша€сь с «еноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые

величины, из которых ничего не может быть построено, ƒемокрит открыл свои неделимые атомы. Ќо физический атом не совпадал с математической точкой. ѕо ƒемокриту, атомы имели разные размеры и формы, фигуры, одни были больше, другие меньше. ƒемокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части Ц точки, которые нельз€ отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже €вл€ютс€ прот€женными. Ёто не нулева€, а минимальна€ величина, дальше неделима€, мысленна€ часть атома Ц УамераФ. —огласно некоторым свидетельствам, в самом мелком атоме было семь амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина.

 

 онечно, представлени€ древних философов об атоме носили наивный характер, но дл€ того времени это была гениальна€ догадка о строении материи, котора€ была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тыс€челети€. ¬едь сколько нюансов, на первый взгл€д самых мельчайших и незначительных, было затронуто атомистами. јнтичные атомисты заложили ту основу, отталкива€сь от которой их последователи дополн€ли и развивали атомистическую теорию.. ”чение об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее.  роме того, картина движени€ атомов в мировой пустоте, их столкновени€ и сцеплени€ Ц это простейша€ модель причинного

взаимодействи€. ƒемокритовска€ картина мира - это уже €рко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в услови€х древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

 

Ѕытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое Ц

атом. јтомов бесчисленное множество. јтомы вечны, неизменны, нераздельны,

непроницаемы, не возникают и не уничтожаютс€. ќни обладают абсолютной

плотностью и твердостью и отличаютс€ друг от друга по своему объему и

фигуре. ¬се тела состо€т из атомов, реальные и подлинные свойства вещей те,

которые присуще атомам.

јтомы отделены друг от друга пустотой. ≈сли атом Ц бытие, то пустота это

небытие. — одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и

реального множества и движений. ¬ведение атомистами пон€ти€ пустоты как

небыти€ имело огромное философское значение.  атегори€ небыти€ давала

возможность объ€снить возникновение и изменение вещей. јтомы, по ƒемокриту,

были носител€ми множественности, пустота же воплощала единство, в этом была

метафизичность теории. јристотель пыталс€ опровергнуть ее, указыва€, что мы

видим Уодно и тоже непрерывное тело то жидким, то затвердевшимФ,

следовательно, изменение качества Ц это не только простое соединение и

разъединение. Ќо на современном ему уровне науки он не мог дать этому

должного объ€снени€, в то врем€ как ƒемокрит убедительно доказывал, что

причина этого €влени€ Ц в изменении количества между атомной пустоты.

ѕон€тие пустоты привело к пон€тию пространственной бесконечности.

ћетафизическа€ черта древней атомистики про€вилась также в понимании этой

бесконечности как бесконечного количественного накапливани€ или уменьшени€,

соединени€ или разъединени€ посто€нных УкирпичиковФ быти€. ќднако это не

значит, что ƒемокрит вообще отрицал качественные превращени€, наоборот, они

играли в его картине мира огромную роль. ÷елые миры превращаютс€ в другие.

ѕревращаютс€ и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать

бесследно, они дают тачало новым вещам. ѕревращение происходит в результате

разрушени€ старого целого, разъединени€ атомов, которые затем составл€ют

новое целое.ѕо ƒемокриту, атомы неделимы, они абсолютно плотны и не имеют

физических частей. Ќо во всех телах они сочетаютс€ так, что между ними

остаетс€ хот€ бы минимальное количество пустоты, от этих промежутков между

атомами зависит консистенци€ тел.

 

 аждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет

неизменную геометрическую форму.Ќаоборот, пустота, как Убеспредельна€Ф,

ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного быти€ Ц формы.

јтомы чувственно не воспринимаемы. ќни похожи на пылинки, нос€щиес€ в

воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не

упадет луч солнца, проникающий через окно в помещение. Ќо атомы гораздо

меньше этих пылинок, только луч мысли, разума может обнаружить из

существование. ќни невоспринимаемы еще и по тому, что не имеют обычных

чувственных качеств Ц цвета, запаха, вкуса и др.

 

јтомы различались также величиной от которой в свою очередь зависела

т€жесть.  ак известно, догадка об атомном весе принадлежит Ёпикуру. ќднако

уже ƒемокрит был на пути к этому пон€тию, признава€ относительный вес

атомов, который в зависимости от размеров бывает т€желее или легче.

 

— формой и величиной атомов св€зан вопрос о так называемых амерах, или

Уматематическом атомизме ƒемокритаФ. ƒемокритовска€ математика отличалась

от общеприн€той. ќна основывалась на анатомических пон€ти€х. —оглаша€сь с «еноном, что делимость

пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые

величины, из которых ничего не может быть построено, ƒемокрит открыл свои

неделимые атомы. Ќо физический атом не совпадал с математической точкой. ѕо

ƒемокриту, атомы имели разные размеры и формы, фигуры, одни были больше,

другие меньше.

ƒемокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них

можно выделить части Ц точки, которые нельз€ отторгнуть, они не имеют

своего веса, но они тоже €вл€ютс€ прот€женными. Ёто не нулева€, а

минимальна€ величина, дальше неделима€, мысленна€ часть атома Ц УамераФ.

—огласно некоторым свидетельствам, в самом мелком атоме было семь амер:

верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина.

»з прот€женных точек ƒемокрит составл€л прот€женные линии, из них Ц

плоскости.  онус, например, по ƒемокриту, состоит из тончайших чувственно

не воспринимаемых из-за своей тонкости кружев, параллельных основанию. “ак,

путем складывани€ линий, сопровождающегос€ доказательством, ƒемокрит открыл

теорему об объеме конуса, высчитал объем пирамиды. ќба

открыти€ признал јрхимед.

јвторы, сообщающие о взгл€дах ƒемокрита, мало понимали его математику.

јристотель и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была

забыта.

јтомистическа€ картина мира не сложна€, но она грандиозна. ”чение об

атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным

из всех, созданных философами ранее. ќно отметало решительным образом массу

религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о

вмешательстве богов.  роме того, картина движени€ атомов в мировой пустоте,

их столкновени€ и сцеплени€ Ц это простейша€ модель причинного

взаимодействи€. ƒемокритовска€ картина мира - это уже €рко выраженный

материализм, такое философское миропонимание было в услови€х древности

максимально противоположно мифологическому миропониманию.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
»сточники правового регулировани€ конкуренции и монополии | ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈. ќборот мирового рынка мороженого оцениваетс€ примерно в 50 млрд
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5071 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

529 - | 454 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.