Порядок допроса подсудимого на судебном следствии имеет некоторое сходство с порядком допроса обвиняемого в ходе предварительного следствия. Сначала подсудимому обычно дается возможность в форме свободного рассказа изложить свои показания, дать объяснения по предъявленному обвинению и известным ему обстоятельствам дела, а затем ему задают вопросы с целью получения на них ответов.
Вместе с тем допрос подсудимого существенно отличается от допроса обвиняемого. Обусловлено это самим процессуальным положением подсудимого, спецификой производства дела в суде, в особенности производства в условиях состязательного построения судебного разбирательства.
На предварительном расследовании, несмотря на наличие у обвиняемого значительных правовых средств защиты, он все же остается по преимуществу лицом допрашиваемым. В отличие от него подсудимый, выступая полноправной стороной перед судом, активно участвует в исследовании всех доказательств, в том числе и в допросах всех свидетелей, потерпевших, экспертов и других подсудимых. При наличии в деле нескольких подсудимых обеспечение их участия в допросе друг друга требует того, чтобы подсудимые допрашивались, как правило, не порознь, как это делается на предварительном следствии, а в присутствии других подсудимых. Допрос подсудимого в отсутствие другого подсудимого допускается по определению суда (постановлению судьи) лишь в исключительных случаях (например, когда присутствие одного подсудимого отрицательно влияет на дачу показаний другими подсудимыми и мешает установлению истины). При этом по возвращении подсудимого в зал суда ему обязательно сообщается содержание показаний, данных в его отсутствие, и обеспечивается возможность задать вопросы подсудимому, допрошенному в его отсутствие (ч. 4 ст. 275 УПК). Специфика допроса подсудимого в суде заключается и в том, что в ходе судебного следствия его допрашивают сначала стороны, а затем - судья (судья, участвующий в судебном следствии).
Коротко суть правил допроса подсудимого можно было бы выразить в следующих положениях:
в связи с тем, что при исследовании доказательств в суде основную тяжесть несут стороны, при согласии подсудимого с тем, чтобы первым допросили его, сначала это делают защитник и другие участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем - государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения (потерпевший и его представитель, гражданский истец и его представитель). На данном этапе допроса функция председательствующего должна сводиться к контролю за тем, чтобы подсудимому не задавались наводящие вопросы (ч. 1 ст. 275 УПК);
когда в уголовном деле несколько подсудимых, то очередность представления ими доказательств, в том числе дачи показаний, определяется судом с учетом мнения сторон (ч. 4 ст. 274 УПК). Однако надо иметь в виду, что председательствующему предоставлено право дать подсудимому возможность изложить свои показания в любой момент судебного следствия (ч. 3 ст. 274 УПК);
при допросе подсудимый вправе пользоваться письменными заметками, которые по требованию предъявляются суду (ч. 2 ст. 275 УПК).
В связи с характеристикой допроса подсудимого важно знать о правилах, регламентирующих порядок оглашения протоколов его показаний, данных на досудебных стадиях судопроизводства. Необходимость в такого рода правилах обусловлена в первую очередь тем, что, как отмечено выше (см. § 2 данной главы учебника), одним из общих условий судебного разбирательства является непосредственность и устность исследования доказательств. В силу этого условия суд должен стремиться к непосредственному восприятию доказательств, в том числе показаний обвиняемого. Поэтому оглашение протоколов показаний, как правило, не допускается. Но из этого правила сделаны три изъятия (см. ч. 1 ст. 276 УПК), допускающие ознакомление с показаниями подсудимого в ходе судебного следствия путем оглашения протоколов, в которых они были зафиксированы. Это может быть сделано в следующих случаях:
при наличии существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым в ходе предварительного расследования и в суде.
Это положение не распространяется на случаи, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК, т.е. случаи, когда подозреваемый, обвиняемый во время предварительного расследования по его делу дал свои показания в ходе допроса, на котором у него (обвиняемого) не было защитника, но потом, в судебном заседании, он не подтвердил эти свои показания. Показания такого рода законом априорно объявлены недопустимым доказательством. В связи с этим нет никакого смысла оглашать протокол, фиксирующий их (подробнее о норме, предусматривающей данное правило, см. в § 10 гл. 6 учебника);
когда уголовное дело рассматривается в отсутствие подсудимого в соответствии с ч. 4 ст. 247 УПК, т.е. тогда, когда уголовное дело на вполне законных основаниях рассматривается заочно;
при "отказе от дачи показаний, если соблюдены требования" п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК*(310).
Непременным условием оглашения показаний подсудимого является факт возбуждения ходатайства об этом обеих сторон. Их ходатайство требуется и для того, чтобы после (а не до и не во время) оглашения протокола показаний были воспроизведены приложенные к нему материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки (см. ч. 1 и 3 ст. 276 УПК).
Допрос свидетелей. Вызов свидетеля в суд производится в том же порядке, что и на предварительном расследовании. Определенное сходство с его допросом на предварительном расследовании имеет здесь и сам допрос. Свидетели на суде также допрашиваются порознь и в отсутствие еще не допрошенных свидетелей (ч. 1 ст. 278 УПК).
Перед допросом устанавливается личность явившегося свидетеля, выясняется отношение его к подсудимому, потерпевшему и к другим сторонам, разъясняются права, обязанности и ответственность, предусмотренные ч. 4 ст. 56 УПК, разъясняется право не свидетельствовать против самого себя, своих родственников и близких и т.д. Затем у него отбирается подписка о том, что ему даны соответствующие разъяснения и сделаны предупреждения, приобщаемая к протоколу судебного заседания.
Первой согласно ч. 3 ст. 278 УПК вопросы свидетелю задает та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья может обратиться с вопросами к свидетелю после его допроса сторонами.
В случаях, когда показания связаны с какими-либо цифровыми и другими данными, которые трудно удержать в памяти, свидетелю в ходе устных показаний разрешается пользоваться письменными заметками. Эти заметки должны быть предъявлены суду по его требованию (ч. 1 ст. 279 УПК). Свидетелю также разрешается прочтение имеющихся у него документов, относящихся к даваемым показаниям. Такие документы предъявляются суду и могут быть по его определению (либо по постановлению судьи) приобщены к материалам дела (ч. 2 ст. 279 УПК).
Допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия с разрешения председательствующего, который при этом учитывает мнение сторон.
Допрос потерпевшего на суде производится в основном по правилам допроса свидетелей. Особенности порядка допроса потерпевшего здесь объясняются спецификой его процессуального положения как стороны, наделенной не только правом давать показания, но и правом участвовать в допросах всех лиц на суде и участвовать в исследовании всех других доказательств. С разрешения председательствующего потерпевший может давать показания в любой момент судебного следствия (ч. 2 ст. 277 УПК). Чтобы потерпевший затем сам смог принимать активное участие в судебном следствии, его обычно допрашивают ранее допроса свидетелей.
При необходимости обеспечить безопасность свидетеля или потерпевшего, его родственников и близких лиц свидетель или потерпевший по решению суда без оглашения подлинных данных о его личности может быть допрошен в условиях, исключающих визуальное его наблюдение другими участниками судебного разбирательства. При заявлении сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания (в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения дела обстоятельств), суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями (ч. 5 и 6 ст. 278 УПК).
Определенные особенности имеет допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля. Для участия в допросе свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте до восемнадцати лет приглашается педагог, а при необходимости вызывается также законный представитель. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет проводится с обязательным участием его законного представителя. Допрос несовершеннолетних свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, во всех случаях проводится в присутствии педагога. Педагог и законный представитель с разрешения председательствующего вправе задавать несовершеннолетнему вопросы
Свидетели моложе шестнадцати лет об ответственности не предупреждаются. Им председательствующий разъясняет значение для уголовного дела полных и правдивых показаний (ч. 5 ст. 280 УПК).
В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит соответствующее решение. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему сообщаются показания этих лиц и предоставляется возможность задавать им вопросы.
Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных на предварительном расследовании или в ходе судебного разбирательства, регламентируется рядом крайне казуистичных правил (см. ст. 281 УПК).
Одно из них относится к случаям, когда потерпевший или свидетель не явился в суд. В таких случаях оглашение ранее данных показаний, как правило, допускается, но лишь с согласия обеих сторон (ч. 1 ст. 281 УПК).
Однако из этого правила сделано изъятие, связанное с особыми обстоятельствами, повлекшими неявку. К ним отнесены (ч. 2 ст. 281 УПК):
смерть потерпевшего или свидетеля;
его тяжелая болезнь, препятствующая явке в суд;
отказ потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда;
стихийное бедствие или иное чрезвычайное обстоятельство, препятствующее явке в суд.
При неявке потерпевшего или свидетеля, вызванной такими обстоятельствами, суд может вынести решение об оглашении протоколов ранее данных показаний по ходатайству одной из сторон или по своей собственной инициативе.
Другое правило, регламентирующее оглашение протоколов ранее данных показаний, касается случаев, когда потерпевший или свидетель присутствует в судебном заседании, но даваемые им показания существенно противоречат тому, о чем он свидетельствовал в своих предыдущих показаниях. При таких обстоятельствах оглашение соответствующих протоколов может состояться только по ходатайству одной из сторон.
Третье правило относится к случаям, когда явившийся в суд потерпевший или свидетель отказывается давать показания. В такого рода случаях для оглашения ранее данных показаний не требуются ни ходатайство, ни согласие сторон. Достаточно только установить, было ли соблюдено требование, предусмотренное ч. 2 ст. 11 УПК, т.е. был ли потерпевший или свидетель при его допросе в ходе предварительного расследования предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательства при дальнейшем производстве по уголовному делу.
Общим для всех приведенных правил положением является положение, в силу которого, как и при оглашении ранее данных показаний подсудимого, не допускаются демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, сделанных в ходе допроса потерпевшего и свидетеля, без предварительного оглашения показаний, содержащихся в соответствующем протоколе допроса или протоколе судебного заседания.
Производство экспертизы в суде обычно назначается в случаях, когда необходимость ее проведения выяснилась впервые в ходе судебного разбирательства либо когда проведенное на предварительном расследовании экспертное исследование по тем или иным причинам признается не отвечающим предъявляемым требованиям (неполнота, неясность, противоречивость, недостаточная обоснованность и т.п.). Если экспертиза проводилась на предварительном следствии и имеющееся в деле заключение, с точки зрения его достоверности и полноты, не вызывает сомнений как у сторон, так и у суда, то вызова эксперта в суд, а также назначения и производства экспертизы на суде может и не потребоваться. Вполне достаточным может оказаться исследование на суде имеющегося в деле экспертного заключения по правилам, изложенным в ст. 285 УПК. Еще Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении (ч. 2 п. 15) "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 16 марта 1971 г. N 1 вполне убедительно разъяснил, что если суд "признал возможным рассматривать дело в отсутствие эксперта, давшего заключение при расследовании дела, то заключение эксперта должно быть оглашено и исследовано в судебном заседании" (СППВСС, с. 793). Судебное исследование экспертного заключения в таком случае ограничивается его оглашением лицом, заявившим об этом ходатайство, либо судом и затем критическим анализом оглашенного заключения сторонами в ходе высказывания ими их мнений по данному вопросу.
В случаях недостаточной ясности или полноты имеющегося в деле заключения эксперта либо при возникновении сомнений в его обоснованности, наличия в нем противоречий судом по ходатайству сторон или по собственной инициативе может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза (ч. 4 ст. 283 УПК). Свое решение о назначении экспертизы суд оформляет в виде специального определения, а судья единолично - в виде постановления. Таким же путем назначается экспертиза, когда необходимость ее проведения выяснилась впервые в ходе судебного разбирательства. Назначенному по делу эксперту председательствующий разъясняет его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК, о чем эксперт дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания. Назначенный по делу эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы. Находясь в зале суда, он может задавать вопросы подсудимому, потерпевшему и свидетелям относительно обстоятельств, имеющих значение для дачи заключения.
По выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дачи заключения, председательствующий предлагает сторонам в письменном виде сформулировать вопросы назначенному эксперту. Поставленные вопросы подлежат оглашению, и по ним заслушиваются мнения участников судебного разбирательства. Рассмотрев указанные вопросы, суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, формулирует новые вопросы. Окончательный список вопросов уточняется судом в совещательной комнате и излагается в специальном определении или постановлении.
После оглашения определения (постановления) вопросы передаются эксперту, и он удаляется из зала суда в отведенное для него помещение, где проводит нужные исследования и составляет письменное заключение. Возможно также объявление перерыва в заседании, если эксперту требуется провести опыты, исследования или эксперименты в особых условиях (в лаборатории, по месту нахождения специального оборудования и т.д.) и для этого необходимо значительное время. Эксперту по его обоснованной просьбе представляются соответствующие образцы для сравнительного исследования. Заключение дается в письменном виде. Оно оглашается им в судебном заседании.
Затем эксперту могут быть заданы вопросы. При этом первой задает вопросы сторона, по инициативе которой была назначена экспертиза*(311).
В суде, как и при предварительном расследовании, возможно проведение комплексной или комиссионной экспертизы. Дополнительные и повторные экспертизы проводятся здесь по общим правилам (см. § 5 гл. 7 и § 10 гл. 11 учебника).
Помимо рассмотренных в ходе судебного следствия могут производиться действия, связанные с осмотром вещественных доказательств (ст. 284 УПК) и оглашением протоколов следственных действий и иных документов (ст. 285 УПК).
И для этих весьма распространенных и в высшей степени важных судебных действий характерным является прежде всего стремление поставить их совершение в прямую зависимость от волеизъявления сторон, оттеснить на второй план суд (судью). Вместе с тем правила, регламентирующие эти действия, в достаточной мере обеспечивают сторонам, в первую очередь подсудимому и его защитнику, возможность активно участвовать в судебном исследовании соответствующих доказательств.
Уделено в УПК внимание также иным действиям, которые иногда выполняются в ходе судебного следствия - осмотру местности и помещения (ст. 287 УПК), следственному эксперименту (ст. 288 УПК), предъявлению для опознания (ст. 289 УПК) и освидетельствованию (ст. 289 УПК).
Окончание судебного следствия может, в силу предписания ч. 1 ст. 291 УПК, произойти "по окончании исследования представленных сторонами доказательств". Объявление об окончании судебного следствия председательствующий может сделать после того, как он, опросив стороны, "не желают ли они дополнить судебное следствие", получит от них отрицательный ответ.
В случае заявления кем-либо ходатайства о производстве каких-либо дополнительных судебных действий суд (судья), заслушав мнение другой стороны по данному вопросу, принимает соответствующее решение. При отказе в ходатайстве (когда обстоятельство, о выяснении которого просит сторона, суд признает не имеющим значения для дела) председательствующий объявляет об окончании судебного следствия. Если же ходатайство удовлетворяется, то совершаются необходимые действия, а затем происходит объявление судебного следствия оконченным.