А
АБАК – (греч. Abax – доска) верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическомордерах) или вогнутыми (в коринфскомордере) краями. [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АББАТ – (лат. abbas, от арамейск. або - отец) 1) настоятель католического монастыря - аббатства (настоятельница - аббатиса). 2) Титул французского католического священника [Популярный энциклопедический словарь, 2002].
АББРЕВИАТУРА – (итал. Abbreviature – сокращение) 1) существительное, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв (МГУ) или по начальным звукам (МИД, вуз) слов, входящих в него. А. получили распространение в основных европейских языках в ХХ в. 2) Знаки сокращения и упрощения записи в нотном письме [Популярный энциклопедический словарь, 2002].
АБОРИГЕНЫ – (лат. aborigines, от ab origine – от начала) автохтонное население, коренное население, сообщество людей (как правило, одной национальности) какого-либо значительного по площади региона, связанное с данным регионом прочными экономическими, социальными и другими отношениями. Коренное население формируется на протяжении, как правило, сотен лет [Демографический энциклопедический словарь, 1985].
АБРИС – (нем. – очерк, чертеж) линейные очертания изображаемой фигуры или предмета без трехмерной трактовки. То же, что и контур. [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АБСОЛЮТ – (лат. absolutus — безусловный) понятие, оппозиционное относительному и выражающее полное и завершенное совершенство какого-либо объекта. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, идее, разуму, долгу, воле, интуиции. Абсолютность качеств этих объектов не зависит от их субъективного восприятия человеком [Современная философия: Словарь и хрестоматия, 1995].
АБСТРАКЦИЯ – (лат. Abstraction – отвлечение) результат мыслительной операции, состоящей в отвлечении, отделении того или иного признака, качества вещи, явления или процесса; акт разложения синкретичной целостности на ряд составляющих. В обыденном сознании — единица мышления вообще, то же, что понятие, идея, мысль. В классическом идеализме, в особенности у Гегеля, А. — элементарная форма мыслительного процесса, результат работы рассудка, формирующего представления, начало и предпосылка мышления в собственном смысле слова — материал, из которого разум воссоздает целостное, системное, богатое по содержанию, т.е. конкретное знание в понятиях. Согласно логике абсолютного идеализма, абстрактны вещи (онтологический аспект), а также представления о них (гносеологический аспект), конкретны процессы, в первую очередь — процесс мышления. В русской религиозной философии прослеживается своеобразный возврат к до-гегелевскому пониманию А. как реальности, тождественной мысли. Жизнь в понятии и разуме часто толкуется как А., но не от объекта (как у Локка и Ленина), а от жизни в Духе. Мышление, при всей конкретности его чисто интеллектуального содержания, может выступать только как А. от опыта духовного (религиозного, церковного, мистического, интуитивного). Построение жизни на «отвлеченных началах», на А. (науке, демократии, технике) превращает саму ее в А. в «мир теней», в пустоту. Человек оказывается не микрокосмом в макрокосмосе, а «атомом» в пустоте. В этом плане критика отвлеченных начал славянофилами, продолженная Вл. Соловьевыми «всеединцами», особенно В. Эрном, есть осуждение новоевропейского стиля жизни как реально существующей А. [Российский гуманитарный энциклопедический словарь, 2002].
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО – (ит. – отвлеченный)направление в живописи XX в., сводившее художественное творчество к созданию беспредметных пластических, цветовых, ритмических и т. п. композиций, возбуждающих свободные ассоциации, порождающих движение мысли, эмоции, но не представляющих какого-либо конкретного содержания. Свой замысел авторы раскрывали посредством деклараций, программных заявлений и т. п. В основном их идеи сводились к следующему: абстракционизм – высшая ступень развития изобразительного творчества, которая создает формы, присущие только искусству. «Освободившись» от копирования действительности, это искусство превращается в средство изображения непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». В искусстве абстракционизма наметилось несколько направлений. Одно явилось следствием творческих поисков членов мюнхенского «Синего всадника», которые экспериментировали в области цветовых сочетаний. Развивая в своих работах эмоциональный абстрактивизм (считается, что первую работу подобного плана создал в 1910 г. В.Кандинский), оперируя цветовыми пятнами, художники стремились выразить лиризм и драматизм человеческих переживаний. При этом живопись сближалась с музыкой, превращаясь в некую цветовую симфонию. Другое направление берет свое начало в творчестве П.Сезанна, провозгласившего, что «природу надо наблюдать по схеме цилиндра, конуса и шара», и кубистов (см. Кубизм). Его сторонники тяготели к более абстрактным геометрическим мотивам: созданию всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий, наполняющих художественное пространство. В России это – «кубофутуризм» К.С. Малевича, в Голландии – группа «Стиль» во главе с П.Мондрианом. И, наконец, третье, иррационалистическое (см. Иррационализм), направление абстракционизма провозгласило полный отказ от возможности осознанного восприятия изображенных сюжетов. Главным в творчестве становилось выражение чувств художника, средства же достижения этого выражения могли быть самые различные («лучизм» М.Ф. Ларионова и Н.С.Гончаровой; «беспредметничество» Л.С.Поповой и О.В.Розанова, творчество М.Матюшина, П.Филонова). Признание невозможности изображения духовной сущности мира средствами реалистического искусства и отказ от такого изображения не были случайными. Именно абстрактивистские тенденции в искусстве выразили наиболее адекватно процесс отчуждения художника начала века от кошмаров действительности. Так, немецкий абстрактивист П.Клее писал в 1931 г.: «Чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным становится искусство». В течение XX в. абстрактивизм в большей или меньшей степени присутствовал почти во всех направлениях авангарда и в творчестве отдельных художников. [Мировая художественная культура: Словарь терминов, 2010]
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ – ( англ. abstract expressionism) нью-йоркская школа – течение в абстрактной живописи, возникшее в США около 1942 г. Его особенность – предельная спонтанность, импровизационность творческого акта, нередко использование приёма дриппинга (разбрызгивания или выдавливания краски прямо на холст). Такой метод исключает целенаправленно построенную форму, картина запечатлевает последовательность действий художника. Один из характерных признаков абстрактного экспрессионизма – крупный масштаб работ (порой более пяти метров в длину). [Большой энциклопедический словарь. Искусство, 2001]
АБСТРАКЦИОНИЗМ – (от лат. abstractus – отвлечённый») общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности. [Большой энциклопедический словарь, 2001].
АБСУРД – (лат. a bsurdus – нелепый) философское и культурологическое понятие, характеризующее такое предельное состояние обессмысливания, до которого, при определенных обстоятельствах, может быть доведено любое разумное или осмысленное положение дел, порядок, состояние и даже реальность в целом. Прием намеренно выворачивания смысла используется в современной драматургии, кино- и телепостановках для того, чтобы заглянуть по ту сторону обычного состояния дел, расширить горизонты привычного либо подчеркнуть, что между явлениями существуют такие связи, которые были упущены при обычной перспективе, но которые в действительности выявляют сущность события. М.Стафецкая определяет А. как ловушку, в которую попадает сознание, как плату за ослепление доказательной мощью понятия. Для рационалистов А.— грань, отделяющая правильный мир сознания от беспорядочного хаоса. Абсурдное в одном измерении (вселенной, пространстве, парадигме, способе мышления, культуре, эпохе) может не быть таковым в другом. Многие научные теории, противоречащие здравому смыслу, вначале казались абсурдными, например, теория относительности Эйнштейна. О нем говорили, что он обладает парадоксальным, необычным мышлением. В данном случае А. выступает синонимом парадоксального. В русском языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса, — бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс — не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица — проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значительных теорий бессмыслицы была разработана в кружке «чинарей» (А.Введенский, Я.Друскин, А.Липавский, В.Олейников, Д.Хармс), существовавшем в 20-30-е. Его представители исходили из тезиса о текучести мысли и языка; различали два вида бессмыслицы: а) бессмыслица речи, где слова вводятся в непривычный для них контекст (используя разрушение ассоциативных и логических связей, создавали новый язык, в котором даже отдельное слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой); б) онтологическая бессмыслица, напоминающая пограничную ситуацию в экзистенциализме. Возможно, первым апостолом А. в 19 в. являлся Ф.Ницше, создавший своеобразное «Откровение абсурда». Его нигилизм, по мнению Роуза (иеромонах Серафим), есть тот самый корень, из которого выросло все дерево А. Два знаменитых высказывания Ницше «Бог умер», т. е. вера в Бога умерла в наших сердцах, и «Истины нет», т. е. мы отказались от богооткровенной истины, на которой когда-то была воздвигнута европейская цивилизация, лежат в основании Апокалипсиса А. 20 в. Две фразы: «Бог умер» и «Истины нет» — значат в точности одно и то же; это откровения об абсолютной абсурдности мира, в центре которого вместо Бога оказалось ничто. Среди экзистенциалистов сер. 20 в. наиболее полно идею А. выразил выдающийся французский писатель-философ А.Камю в произведении, специально посвященном этой проблеме («Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»). У А.Камю А. — это чувство, пронизывающее все поры жизни и закоулки человеческой души, т. е. своеобразная болезнь духа, к которой не примешаны ни метафизика, ни вера. Чувство А. не равнозначно понятию А. Чувство лежит в основании, это точка опоры. Оно не сводится к понятию. Фраза «Это абсурд» означает «это невозможно», а кроме того, «это противоречиво». Во всех случаях, от самых простых до самых сложных, абсурдность тем больше, чем сильнее разрыв между сравниваемыми вещами. В каждом случае абсурдность порождается сравнением. По существу, А. есть раскол. Его нет ни в одном из сравниваемых предметах. Он рождается в их столкновении. Ю.Роуз считает, что А.— это не внешнее, а внутреннее явление: не в мире, но в самом человеке исчезают смысл и согласие. У А.Камю самоубийство является естественным исходом А. Разум, зашедший в тупик при решении каких-то своих, интеллектуальных проблем, дает команду на уничтожение тела, которое ни в чем не повинно. Это и есть А., лежащий в самой основе человеческого существования. Наш разум ищет смысл жизни и, не найдя его, уничтожает не себя, а тело, которому для существования никакого смысла не надо, ему необходимы питание и комфорт. Мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить, пишет А.Камю. Если прибегнуть к метафоре, то можно сказать, что наша культура — это путеводитель или огромная карта А., а наш разум — гид в этом хаосе. Основное занятие разума — отличать истинное от ложного. Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы. Драматизм человеческого существования в том и заключается, что единство таит в себе многообразие. Бытие-к-смерти, как скажет позже Хайдеггер, есть основа человеческого существования. Возможно, если воспользоваться метафорой А.Камю, это последний круг ада, ведущий к небытию, т. е. к А. Таким образом, от А. никуда не деться. Он тотален. Абсурдный человек исчерпывает все и исчерпывается сам; А. есть предельное напряжение, поддерживаемое всеми его силами в полном одиночестве. Жизнь действительно представляет собой только премьеру, на которую зритель попадает не только впервые, но и единственный раз. Человек живет только один раз, и перед этой истиной обесценивается любая попытка уйти со спектакля раньше времени. Ушел — значит никогда не вернулся. Это заставляет человека цепляться за жизнь, хотя она абсурдна. Хайдеггер полагал, что человек держится этого абсурдного мира, клянет его за бренность и ищет путь среди развалин. Ясперс был уверен, что выход из смертельной игры нам недоступен. Ему вторил Л.Шестов, который без конца доказывал, что даже самая замкнутая система, самый универсальный рационализм всегда спотыкаются об иррациональность человеческого мышления. Для Шестова принятие А. и сам А. единовременны. Констатировать А. — значит принять его, и вся логика Шестова направлена на то, чтобы выявить абсурд, освободить дорогу безмерной надежде, которая из него следует [Культура и культурология: Словарь, 2003].
Авангард – (фр. Avant-garde – передовой отряд)1) Часть войск (флота), находящаяся впереди главных сил при движении в сторону противника.2) Передовая, ведущая часть общества; люди, возглавляющие какое-либо общественное движение. 3) То же, что Авангардизм. Художественное течение XX в., характеризующееся стремлением к коренному разрыву с традициями и принципами классического реализма, поиском новых, необычных выразительных средств [Словарь-справочник по культуре речи для школьников, 2005].
АВАНГАРДИЗМ – (фр. a vantgarde – передовой отряд)термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые, порывая с реалистической традицией, усматривают в ломке установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, А. видит в абсолютизации традиционных принципов искусства тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу. Отсюда атаки авангардистов на эстетизм традиционного искусства, поиски различных, часто внеэстетических, способов прямого воздействия на реципиента (читателя, слушателя, зрителя). Среди этих способов: подчеркнутая эмоциональность, обращение к непосредственном чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленной несовершенству человека, представление о «самоцельности» слова (футуризм),разрушение всякого смысла (дадаизм), «психический автоматизм», воздействие на подсознательные импульсы (сюрреализм)и т. п. Авангардисты отказываются от таких элементов реализмав искусстве, как сюжет, характер,рассматривая их как проявление ложного «идеологического» подхода к действительности. Творческая природа А., как считают некоторые искусствоведы, во многом связана с динамикой научно-технического прогресса, решительно изменившего облик и ритмы современного мира, с развитием отвлеченного мышления, обусловившего тяготение к искусству ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внутреннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в А., стремление создать почти физически ощутимую напряженность между непроницаемой структурой произведения и воспринимающим сознанием («новый роман», содержащий безличные реестры вещей, «конкретная поэзия», в которой налицо лишь формальная структура, драма абсурда, демонстрирующая алогизм привычной на вид действительности, и т. п.). В общем плане разрушение в А. установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с точки зрения его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде либо интуитивного ее освоения (в т. ч. и нерасчлененно-мифологизированного), либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения от реальности. А. начал бурно развиваться в 10—20-х гг. XX в., когда с особой силой обнаружился крах буржуазной идеологии. Как явление художественной культуры А. был крайне неоднороден и с точки зрения социальных позиций его приверженцев, и в плане стилистики их художественного творчества. К русскому А. в изобразительном искусстве относят, например, таких весьма разных, самобытных, талантливых художников, как Д.А. Шагал, П.Н. Филонов, К.С. Малевич, В.В. Кандинский. Принципиальная же антиидеологическая направленность многих представителей А. на Западе привела их в 60-х гг. к смыканию с позицией «нового левого радикализма», выразившейся в отрицании культуры под предлогом ее «идеологичности» и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы А. развиваются и в современном искусстве [Эстетика: Словарь, 1989].
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ – в греческой мифологии огромные и сильно загрязнённые конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов) [Популярный энциклопедический словарь, 2002].
АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ – (авто... и kephale – голова) в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В нач. 1990-х гг. было 15 А.ц., которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской церкви находится Синайская автокефальная церковь, Константинопольской – Финляндская автокефальная церковь, Русской – Японская автокефальная церковь (с 1970) [Популярный энциклопедический словарь, 2002].
АВТОНОМИЯ В ОБРАЗОВАНИИ – (греч. Autonomia – независимый) один из основных принципов государственной политики в области образования, предусматривающий самостоятельность образовательных учреждений в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и их уставами, утвержденными в установленном законодательством порядке [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь, 2007]
АВТОПОРТРЕТ – портрет, в котором художник изображает самого себя, большей частью при помощи зеркала или системы зеркал. Автопортрет выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Автопортрет – особая разновидность портретного жанра [Искусство: энциклопедия, 2002].
АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А. в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А. в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.[Педагогический энциклопедический словарь, 2002].
АВТОРИТАРНОСТЬ – (лат. Auctoritas – власть, влияние) доминирование власти одного лица в государстве или в коллективе; сопровождается, как правило, деформированием для этой цели ранее сложившихся законов и норм [Политология: Энциклопедический словарь, 1993]
Авторитет – (лат. Auctoritas – власть, влияние) влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании за носителем авторитета права на руководство, в готовности следовать его указаниям и советам. Значение авторитета в воспитании определяется ролью личности воспитателя в этом процессе. От того, насколько в глазах детей авторитетны конкретные педагоги и весь педагогический коллектив, зависит успех создания воспитывающей ситуации [Педагогика досуга: терминологический словарь, 2007].
Авторитет воспитателя — завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности [Г.Д.Бухарова, О.Н.Арефьев, Л.Д. Старикова Системы образовыания, 2008].
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА – (лат. Auctoritas – власть, влияние) необходимое условие положительного влияния преподавателя на эффективность обучения и воспитания, основанного на их знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. В основе А.п. лежит доверие слушателей к нему, убежденность в его правоте, их внутренняя готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения [Энциклопедия профессионального образования, 1998].
АГЕНТЫ КУЛЬТУРЫ — 1) индивиды и группы, оказывающие личное, непосредственное воздействие на формирование культурного потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) также учреждения, способствующие созданию, развитию, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т. е. индивидов и учреждения, именуют субъектами культуры.Нередко учреждения культуры выделяют в самостоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку терминология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми. К А.к. относят: а) большие социальные группы, прежде всего этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности, музыковедов, краеведов, искусствоведов, историков, этнографов, филологов, философов и физиков, критиков, цензоров, архитекторов, строителей, реставраторов; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории — читательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-журнальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т. д.; б) малые социальные группы, в частности, добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в первую очередь относятся творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов; 2) специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев; 3) круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии (например, буддисты), религиозной секты и др.; 4) культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека; в) особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики. Вкладчики — люди, которые способствуют позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп: 1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория; 5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы. К А.к. или институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры, и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единственный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора могут выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию — идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением. Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства [Культура и культурология: Словарь, 2003].
АГИОГРАФИЯ – (греч. – святой и пишу) вид церковной литературы, описывающей жития святых [Культура и культурология: Словарь, 2003].
АГИТКИ – ранний жанрсоветского кино; короткометражные фильмы наподобие плакатов и листовок [Воскобойников, В.Н. История мировой и отечественной культуры, 1996].
АГНОСТИЦИ3М – (греч. Agnostos – непознаваемый, неизвестный) философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Его нельзя представлять как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, ибо этот факт агностицизм не отвергает. Он ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных, в том числе противоположных, философских системах. Поэтому неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Представители агностицизма уловили некоторые реальные трудности процесса познания: невозможность «полного постижения» вечно изменяющегося бытия, его субъективное «преломление» в органах чувств и мышлении человека — ограниченных по своим возможностям и т.п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи в себе» не остается места. Со второй половины ХХ в. термин «агностицизм» употребляется в литературе чаще всего при характеристике тех или иных учений, встречающихся в истории философии [Современная философия: Словарь и хрестоматия, 1995].
АГОН – (греч. agon – состязание) отличительная черта греческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни [Культурология: учебно-методический комплекс, 2008].
АГОНАЛЬНОСТЬ – (греч. – состязание, борьба) отличительная черта древнегреческой культуры, выразившаяся в неудержимом стремлении к совершенству, к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни. По мере развития полисных отношений стала основополагающим началом бытия греческой гражданской корпорации, судопроизводства, риторики, науки, искусства. В практическом плане нашла свое воплощение в системе спортивных и художественных состязаний, главными из которых были Олимпийские, Истмийские, Немейские и Дельфийские игры [Культурология: учебно-методический комплекс, 2008].
АГОРА – (греч. – рыночная площадь) народное, судебное или военное собрание во времена Гомера. Позднее – место общественных собраний, торговли, центр общественной жизни в древнегреческой культуре. Здесь располагались алтари, святилища, храмы, булевтерии (помещение для заседаний совета – буле), стой, портики, монетный двор, мастерские, торговые лавки [Культура и культурология: Словарь, 2003].
АДАЖИО – (ит. – спокойно, медленно) обозначение медленного темпа в музыке при исполнении произведения или отдельной его части; в балете – танцевальная композиция лирического, напевного характера. Адажио является частью сложных классических танцевальных форм (па-де-де, па-де-труа,) в медленном темпе. В балетном экзерсисе – комплекс медленных движений танцовщиков у палки и в середине зала для выработки устойчивости, гармонии сочетания ног, рук и корпуса [Искусство: энциклопедия, 2002].
АДАПТАЦИЯ – (лат. adaptation – приспособление) способность организма или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В педагогике – оптимальная А. к условиям обучения и воспитания. В андрагогическом контексте активная А. не простое приспособление, а успешное выполнение уже иных профессиональных и должностных функций на основе вновь приобретенных знаний, умение интерпретировать имеющийся трудовой опыт и способность самостоятельно добывать недостающую информацию, с тем чтобы воспользоваться ею на практике. Функция А. складывается в основном из двух переменных: первая – тенденция к самореализации, к достижению успеха и удовлетворению потребностей в противодействие средовым факторам, ограничивающим самореализацию личности; вторая – тенденция к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением. Что же касается фактора психологической адаптации, то он связан с нервно-психической, эмоциональной устойчивостью (стабильностью) личности, которая не может рассматриваться в отрыве от: (1) познавательной (когнитивной) активности; (2) продуктивности мышления; (3) коммуникативной компетентности; (4) организаторских способностей. «А.» чаще всего рассматривается как процесс, а «адаптивность» – как черта личности, но в том и другом случае мы обращаемся и к мотивационной сфере специалиста в целях диагностики: 1) доминирования социально значимых мотивов, побуждений; 2) потребности в достижении успеха на работе; 3) стремления к самоутверждению; 4) установки на завоевание профессионального престижа, авторитета и уважения коллег (бригады) [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь, 2007].
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. А. к. – один из основных факторов культурогенезав целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сооб-ва, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей. В работах эволюционистов 19 в. (Спенсера, Л. Моргана и др.) А.к. постулируется как доминантный фактор, определяющий культурное многообразие человечества, темпы, направленность и специфику социокультурной эволюции сообществ. Корифеи культурологии 20 в. (неоэволюционисты, структурные функционалисты и др.), признавая А.к. одним из важнейших механизмов культурной изменчивости, тем не менее не абсолютизировали ее, полагая столь же значимыми факторами развития интерес людей к познанию нового, их стремление к рационализации своей деятельности, экономии времени и затрат труда, внутреннюю логику развития технологий в специализированных областях деятельности и т.п. В целом эволюция способов адаптивных реакций может быть рассмотрена как одна из базовых характеристик эволюции форм жизни на Земле. При этом прослеживается путь от адаптации посредством изменения морфологических видовых признаков у растений, через адаптацию, сочетающую изменчивость биологических признаков с переменами в поведенческих стереотипах у животных (в зависимости от фундаментальности, радикальности и длительности изменений в условиях среды), к чисто человеческой А.к. посредством перемен форм жизнедеятельности (поведения) и образов сознания у людей. С этой точки зрения, сама динамика генезиса человека и его культуры представляет собой постепенное вытеснение процесса биологической эволюции гоминидов (антропогенеза) процессом эволюции форм деятельности (социо- и культурогенезом), т.е. А.к. становится основным средством человеческого приспособления к среде. Более того, в отличие от животных, чья адаптация (даже поведенческая) — преимущественно пассивное приспособление к изменившимся условиям среды при минимальном ответном воздействии на нее, А.к. людей постепенно во все большей степени превращается в активное адаптирование среды к собственным потребностям и построение искусственной предметно-пространственной, социально-деятельностной и информационной (символически маркированной) среды своего обитания. Если на первобытном и архаическом этапах исторического развития сообществ основным адаптируемым фактором являлся прежде всего комплекс природных условий существования (экологическая ниша, вмещающий ландшафт), когда в процессе разработки технологий устойчивого самообеспечения продуктами питания формировались этнографические культурно-хозяйственные черты социальной практики сельского населения, то на этапе раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций (рабовладение, феодализм) возрастает значение А.к. сообществ к историческим условиям их бытия (т.е. к социальному окружению в лице иных сообществ) в формах обмена продуктами, ресурсами, идеями и пр., и борьбы за территории, ресурсы, политическое и религиозное доминирование и т.п., а порой за выживание и возможность социального и культурного воспроизводства. На этом этапе формируются главным образом черты социально стратифицированной политико-конфессиональной городской культуры сословного типа. На индустриальной и постиндустриальной стадиях социокультурной эволюции приоритетной постепенно становится А.к. к потребностям устойчивого воспроизводства экономики сообществ и ее постоянного ресурсного обеспечения, к особенностям все более технически насыщаемой искусственной среды обитания людей. Процесс непрерывного потребления продукции, производимой экономикой, ускорения циклов использования вещей ради скорейшего приобретения новых, интенсификации технологий социализации личности и ее вовлечения в социальную практику, стандартизации содержания массового сознания, потребительского спроса, форм социальной престижности и тому подобному порождают новый тип культуры — национальный с его специфическими методами А.к. На индивидуальном уровне (помимо участия индивида в коллективной адаптации социальной группы) А.к. связана прежде всего с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение, утрата или обретение материальных средств существования и т.п.) или радикальной сменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы в стране и пр.). При этом А.к. индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации, т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а затем может привести и к ассимиляции,т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые [Культурология. ХХ век. Энциклопедия, 1998].
АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – приспособление, привыкание человека к требованиям профессии,усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. А.п. связывают обычно с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время обучения профессии, когда не только усваиваются знания, навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода А.п. зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов. Степень А.п. может быть измерена социологическими и психологическими методами. В социологическом анализе используются показатели, характеризующие количественные и качественные результаты труда, отношение работника к характеру, содержанию и условиям трудовой деятельности, его включенность в трудовой коллектив, ориентацию на сохранение или перемену места работы, профессии, должности, повышение квалификации и др. Результаты социологических исследований А.п. используются в планировании социального развития трудовых коллективов, подготовки, подбора и расстановки кадров, в организаторской и воспитательной работе с молодежью [Российская социологическая энциклопедия, 1998].
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – 1) активное приспособление человека к изменяющимся условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер процесса А. с., ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения; 2) процесс и результат освоения индивидом новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого индивида и его социального окружения [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий, 2004].
АДАПТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей; вхождение в другую культуру, принятие ее основополагающих принципов [А.А.Оганов, И.Г. Хангельдиева Теория культуры: Учебное пособие для вузов, 2003].
Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития человека и личности [Г.Д.Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова Системы образования].
АДЗЭКУРА – (яп.) стиль деревянных свайных сооружений в архитектуре Японии, предназначенных для хранения зерна и для культовых обрядов, связанных с завершением полевых работ. Здания подобного типа представляют собой сруб из трехгранных пересекающихся на углах бревен, без окон. Стиль сложился в IV–III вв. до н.э., послужил прототипом первых синтоистских святилищ и царских сокровищниц. [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АДИТОН – (греч. – недоступный) внутренняя часть древнегреческого храма, находящаяся за наосом и сообщающаяся с ним. Очевидно, здесь хранились культовые реликвии, поэтому вход в адитон был строго ограничен и туда допускались только священники. [Культура и культурология: Словарь, 2003].
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ -1. Управление, заведование, умение практически организовать исполнительно-распорядительную и производственную деятельность. 2. Бюрократический стиль управления, характеризующийся односторонней ориентацией на методы принуждения, чрезмерным увлечением мерами наказания как якобы единственно эффективными стимулами должного поведения членов трудовых организаций; неоптимальное решение вопросов без вхождения в существо дела, но в пределах формальных требований. [Ф.А. Брокгоуз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. Современная версия, 2002.]
АДОРАНТ – (лат. – просить, поклоняться; и фр. – почитать, обожать) статуэтка молящегося человека, заступника, совершающего обряд почитания божества. Раньше всего адоранты возникли в Месопотамии, где их ставили в храмах перед статуями богов. Они должны были обращаться к богам и уверять их в своей преданности, молиться за поставившего их человека. На многих фигурках, чаще на спине, реже на плече, вырезалось имя человека, поставившего и посвятившего их. В более поздний период прилагалась и просьба, с которой заказчик обращался к богу. Статуэтки вырезались из мягких пород камня – известняка, песчаника, местного алебастра. Их размеры варьируются от 10 см до 1,5 м, но чаще всего достигают 30-40 см. Единого изобразительного канона выработано не было, но можно выделить наиболее характерные правила изображения. Прежде всего следует отметить отказ от правильной передачи пропорций человеческого тела, искажение и гипертрофию отдельных черт человека, отсутствие портретного сходства. В таком изваянии, согласно канону, прямо поставлена голова, широко открыты глаза, непропорционально увеличены уши. Огромные уши символизировали всеобъемлющую мудрость, поскольку слова, обозначающие ухо и мудрость, звучат на шумерском языке одинаково – «нгештуг». Брови и глаза, борода и волосы почти всегда инкрустированы (см. Инкрустация). В трактовке поз статуэток, одежде и, особенно, деталей узоров на ней допускается разнообразие. Стилистически можно различить фигуры адорантов Северной и Южной Месопотамии. Северные статуэтки отличают удлиненные стройные пропорции, более тщательная проработка деталей. Южные статуэтки более приземистые, тяжеловесные, с большими головами. Фигуры адорантов использовались в античном (см. Античность) и раннехристианском искусстве. [Воскобойников, В.Н. История мировой и отечественной культуры, 1996].
АДЪЮНКТ – (лат. adjunctus - присоединённый) лицо, проходящее научную стажировку. В России звания и должности А. предусматривались в Академии наук, ряде государственных вузов (до нач. 20 в.) и университетах (до 1863). С 1938 А. - офицер, обучающийся в адъюнктуре (аналогична аспирантуре) при вузах Вооруженных Сил. [Популярный энциклопедический словарь].
АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ - 1) традиционные культуры стран и коренных народов в географическом пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими формальной общностью; 2) признание А. к. как комбинации нескольких больших культурных общностей, включающих разные страны и народы Азии, тесно связанные друг с другом единой культурной историей и традициями большой культуры. Традиционные культуры стран и народов Азии, входящих в эти большие культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения. Рамки этих общностей очерчиваются или очень широко — включенностью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций — арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия А. к. с понятием «восточные культуры», или локально ограничиваются районами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, что позволяет более точно и четко определить специфику А.к. в их общности и особости. Немецкий востоковед О. Веггель (Гамбург. Институт культурных исследований) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию А. к. Хотя «Азия» (в работе немецкого исследователя — это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближнего и Среднего Востока, Средней, Центральной и Северной Азии не включаются в понятие Азии, как и культуры народов этих регионов в понятие А. к.) — это, скорее, географическое, чем культурологическое понятие. В употреблении термина А. к. есть большой смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая исторически более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание в культурах азиатских народов исторически более древних, чем в других культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. И все же Азия воспринимается населяющими ее народами как единое культурное целое. По мнению Веггеля, в системах ценностей А. к., в образе мышления азиатских народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от европейско-американского стремления к дифференциации и размежеванию. За многие годы сравнительного изучения западных и азиатских культур в науке сложились стереотипы, в которых динамизму первых противостоит статичность вторых, «молодости» первых – «старость» вторых, ориентации на свободу – ориентация на деспотизм, понятийной культуре – эмоциональная, историческим и посюсторонним доминантам мышления – неисторические и потусторонние, материалистичности – духовность. Эти оппозиции столь же спорны, сколь и недостоверны, поскольку многое из приписываемого западной культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Основное же различие состоит в том, что А. к. стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентации. Истоки этой черты А. к. – в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Ее суть определяется признанием гармонии трех начал — Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно. В созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Все, что происходит в одной из трех сфер, имеет свои параллели или аналогии в других: так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют политические беспорядки. Параллелизм трех сфер — небесной, земной и человеческой — существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех А. к. В конфуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трех сфер прослеживается отчетливо. В мире, построенном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порожденное им стремление к гармонии определили и характер отношения азиатских народов к природе, экономической деятельности и властным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, эксплуатировать ее, для мировосприятия и поведения азиатских народов характерны стремления к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Религиозное сознание азиатских народов гораздо менее дифференцировано, чем европейских: для китайца или японца, например, так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он — буддизм, синтоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови. Для азиатов, за исключением азиатов-мусульман, характерна веротерпимость. Восточная религиозная мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозной, областей знания и нетеологических концепций, как это имело место в западном христианстве. Более того, азиатские религии никогда не подвергались искусу рационализма. В общей картине А. к. можно выделить пять субкультур. Первая — метаконфуцианская, включающая культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населением (прежде всего Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие «ячеечные» группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценностей. Вторую субкультуру образуют культуры народов, исповедующих теравада-буддизм — тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием господствующих в этих районах производств, структур, характеризуемых в литературе обыкновенно как «рыхлые». Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти. Третий тип азиатских субкультур — индуистский. К нему относятся различные, но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах. В четвертом типе — исламском — сильно влияние местных доисламских традиций. Веггель выделяет в этом типе две подгруппы: малайско-исламскую — Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур и индо-исламскую — Бангладеш, Пакистан, Мальдивы. Пятый тип азиатских субкультур — католический, включающий большинство населения Филиппин. Филиппинский католицизм испытал на себе сильное влияние дохристианских местных традиций. Психология большой семьи — одна из важнейших характерных черт этого типа субкультуры. [Культурология. ХХ век. Энциклопедия, 1998].
АЙВАН – (перс. – эйван, иван, ливан) сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах Средней Азии, Ирана и Афганистана в эпоху средневековья). Этим термином обозначают также террасу в среднеазиатских жилищах, мечетях – плоское покрытие на колоннах или столбах. [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АКАДЕМИЗМ – 1) Чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв. [Педагогический энциклопедический словарь, 2002].
АКАДЕМИЗМ в искусстве – (от греч. Academia – школа) 1. Бережное отношение к традициям, высокий профессионализм, «иммунитет» к модным, но недолговечным и поверхностным веяниям в искусстве. В то же время А. имеет и свою негативную сторону, нередко оборачиваясь традиционализмом, приводя к канонизации апробированных манер и приемов в художественном творчестве, застойности художественного мышления, порождая салонное, внешне красивое, «приглаженное», но лишенное острого жизненного содержания и духовной наполненности искусство. Художественная культура, высоко ценя и оберегая А. в его позитивном проявлении, создает противовес негативным тенденциям А. в лице примитива, студийных театров, творчества самодеятельных коллективов и других форм, фокусирующих в себе творческий поиск и новаторство. В современной ситуации нарастания эклектизма в искусстве и экспансии массовой культурыА. выявляет свои способности к сохранению и развитию культурной традиции и национального наследия, и в этом его актуальность. 2. Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре со времени Болонской академии братьев Каррачи (1585) и давшее начало двум крупнейшим стилям в искусстве XVII-XVIII вв. – классицизму и барокко,а впоследствии формированию и более широких принципов искусства. Болонская школа утверждала характерный для эстетики Возрождения статус профессионального и свободного художника, провозгласила необходимость для художников теоретического и практического владения различными стилями, культивировала проработку художественных идей сначала графически и лишь затем живописно, заложила основу для выработки живописных эталонов. Вместе с тем практика и теоретическая программа Болонской школы создали почву для эпигонстваи эклектизма в пластических искусствах, а также для переоценки технической стороны мастерства в ущерб содержательному поиску и выражению индивидуального своеобразия. Опыт Болонской академии способствовал более широкой организации в XVII-XIX вв. академий «изящных искусств» (танца,драматического искусства, музыки),которые положили начало формированию принципов систематического образования и обучения искусству, передачи накопленного опыта в сфере профессионального мастерства, овладения классическим наследиеми национальными традициями. Некоторые из этих академий преобразовались в театры, консерватории, высшие учебные заведения художественного типа. [Эстетика: Словарь, 1989].
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА – (Асаdemic freedom) свобода членов академического сообщества, каждого в отдельности или всех вместе, в стремлении к развитию и передаче знаний через исследования, разработки, дискуссии, документирование, творческую деятельность, преподавание, чтение лекций и создание научных работ. Для того, чтобы создать условия для возникновения новых знаний и обучения технологиям прошлого и настоящего, правительства обязаны воздерживаться от использования системы образования в качестве инструмента для пропаганды. Они также должны обеспечить преподавательскому составу и студентам всех высших учебных заведений условия для автономии и свободы преподавания и исследовательской деятельности без полицейского или военного надзора или преследований. А.с. включает открытый доступ к информации об общественных делах и делах своего учреждения, возможность обмениваться информацией со своими коллегами в своей стране и за рубежом. [Культура и культурология: Словарь, 2003].
АКАДЕМИЯ – название многих научных учреждений и учебных заведений. А. ведущая форма организации научн, деятельности в условиях НТР. Происходит от школы древнегреческого философа Платона – так называемой платоновской академии, которая располагалась в предместье Афин в роще, посвященной мифическому герою Академу. Название А. получают возникающие начиная с XV в. кружки ученых в различных странах Европы, которые развивают бурную научно-исследовательскую, литературную и преподавательскую деятельность. Некоторые из них, получив финансовую поддержку от правительств, стали со временем официальными научными учреждениями. Первые АН возникли как национальные научные центры: в 1660 г.— Королевское общество в Лондоне, в 1666 г.— АН в Париже, 1700 г.— Прусская АН в Берлине, 1724 г.— Петербургская АН и т. д. Они преследовали в основном исследовательские цели (обеспечивали, прежде всего, условия для экспериментальной работы, хотя в ряде случаев брали на себя и функции учебных заведений). Лондонское королевское общество, например, возникло из кружка, проводившего неофициальные научные собрания, в который входили как ученые, так и знатные «любители наук», дававшие взносы для проведения экспериментов. А. начали издавать печатные труды, в которых помещались, в частности, отчеты об изобретениях. Вообще прикладным аспектам науки первоначально уделялось значительное внимание; А. проводили экспертизу технических изобретений. В их составе было много людей, занимающихся практической деятельностью (инженеров, врачей, кораблестроителей и др.). Однако уже в XVIII в. интерес А. к вопросам техники уменьшился. Это было связано с совершенствованием организации науки. Ввиду увеличения фронта исследований. А. сконцентрировали внимание на решении фундаментальных научных проблем. Возникли и новые формы организации научной и педагогической деятельности в области техники – инженерные общества, высшие технические школы, инженерные заводские лаборатории, а затем и отраслевые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. [Научно-технический прогресс: Словарь,1987].
АКАНФ – (греч. akanjov – растение «медвежья лапа »)пластический орнамент в виде стилизованных листьев аканфа. Возник в древнегреческом искусстве в середине V в. до н. э. Использовался в основном для украшения капители коринфского ордера (см. Ордер архитектурный). В древнеримском искусстве листья аканфа стали элементом декора капители коринфского ордера, консолей, фризов и карнизов. Такого рода пластический орнамент получил развитие в культуре Возрождения, стиле барокко [Теория культуры: Учеб. пособ., 2008].
АКАФИСТ – (греч. – не сажусь) хвалебные церковные песни в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые молящимися стоя. [Воскобойников, В.Н. История мировой и отечественной культуры, 1996].
АКВАРЕЛЬ – ( франц. aquarelle, лат. aqua – вода) водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, разводимые в воде и легко ею смываемые. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге и картону. Основные качества живописи акварели – чистота цвета, нежность и прозрачность красок, сквозь которые просвечиваются тон и фактура основы. Техника графики и живописи этими красками; произведение, выполненное в такой технике [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АКВЕДУК – (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями. [Краткий словарь архитектурно-художественных терминов, 2004].
АККОРД – созвучие, включающее три и более звука, которое воспринимается как согласованное целое. [Искусство: энциклопедия, 2002].
Аккредитация – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему центрального государственного финансирования и на пользование гербовой печатью. [Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова Системы образования].
АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация». Понятие А. начало использоваться в американской культурной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо-американских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы А. стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда,М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х гг. наметился интерес к более систематичному изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как «совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих». Было проведено аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирического исследования культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирические исследования и получила дальнейшую разработку. В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретичных религиозных культов). Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию «примитивных культур» на ситуацию контакта с западной индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие «нативистские движения»; Малиновский использовал термин «трайбализм»). Линтон разработал типологию нативистских движений («Нативистские движения», 1943). Важное теоретическое значение для исследования А. имела работа Линтона «Аккультурация в семи племенах американских индейцев» (1940), где были выделены два типа условий, в которых может происходить А.: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы. До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиционной культур под воздействием западной цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощутимое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отдельных культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.); методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных обществах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (например, африканских музыкальных форм на современную западную музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. [Культурология. ХХ век. Энциклопедия, 1998].
АККУМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ – (лат. Асситиlatio – накопление) выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся наиболее важные духовно-культурные ценности общечеловеческого и национального характера. Ю. Лотман справедливо отметил, что культура – одна из форм человеческой памяти, но будучи подчинена законам времени, располагает уникальным механизмом преодолевать его, удерживая в своей сокровищнице множественные элементы прошлого. А. ф. культуры призвана противостоять распаду связи времен. [А.А.Оганов, И.Г. Хангельдиева Теория культуры, 2003].
АКМЕИЗМ – (греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила)течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, Г.В.Иванов, М.А.Кузмин, Е.Ю.Кузьмина-Караваева, ранние Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам). Теоретическое обоснование нашел в работах Н.С.Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913 г.), С.М.Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913 г.), О.Э.Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована в 1919 г.). Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов», существовавшую с 1911 по 1914 гг., а затем возрожденную в 1920-1922 гг. Примыкали к журналу «Аполлон», а в 1912–1913 гг. издавали собственный журнал «Гиперборей» (редактор М.Л.Лозинский; всего вышло 10 номеров этого издания), альманахи «Цеха поэтов». Акмеисты противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического, смысла. Но в отличие от реалистов (см. Реализм) они возвышали действительность, эстетизировали ее. Их поэзии свойственны отдельные модернистские (см. Модернизм) мотивы, тяготение к камерности и поэтизации чувств «человека природы». [Ю.С.Степанов Константы: Словарь русской культуры, 2001].
АКМЕОЛОГИЯ – (греч. Acme – вершина, цветущая пора, logos – учение ) наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономернос