Главное в характеристике административной ответственности – ее юридическое основание, придающее ей совокупность специфических качеств. Им является, как уже отмечалось, правонарушение особого рода, а именно административное правонарушение. Это фактическое ее основание. Если нет состава административного правонарушения, административная ответственность не может наступить.
Статья 10 действующего КоАП определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Правонарушение является административным, если его совершение не влечет за собой уголовной ответственности. Итак, речь идет о противоправном, виновном и наказуемом деянии[6].
Что означает противоправность? То, что данное деяние представляет собой посягательство на требования, содержащиеся в соответствующих административно-правовых нормах. С другой стороны, то, что этими нормами запрещаются деяния, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств.
Все это легко обнаруживается при характеристике любого административного правонарушения. Например, ст. 165 КоАП предусматривает злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции. Очевидно, что речь идет о недопустимости подобных деяний, поскольку они посягают на установленный порядок управления.
Но противоправны фактически все виды правонарушений. Однако только для уголовных преступлений используется дополнительный элемент, определяющий их противоправность – общественная опасность. Преступление противоправно, виновно и опасно для общества. Что же касается административного правонарушения, то оно якобы не представляет собой общественно опасного деяния. Верно ли это?
Общественная опасность означает вредность данного деяния для общества, нанесение им или реальную угрозу нанесения существенного ущерба общественным отношениям. В силу этого задачей уголовного законодательства является борьба с посягательствами на общественный строй, собственность, личность и ее субъективные права, на правопорядок.
Но ст. 1 КоАП закрепляет точно такие же задачи законодательства об административных правонарушениях. Значит, у преступлений и административных правонарушений одинаковые объекты посягательств. Отсюда вывод: общественная опасность также является признаком административного правонарушения, выражением его противоправности. Иначе трудно объяснить, почему государство использует свою власть для борьбы с такими деяниями и широко применяет при этом юридические средства принудительного характера, если эти деяния никакой опасности для интересов общества не представляют.
Иногда административные правонарушения называют антиобщественными, что также созвучно с их общественной опасностью.
Конечно же, они также и вредоносны. Имеется в виду то, что такие деяния имеют вредные для общества, граждан, органов и юридических лиц последствия (или могут их иметь). В силу этого и устанавливаются запреты на совершение определенных действий или же предусматривается отрицательная юридическая оценка определенных бездействий. Это также показатель их общественной опасности.
Совокупность таких признаков, как противоправность, характер и объем вредных последствий, степень виновности, лежит в основе соотношения между преступлениями и административными правонарушениями. На этой основе они различаются и по характеру наказуемости: за административное правонарушение взыскание более мягкое, чем за преступление.