Конфискация имущества — это принудительно безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего гражданину.
Считается, что конфискация имущества появилась ещё на Древней Руси. В Русской правде как мера уголовного наказания упоминаются „поток и разграбление“, под которыми следует понимать „конфискацию имущества преступника и ссылку его в заточение“.
С начала XV века наказание приобретает признаки государственного принуждения. История дальнейшего развития уголовного наказания в России знает конфискацию имущества как наказание, связанное с взысканием в пользу государства. В уголовном праве СССР конфискация имущества как вид уголовного наказания сохранилась. Она также пережила распад СССР и перестройку, и была включена в УК РФ (статья 52).
Эта мера наказания устанавливалась за корыстные тяжкие и особо тяжкие преступления. Она назначалась только тогда, когда имеется на нее прямое указание в санкции статьи Особенной части УК РФ. Заключалась конфискация в том, что у осужденного принудительно изымалась часть его собственности безвозмездно и передавалась государству в собственность. Не подлежало конфискации лишь некоторое имущество, которое указано в перечне, предусмотренном в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Не подлежали конфискации все детские принадлежности, один дом или единственная квартира, в которой проживает семья осужденного, земельный участок под домом или используемый для сельского и подсобного хозяйства, домашний скот для сельскохозяйственного труженика в количестве, необходимом для минимальных потребностей семьи, необходимое количество одежды, мебели и т.д.
Конфискация не могла быть заменена другим наказанием и применялась только как дополнительное наказание.
Не являлось конфискацией изъятие орудий преступления, вещей, изъятых из гражданского оборота (наркотики, оружие), ценностей, нажитых преступным путем.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №162-ФЗ признал статью 52 УК РФ утратившей силу.
Пунктом 4 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат возвращению законному владельцу либо должны быть обращены в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Но если в отношении орудий преступления меры конфискации еще применялось, то с устранением конфискации как дополнительной и самой действенной меры наказания по ряду наиболее тяжких преступлений изъятие доходов, полученных преступным путем (включая легализованные), практически стало невозможным.
Сейчас положения о конфискации имущества можно найти в главе 15.1 УК РФ (введена в 2006 году). Раздел 4 в связи с этим был переименован в „Иные меры уголовно-правового характера“. Новая глава 15.1 не означает возвращения конфискации в её прежнем значении (как вида наказания). Речь идёт о новом институте уголовного права, отнесённом к иным принудительным мерам уголовно-правового характера, которые не включены в систему наказаний. Осуществление данной конфискации тесно связано с вопросами первоочерёдного возвращения имущества законному владельцу или возмещении причинённого ему ущерба.
До принятия этой главы вопросы о конфискации решались по УПК. Теперь уголовно-процессуальное решение этих вопросов, получило необходимую уголовно-правовую основу. Теперь необходимо доказывать, согласно УПК, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества. Такое законодательное решение исходит из необходимости повышения гарантий законности и обоснованности конфискации.
В части 1 статьи 104.1 указано, что решение о конфискации принимает только суд.
Новый уголовно-правовой институт конфискации основан на нормах международного права, и он должен служить уголовно-правовым средством противодействия финансированию терроризма и организованных преступных структур. Данный институт определяет, какое именно имущество и при каких условиях подлежит конфискации с учётом источников и путей его получения, целей и характера его использования, приоритета имущественных прав законного владельца, и вместе с тем прав добросовестного владельца имущества, переданного ему виновным.
В пункте „а“ части 1 статьи 104.1 из имущества, подлежащего конфискации, предусмотрено исключение в отношении имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
А части 1 статьи 104.1 определены виды предметов и условия их конфискации:
1) Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения какого-либо из преступлений из перечня, а также любые доходы от этого имущества.
Доходы в данном случае надо понимать исходя из определения в налоговом кодексе. Доходы — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, исчисляемая как положительная разница между поступлениями от использования указанного имущества в сфере экономической деятельности и затратами, связанными с таким его использованием. Поступления от реализации имущества, полученного преступным путём, не относятся к доходам. Они предусмотрены в следующем пункте статьи 104.1.
Под ценностями в смысле статьи 104.1 логично понимать не только известные материальные ценности (валютные), но и материализованные духовные ценности — это предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
2) Деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество и доходы, указанные в пункте „а“ были частично или полностью превращены или преобразованы. Например, продажа или обмен предметов, покупка акций, недвижимости, изготовление ювелирных украшений из украденных слитков.
3) Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Речь идёт о финансировании организованных преступных структур не только террористической, но и любой другой направленности.
4) Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. Хотя УПК предусматривает конфискацию только орудий совершения преступления, видимо, оборудование и иные средства тоже охватываются этим пунктом.
Часть 2 статьи 104.1 предусматривает случаи, когда имущество, полученное в результате совершения какого-либо из перечисленных преступлений и доходы от него были приобщены к имуществу, приобретённому законным путём. В подобных случаях конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует стоимости приобщённого имущества и доходов от него. (Например, приобщение похищенных денежных средств к сумме вклада в банке).
Часть 3 предусматривает, что имущество, указанное в частях 1 и 2 данной статьи, переданное осуждённым другому лицу или организации, подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Статья 104.2 не только предоставляет возможность, но и обязывает суд принять решение о конфискации денежной суммы взамен предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если конфискация этого предмета невозможна вследствие его использования, продажи, утраты, порчи, разрушения и так далее.
Денежное возмещение должно соответствовать стоимости этого предмета, определяемой судом, исходя из сложившейся практики (по рыночной цене, экспертным путём и т.д.). Конфискация у виновного денежной суммы не исключается и взамен предмета, переданного им другому лицу, если оно признано добросовестным приобретателем.
Статья 104.3 устанавливает приоритет возмещения ущерба, причинённого законному владельцу, перед конфискацией имущества. Он выражается в первоочерёдном решении вопроса о возмещении ущерба по сравнению с конфискацией, а также в решении этого вопроса за счёт стоимости имущества, подлежащего конфискации, если у виновного отсутствует иное имущество, на которое может быть обращено взыскание. При этом в доход государства обращается оставшаяся часть. Таким образом, интересам государственной казны придаётся второстепенное значение.
Если переданное виновным другому лицу или организации имущество находится у добросовестного приобретателя, то взамен данного имущества, которое в иных случаях подлежало бы конфискации, статья 104.2 позволяет суду принять решение о конфискации у виновного денежной суммы, соответствующей стоимости переданного имущества. Из этой суммы возможно и возмещение ущерба, причинённому законному владельцу.
Это всё, что касается данного нового института уголовного права. Таким образом, конфискация имущества сейчас — не наказание, а иная мера уголовно-правового характера.