Цель курса
Познакомить студентов с наиболее устойчивыми связями между общекультурными, гуманитарными, социально-экологическими моделями общества (парадигмами) и изменениями в сфере градостроительного и архитектурного проектирования.
Проследить за историческими периодами смены метода в проектировании вплоть до современной парадигмы в рамках Концепции устойчивого развития.
Задачи курса
- анализ причины, условия, характеристики этапов смены парадигмы архитектурного и градостроительного проектирования;
- изучение влияния философских, социально-экологических, экономических и научно-технических теорий и процессов на теорию и практику архитектурного и градостроительного проектирования;
-современная парадигма проектирования, основанная на Концепции устойчивого развития;
- принципы, методы достижения устойчивого градостроительного развития;
- принципы, методы устойчивой («зеленой») архитектуры.
Предмет архитектуры – формирование материально-пространственного окружения человека, образующего каркас его жизнедеятельности, поведения, отношений с другими людьми – среду обитания.
Курс посвящен взаимосвязи процессов развития общества, взаимоотношений человека с природной средой, изменениям правил и условий взаимодействия между участниками градостроительной деятельности, влиянию этих изменений на методы профессиональной деятельности по градостроительному и архитектурному проектированию.
В течение курса будут изучаться вопросы: чем определяется позиция архитектора при создании проекта; какие ограничения со стороны общества влияют на работу архитектора; почему возникают проблемы городов, в чем они заключаются и как с ними справляться; как возникла и изменяется во времени парадигма архитектурного проектирования, чем вызваны изменения стиля; и почему в середине XX века формирование материально-пространственного окружения рассматривается в непосредственной связи с глобальными вопросами сохранения окружающей природной среды, социального равновесия, качественной городской среды.
Введение в курс необходимо для определения ряда общих положений, терминов, которые будут использоваться в лекциях курса. Также в вводной части будут даны общие представления о соотношении общественных категорий, направлений развития общества и сопутствующих изменений в деятельности по формированию искусственной среды - «второй природы».[1]
Этапы развития общества, социальные, экономические, политические причины их смены, взаимоотношение различных групп общества, классов, смена элит в обществе (предмет изучения социологии), взаимосвязаны с этапами развития культуры и архитектуры. Архитектор должен понимать взаимосвязи, силы, воздействующие на программу проектирования, осмысленно идти к выбору своего проектного решения.
На разных исторических этапах деятельность по созданию объектов архитектуры была разной по содержанию, но всегда существовали несколько составляющих ее частей, каждая из которых важна и самоценна: умение, мастерство (ремесло), представляет собой наиболее устойчивую часть деятельности, тогда как без интуиции, таланта невозможна архитектура как искусство.
Цитируя автора книги «Эволюция творчества в архитектуре» В.Л. Глазычева (1940-2012), то, о чем будет говориться на лекциях курса, в большей степени относится к составляющей архитектурного творчества «Архитектура как знание». [2]
В рамках курса будет рассмотрено как под воздействием общественного или частного заказа формируется программа деятельности по созданию градостроительного плана или архитектурного объекта, и какие содержательные задачи, исходящие от общественных социальных условий влияют на работу архитектора.
Основой проектирования является цель – изначальное представление об идеальной модели того, что предстоит создать, построить.
При этом в процессе творчества помимо установок профессионального «ремесленного» характера всегда присутствует личность архитектора как человека, с его индивидуальным опытом, способностями, предпочтениями.
«Объективное, рационально познаваемое и рассчитываемое в организации среды соединяется с необъективным, ценностным, иррациональным. В процессе творчества всегда присутствует человек – и как создатель, и как пользователь труда архитектора.» [3]
Каждый исторический период определенным образом влияет на процесс создания архитектурного объекта, на градостроительную модель.
Для определения главенствующего на определенном этапе метода проектирования воспользуемся понятием о
ПАРАДИГМЕ – теория (или модель, тип постановки проблемы) принятая в качестве образца решения, определяющая своего рода «прототип» решений, соответствующих времени, породившему соответствующую парадигму, определяет наиболее многочисленное направление в архитектурном проектировании.
Как правило, смена парадигмы в архитектуре сопутствует смене общественного социального заказа, концептуальным изменениям в содержании требований к деятельности по градостроительному и архитектурному проектированию.
Содержание курса требует единства рассмотрения градостроительных и архитектурных аспектов, так как требования, исходящие от общества, от природы влияют как на программу создания города, так и на проект отдельного дома.
Единый подход к архитектурному проектированию и планированию, и древний и современный одновременно. Известны слова римского архитектора, военного инженера и строителя Витрувия (вторая половина 1века до н.э.): «Дом - это маленький город, а город - это большой дом», в его труде «10 книг об архитектуре», присутствует описание улиц, жилых домов и приемов планировки[4]. Позже похожие утверждения мы встречаем в трудах Филарете, Палладио и авторов, живших в более позднее время.
Профессиональное разделение в цехе архитекторов в зависимости от объекта проектирования, - отдельное здание или планирование территории, произошел достаточно поздно, сначала в середине XIX веке, в связи c необходимостью реконструкции средневековых городов для целей жизни нового буржуазного общества, соответствия социально-экономическим, гигиеническим, эстетическим требованиям. Новые специалисты сугубо «городских» профессий занимались прокладкой новых дорог, устройством водопровода и канализации, разбивкой парков и садов, формируя новый класс технократов, а еще позже, в XX веке в связи с глобальным процессом урбанизации «специалистов по планированию». Выделение специалистов по городской инфраструктуре и планированию в отдельную профессию не означает, что в творчестве больших архитекторов, например Райта, Ле-Корбюзье, современных «звезд» архитектуры тема города утратила свею значение, напротив значение градостроительного контекста при проектировании комплексов и отдельных зданий не утрачивает своего значения, но возрастает.
Качество городской среды зависит как от уместности архитектуры зданий в градостроительном контексте конкретного места, также как важно, что получает город в целом от конкретного использования каждой городской территории. Например, при принятии решений о проведении таких важных событий как Олимпиада или всемирная выставка, рассматривается вопрос какая территория даст наибольший эффект для последующего развития города, в случаях принятия правильного решения, город после Олимпиады получает новое качество. Так произошло с Лондоном после Всемирной выставки 1851 года, с Барселоной после Олимпийских игр 1992 года.
На каждом этапе развития цивилизации в архитектурном творчестве происходили изменения в методах, принципах, подходах к архитектурному и градостроительному проектированию, отражающие очередной этап философии, культуры, социальных отношений, - одним словом цивилизация во многом отождествляется с культурой, а архитектура является частью культуры.
Что же такое цивилизация?
Существуют многие теории, созданные выдающимися философами, социологами, о периодизации цивилизации, о циклах зарождения, развития, затухания отдельных этапов цивилизации, о причинах расцвета и умирания. В некоторых трактовках понятие «цивилизация» тождественно понятию «культура». Архитектура является частью культуры, причем затрагивающей не только материальную ее часть, но и духовную, так архитектура, так же как и нематериальная часть культуры, - музыка, например, оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.
Считается, что цивилизация - это период развития человечества последующий после варварства.
Варварство – понятие, введенное А. Фергюсоном (1723-1816), шотландским философом и обоснованное Л.А. Морганом (1818-1881), американским этнографом и социологом. Согласно этому определению, варварство – период первобытной истории, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. В деятельности «варваров» не было идеального образа, не существовало понятия «красоты».
Поэтому так позже были названы германские племена, разграбившие и уничтожившие художественные ценности Рима.
Культура – сопутствует цивилизации, является ее основой.
Противопоставление-сопоставление природы и культуры не есть классическое противопоставление природы и «второй культуры» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа, которым на протяжении многих веков являлось царство Божие.
«Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая их Культур – Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». Н. Бердяев.
Поэтому деление культуры на «духовную» и «материальную» условно. Недаром вершиной человеческой Культуры (цивилизации) многими исследователями цивилизации, историками и исследователями культуры и архитектуры называются Средние века, когда в готическом соборе соединяются коллективные усилия архитекторов, каменотесов, скульпторов, создателей витражей, других мастеров, воплощая в прекрасном произведении веру в Бога.[5]
И в другие периоды, пусть не столь полноценно, но архитектура всегда воодушевлена духовными, культурными побуждениями, и в идеале должна пробуждать в человеке эмоции, ощущение прекрасного, таким образом, в произведениях, принадлежащих действительно «Архитектуре», а не только строительству, духовное неотделимо от материального.
Поскольку социология – это наука об обществе и изучает все, что связано с жизнью общества, то необходимо познакомиться с основными понятиями социологии, с целью дальнейшего обсуждения формирования отношений между обществом и архитектором, тем более что именно с середины ХIХ века роль заказчика все более переходит от частного лица к органам государственной власти, органам самоуправления, городским муниципалитетам, общество все больше внимания уделяет проблемам архитектуры и городов.
В научный оборот термин «социология» был введен французским философом –позитивистом Огюстом Контом в 30-х годах ХIХ века.
Позитивизм – направление в науке, философии, полагающее поступательное развитие наук и общества к достижению прогресса на основе научных исследований, развитии техники, познании природы, совершенствования человека. Основная цель позитивизма – получение объективного знания методами эмпирических исследований.
После публикации труда О.Конта «Курс позитивный философии» социология была признана в качестве отдельной самостоятельной науки. Конт считал, что к изучению общества применимы методы естественных наук, не случайно он называл социологию «социальной физикой» и считал ее в иерархии наук наивысшей и главной.
Основной закон социологии Конта «любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель».
В таком обществе революции излишни, в нем царит солидарность групп и классов.
Близок к позитивизму английский философ Спенсер (1820-1903), который до издания Ч. Дарвиным труда «Происхождение видов» (1859) в труде «Закон прогресса» воплотил идею всеобщей эволюции.
Таким образом, начиная с эпохи Просвещения, и, особенно на протяжении XIX века философы, ученые, социологи верили в поступательное развитие цивилизации от низшего к высшему по пути прогресса.
Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Социальный прогресс – глобальный всемирный исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанным на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
С начала XIX века возникла критика этой теории философами и социологами, в частности в книгах М. Вебера – «Город», О. Шпенглера «Закат Европы»,
Л. Мамфорда – «Утопия: Город и Машина»; «Культура и город»,
П. Сорокина – «Социальная и культурная динамика»,
в которых авторы выдвигали гипотезы смены периодов взлета периодами кризиса.
На широчайшем материале эмпирических исследований доказывается та или иная теория движения и смены культур и проявления тех иных направлений в искусстве, том числе в архитектуре как важнейшей сферы человеческой деятельности, затрагивающей и материальную и духовную культуру.
Вывод: - история развития человеческой цивилизации не линейна. Периоды развития сменяются периодами упадка.
Питирим Сорокин (1889-1968) выдающийся социолог XX века, создатель факультета социологии Гарвардского университета США создал циклическую Концепцию социо-культурной жизни-истории человечества, основанную на анализе функционирования обширных социо-культурных систем и супер-систем.
По его трудам можно проследить как развивалась философская мысль о содержании, направлении, движущих силах человеческого общества (экономика, право, искусство), о преемственности философской мысли и изменениях в зависимости от смены периода главенства того или иного «главного», - Сорокин считает, что главное, объединяющее все остальные факторы это категория «ценность».
Преемственность с философией предыдущих XVIII и XIX веков присутствует как цитата из Конта в самом названии книги «социальная динамика».
Таким образом, коренное отличие социологии XX века от предыдущего периода в отрицании линейного характера развития цивилизации и общества.
П.Сорокин критикует теории линейного характера развития цивилизации и сравнивает их со средней школой, когда, начиная с простых представлений о создании мира у первоклассника, в выпускном классе школьник овладевает знаниями, которые позволяют ему познать законы природы.
Учетные XX искали ответа на вопрос, почему происходит цикличность в развитии общества, чем вызвана смена циклов, как происходит ритм чередования периодов «эволюция – разложение», «интеграция-дезинтеграция».
Сорокин считает, что каждая социо-культурная система несет в себе семена своего собственного изменения и гибели.
Об этом говорилось уже у античных философов Платона и Аристотеля, исследующих «внутренние» силы системы, которые значительно более важны для развития, чем внешние, на которые, тем не менее, часто ссылаются социологи, как на факторы угрозы и кризисов: географические, климатические, политические и т.д.
Социология в XX веке более внимательно исследует как сами факторы, перечисленные выше так и многочисленные другие, и их влияние на социо-культурное развитие.
Выявилось значение специфических особых социокультурных факторов, в отличии от «общих», их разделение на «зависимые» и «независимые» переменные.
Наметилось 2 подхода в исследованиях: использование методов причинно-функционального характера, близкого к естественно-научному подходу, с использование математического аппарата: формулы, подсчеты, таблицы, диаграммы, - «грубейшая материальная метафизика» (П.Сорокин.)
П.Сорокин утверждает и доказывает, что важнее специфическое влияние «социокультурных» факторов как в статическом так и в динамическом аспекте.
Сорокин в 20-ые годы XX века- время относительной стабильности, надежд на Лигу Наций, на основе анализа социо-культурных факторов и явлений предсказал войны и революции XX века, упадок демократических режимов и приход к власти деспотий.
Важно – на изменение направления социо-культурного состояния общества оказывает изменение категории «ценность». Именно «ценность» служит основой и фундаментом всякой культуры. Изменение «ценности» приводит к изменениям всего общества, включая экономические и социальные тренды, изменение в культуре, изменение требований ко всем ее составляющим, включая архитектуру.
Рис.1. «маятник» П.Сорокина поясняющий теорию цикличных изменений в ходе цивилизации
Движение происходит от гармоничного состояния общества и культуры, которое Сорокин называет Идеацианальная культура – яркий пример – культура запада средних веков (крайнее левое положение маятника)
«Архитектурна и скульптура средних веков – это Библия в камне».
Длится, не в чистом виде, с примесью и присутствие эклектичных чувственных форм как побочных, до XII века, когда появляются зародыши нового, совершенно отличного принципа – «объективная реальность и ее смысл чувственны». Только то мы чувствуем, слышим, видим, осязаем реально и имеет смысл – на этом зиждется культура XIII-XIV веков и в античные времена это период V-IV веков до н.э. и это состояние Сорокин называет идеалистической культурой ( среднее положение маятника ).
С XVI века культура светская. Соответствует этому миру – «чувственная». Эта культура длится 6 веков и в XX приходит в упадок. Ее, считает Сорокин, ждет гибель, что вовсе не означает гибели человечества, цивилизации, а просто означает начало движение маятника в другую сторону.
Выводы из первой лекции по теме «Введение в курс»
1. Деятельность по архитектурному и градостроительному проектированию на всех исторических этапах своего развития была неотделима от природных и социальных условий.
2. Цивилизация – это путь человечества после эпохи варварства. неотделимый от культуры. Архитектура является частью культуры. Точка появления цивилизации – город (Л. Мамфорд).[6]
3. Следование на каждом историческом этапе определенной парадигме архитектуры; особенности этого понятия для архитектурной деятельности, причины смены парадигму: политические, культурные, научно –технические, эстетические.
4. Появление «социологии» в кругу других наук в 19 веке как отражение, перенос научно-технических знаний на процесс развития общества, вера в торжество прогресса.
5. Цели и задачи курса изучение роли и значения деятельности по архитектурному и градостроительному проектированию на современном этапе развития общества, в рамках международной концепции устойчивого развития; изучения социальных и экологических предпосылок для появления новой парадигмы в архитектуре; - все это на примере деятельности по градостроительному и архитектурному проектированию, в том числе из исторического прошлого.
Лекция 2.
Ткань и каркас – тема, актуальность которой на каждом временном отрезке существования города имеет свою трактовку. На разных этапах градостроительства в понятие «каркас» входят различные элементы. При этом «ткань» - менее устойчивая, наиболее подверженная трансформациям часть структуры города, она, как правило, во все времена представлена в большинстве случаев жилой застройкой.
Пример
Масштабная реконструкция Рима, предпринятая при
папе Сиксте V в Риме, когда по стихийно сложившейся застройке города был проложен каркас барочных прямых магистралей - улиц для торжественных шествий, связавших наиболее важные места-памятники города в «столичный каркас» парадных церемоний.
Архитектор Д. Фонтана
На всех этапах существования городов (с III века до н.э.) их структура зависела от расположения города в окружающем регионе, от характера местности, от наличия моря или реки поблизости. Связь территории с регионом и с природным окружением осуществлялась благодаря элементам планировочной структуры - дорогам, которые совместно с элементами природного окружения представляют собой каркас территории города, наиболее устойчивую во времени часть городской структуры. До наших времен остались частью городского плана римские Аппиевая и Флавиевая дороги, связывавшие Рим с югом и севером Италии, дороги на, построенные в доримский период на территории Лондона кельтами, иными словами каркас представлен устойчивыми элементами, надолго определяющими городскую структуру, застройку, движение транспортных и пешеходных потоков. Поэтому принятие решение о строительстве дорог, мостов, тоннелей, аэропортов, других элементов транспортной инфраструктуры должно приниматься на основе всестороннего анализа, при этом следует учитывать не только высокую стоимость объекта в абсолютном выражении, но особенно в случае ошибочного решения, так как экономическая эффективность использования каждого земельного участка в городе, прежде всего зависит от обеспеченности его транспортной инфраструктурой. План античного города по Витрувию.
Деятельность по планированию в современном понимании, «выросла» из строительства городов, дворцово-парковых ансамблей и оборонительных сооружений. В частности, в эпоху Просвещения появились многие идеи о необходимости планирования городов.[7]
Санкт-Петербург – редкий пример в истории градостроительства по многим факторам. 1) причиной основания города явилось не развитие торговли, развитие промышленности, другие рыночные основания, а воля главы государства; 2) в отличие от остальных российских городов Санкт-Петербург всегда развивался по плану; 3) градостроительство эпохи барокко представленное в основном планами паркового и военного строительства, моделями идеальных городов, требовало регулярной планировки, создания общественных пространств, и закрытого контура вокруг города, - Санкт-Петербург воспринял первые два принципа, но не был окружен контуром оборонительных сооружений, а развивался как открытая градостроительная система.
План Санкт-Петербурга Леблона 1717г.
Почему? Ответ на этот вопрос связан с природной ситуацией размещения города в устье Невы, между Ладожским озером и Финским заливом Балтийского моря, рисунком береговой линии Финского залива, наличием в «природном каркасе», других условий, позволивших выполнить задачу защиты города путем сочетания естественных условий с искусственными фортификационными сооружениями – фортами вокруг острова Котлин, без окружения его крепостными стенами.
Таким образом, изначально городской каркас образуется системой природных факторов: береговая линия, рельеф, русло реки, дополненный основными дорогами, связывающими город с окружающими территориями региона и страны в целом.
В современном городе к каркасу система городской инфраструктуры? транспортной, инженерной, «зеленой», социальной – наиболее важная, устойчивая во времени, требующая значительных финансовых вложений для создания и эксплуатации, в состав которой входят важнейшие подсистемы городского организма, от функционирования которых зависит качество жизни в городе.
За развитие и состояние инфраструктуры несут ответственность органы государственной власти.
В состав инфраструктуры города входят следующие ее виды:
- транспортная, в том числе:
- внешний транспорт: воздушный, водный, железнодорожный, автодорожный, путепроводы;[8] значительное повышение роли Санкт-Петербурга как крупного международного торгово-транспортного центра с увеличением к 2025 году годового объема грузоперевозок до уровня не менее 500 миллионов тонн на основе комплексного развития всех видов внешнего транспорта в составе Санкт-Петербургского транспортного узла, а также связанных с ним экспедиторских, финансовых, логистических и страховых услуг;
-улично-дорожная сеть (УДС);
-система городского общественного транспорта;
- инженерная, в том числе
Водоснабжение;
-Водоотведение (канализация);
-Тепло- и электроснабжение: источники –ТЭЦ, котельные; магистральные сети;
- Газоснабжение, источники – Г.Р.С., Г.Р.П.; сети – газопроводы;
-Связь и информатизация.
Социальная инфраструктура
- Здравоохранение
- Потребительский рынок
- Физкультура и спорт
-Культура и искусство
-Образование
-Учреждения социальной защиты населения
К зеленой инфраструктуре относится система открытых пространств, парков, садов, скверов, озелененных водоохранных зон, прибрежных полос связывающая между собой отдельные районы города, в сочетании с транспортным каркасом формирует условия для устойчивого развития в соответствии с генеральным планом. Особое значение в настоящее время уделяется развитию системы открытых общественных пространств, создающей условия для социальной активности жителей города.
Устаревание каркаса, не соответствия его характеристик (плотности, потребительских качеств) сковывает развитие города. Так происходило в разные исторические периоды, так происходит и сейчас.
Настоящую революцию и переворот в градостроительстве связывают с появлением железнодорожного транспорта в середине XIX века, но еще более с автомобилем в 20-ые гг XX века.
Средневековый Париж (картинка слева), заключенный в кольцо оборонительных сооружений, с узкими улицами, и справа после прокладки новых магистралей.
Пример масштабной реконструкции транспортного каркаса в Париже в середине 19 века, вызванный социальными, экономическими, санитарными требованиями.
В настоящее время элементы «каркаса» имеют свои единицы измерения и нормативные показатели.
В международной практике современные города, окружающие их регионы, - «метрополии» соревнуются между собой за инвестиции, рабочие места, население. Привлекательность города, региона измеряется в показателях, баллах и отражается в суммарном рейтинге, позволяющем судить о качестве жизни в городе.
Прежде всего, этот показатель зависит от экологического состояния среды: качества питьевой воды, качества воздуха, транспортной доступности районов города, также от удельных показателей:
- количества зеленых насаждений на 1000 жителей;
- количества мест в образовательных, детских, здравоохранительных учреждениях на 1000 жителей;
других показателей, которые, прежде всего, связаны с состоянием городской инфраструктуры.
В рейтинге европейских городов по качеству жизни по версии компании «Mercer» Санкт-Петербург, например, занимает 164 место, Москва 168. Хельсинки занимает 35 место, а по критерию «личная безопасность» в 2011г. занял 2 место, наравне с Цюрихом.
Генеральный план СПб на период до 2025 г ставит задачи по развитию транспорта, всех видов инфраструктуры, зеленых насаждений (приложение 1 к Закону СПб «О Генеральном плане СПб»– текст приложения 1, приложения графические 3-5 отражают развитие транспорта, приложения 6-8 инженерной инфраструктуры).
Показатели развития магистральной сети и городских дорог - плотность, измеряется отношением площади улиц к площади рассматриваемой территории.
Эффективность использования городской территории характеризуется высокой плотностью магистральной сети улиц – магистрали, по которым есть движение городского транспорта, обеспечивающие транспортное сообщение между районами города и города с окружающей территорий.
Например, в Москве плотность магистральной сети около 1,2 км2/км2, что в 2 раза ниже чем в крупных европейских городах, в Санкт-Петербурге 2 км2/км2, в Лондоне 9,3 км2/км2.
Плотность УДС в СПб 3,9 км2/км2.
Рисунок УДС города определяет характеристики застройки «промежутков», заполненных застройкой разного функционального назначения.
В основном «тканью» города является жилая застройка, которая меняется со временем, ее характеристики зависят от социальных экономических условий общества.
В период промышленной революции во всех городах ткань также была широко представлена промышленными зонами, занимавшими значительную часть территории города.
В Санкт-Петербурге сохранились многие черты рыхлой ткани промышленного использования на территории исторического промышленно-селитебного пояса города, занимающего значительные территории на границе с историческим центром СПб. Градостроительное развитие этой зоны сковывается недостатком транспортной и инженерной инфраструктуры.
Примеры городской ткани в Санкт-Петербурге:
Застройка Петроградской стороны после 1903 г.
Высокая плотность УДС позволяет достичь высокой плотности жилого фонда ок. 10000м2/га
Люди активно используют пространство улиц, в связи с высокой плотностью улиц.
Микрорайон на Ржевке-Пороховых
80ые гг Рыхлая застройка домами типовых серий 9-12 эт
Движение людей по территории хаотично, т.к. микрорайон не имеет структуры внутренних улиц и пешеходных направлений.
[1] Архитектурная культура Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы», Ж.М. Вержбицкий, СПб., 2010
[2] Глазычев В.Л. «Эволюция творчества в архитектуре» М., Стройиздат 1986
[3] Утопическое мышление и архитектура /А.В. Иконников,-М.; Издательство «Архитектура –С», 2004
а
[4] Витрувий «Десять книг об архитектуре», изд Архитектура-С 2006г., 328стр.
[5] Впервые связь между философией и строительной деятельностью проследил Эрвин Панофский (1892-1968) в труде «Готическая архитектура и схоластика»
[6] L.Mumford The City in History: Its Origins, Its Transformations and Its Prospects. Harcourt, Brace &World”, 1961
[7] Тут надо упомянуть Ложье, Вобана и др.
[8] Приложение 1 к Закону СПб О генеральном плане СПб от21.12. 2005