подвижного состава (ст. 211 УК РФ)
Непосредственный объект рассматриваемого преступления – отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности на воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Дополнительными непосредственными объектами могут быть общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье людей, собственность, безопасность движения, экологическую безопасность.
Предметом преступления является судно воздушного (различные летательные аппараты, предназначенные для перемещения людей или грузов по воздуху) или водного транспорта (средства, предназначенные для перемещения людей и грузов по воде и относящиеся к категории транспортных судов), железнодорожный подвижной состав (любые машины и механизмы, передвигающиеся по железнодорожным путям с помощью механической силы).
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только деянием, состоящим в действии, выражающемся альтернативно в однойизформ: 1) угоне – насильственном перемещении транспортного средства в пространстве вопреки воле владельца или 2) захвате – установлении над транспортным средством насильственным путем противоправного контроля, исключающего возможность владельца пользоваться им. Захват может предшествовать угону, но может выступать и как самостоятельное действие. Угон транспортного средства водного, воздушного или железнодорожного транспорта может осуществляться как путем его принудительной буксировки другим транспортным средством, так и путем использования собственного двигателя. Захват осуществляется только путем установления контроля над экипажем транспортного средства и принуждения его перемещать это средство по воле захватчиков.
Угон транспортного средства считается оконченным в момент начала его движения под контролем захватчика вопреки воле владельца. Если это воздушное судно, то момент окончания преступления приходится на начало отрыва воздушного судна от земли. Захват транспортного средства считается оконченным в момент установления захватчиками над ним фактического контроля. Если транспортное средство находится в движении, то момент окончания преступления приходится на начало схода средства с планового маршрута и движения под контролем захватчиков.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Если угон или захват судна совершен в целях завладения им и использования в качестве имущества, то такие действия квалифицируются по совокупности с нормами гл. 21 УК.
Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 2 ст. 211 УК, являются его совершение: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); 2) неоднократно (п. «б»); 3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»); 4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «т»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков разбоя (ст. 162 УК РФ).
Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 3 ст. 211 УК РФ, являются совершение его: 1) организованной группой; 2) с причинением по неосторожности виновного смерти человеку или 3) иных тяжких последствий. Содержание данных особо квалифицирующих признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ)
Непосредственный объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности. Дополнительными непосредственными объектами могут быть жизнь и здоровье людей, собственность, общественное спокойствие и общественный порядок, порядок нормального функционирования государственных и общественных институтов.
Объективная сторона массовых беспорядков альтернативно характеризуется:
1) организацией массовых беспорядков, сопровождавшихся альтернативными последствиями, перечисленными в ч. 1 ст. 212 УК РФ; 2) участием в таких массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212); 3) призывами к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212); 4) призывами к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ).
Под массовыми беспорядками в смысле ст. 212 УК РФ следует понимать действия неопределенного количества людей (толпы), нарушающие общественный порядок, содержанием которых явились последствия в виде насилия, совершения погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств в сочетании с оказанием в каждом случае вооруженного сопротивления представителю власти.
Организация массовых беспорядков выражается в действиях лица по созданию толпы для нарушения общественного порядка путем агитации, призывов и т.д. либо по руководству толпой для нарушения общественного порядка. Преступление, описанное в ч. 1 ст. 212 УК РФ, считается оконченным с момента выполнения любого из указанных в диспозиции данной нормы действий (насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств) в сочетании с оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Участие в массовых беспорядках означает совершение лицом любого из действий, составляющих содержание объективной стороны массовых беспорядков, предусмотренных ч. 1 ст. 212 УК, кроме действий по организации или руководству ими. Этими действиями являются: насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Содержание понятия насилия применительно к рассматриваемому преступлению совпадает с содержанием данного понятия применительно к преступлениям против личности. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство, совершенные в ходе массовых беспорядков, квалифицируются по совокупности преступлений. Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств означает использование их по назначению. Преступление в данной форме окончено с момента фактического выполнения любого из указанных действий.
Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК) означают обращение к группе граждан (толпе) с такими призывами, через средства массовой информации, через печатные средства с целью возбудить у них желание к совершению данных действий. Массовые беспорядки в данной форме окончены с момента обнародования призывов к активному неподчинению законным требованиям как минимум одного представителя власти и к массовым беспорядкам.
Призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ) – это обращение к группе граждан (толпе), в котором содержится побуждение к причинению смерти, вреда здоровью, телесной неприкосновенности либо ограничению свободы неопределенного числа лиц.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 212 УК РФ, характеризуется прямым либо косвенным умыслом по отношению к последствиям, указанным в диспозиции соответствующей нормы. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ч. 2 или 3 ст. 212 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Мотивы таких действий могут быть совершенно различными и на квалификацию содеянного по ст. 212 УК РФ не влияют.
Пиратство (ст. 227 УК РФ)
Непосредственным объектом данного преступления являются отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, отношений собственности, безопасность судоходства.
С объективной стороны пиратство выражается в совершении нападения на морское или речное судно.
В ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. пиратство определяется как неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями против судна или летательного аппарата*. Нападение выражается во внезапных агрессивных действиях нападающих, соединенных с насилием или угрозой его применения с целью захвата судна и завладения чужим имуществом. По объективной стороне пиратство сходно с разбойным нападением, только нападение осуществляется на морское или речное судно.
*См.: Панов В.П. Международное уголовное право. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 289.
Насилие при пиратстве выражается в нанесении побоев и истязаний либо влечет причинение вреда здоровью различной тяжести. Цель захвата судна выражается в намерении установить над судном полный или частичный контроль, позволяющий завладеть грузом или имуществом пассажиров и членов команды.
Пиратство, как и разбойное нападение, окончено с момента нападения, независимо от того, достигли нападавшие своей цели завладеть имуществом или нет. Для квалификации также не имеет значение государственная принадлежность судна.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает общественную опасность действий, состоящих в нападении с применением насилия либо с угрозой его применения на морское или речное судно с целью завладения чужим имуществом, и желает совершить эти действия.
Квалифицирующими признаками пиратства, предусмотренными ч. 2 ст. 227 УК РФ, являются совершение его: 1) неоднократно; 2) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренного состава разбоя (ст. 162 УК РФ).
Особо квалифицирующими признаками пиратства, предусмотренными ч. 3 ст. 227 УК, являются совершение его: 1) организованной группой; 2) с причинением по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий. Содержание данных признаков соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
Если в результате пиратских действий судно захватывается и угоняется, в том числе вместе с грузом, то такие действия квалифицируются по совокупности статей 211 и 227 УК РФ.