Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ)
При анализе ст. 106 УК РФ, как нам кажется, необходимо выделить две ситуации: 1) убийство совершается во время или сразу же после родов (именно это состояние женщины во время родов оказывается смягчающим обстоятельством); 2) роды миновали, но сложилась или продолжается с момента родов психотравмирующая ситуация или имеет место состояние психического расстройства, которое не исключает вменяемость (психические аномалии, свидетельствующие об ограниченной вменяемости (ст. 22 УК РФ), которая в данном случае оказывается обстоятельством, влияющим на квалификацию преступления).
В законе нет ответа на вопрос: можно ли отнести к такому убийству лишение жизни младенца до начала его дыхания или даже до появления на свет? Мы полагаем, что к рассматриваемому виду убийства следует относить не только убийство новорожденного после отделения плода от тела матери и начала самостоятельной жизни, но и убийство ребенка, не начавшего самостоятельной внеутробной жизни, например нанесение смертельной раны в голову рождающемуся ребенку еще до момента начала дыхания*. Очевидно, что мать, причиняя смерть рождающемуся ребенку, сознает, что ее действия направлены на лишение жизни человека, а не на прерывание беременности. Они могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом. Неосторожное причинение смерти во время родов не влечет ответственности по ст. 106 УК РФ.
*См. Курс советского уголовного права М., 1970. Т. V. С. 22.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, может быть только мать ребенка, достигшая 16-ти лет.
Убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ)
Статья 107 содержит две части. В части первой уточняется характер действий потерпевшего, которые могут вызвать состояние сильного душевного волнения. К ним теперь относятся такие действия потерпевшего, как: 1) насилие и издевательство; 2) тяжкое оскорбление; 3) иные противоправные или аморальные действия; 4) создание длительной психотравмирующей ситуации своим противоправным или аморальным поведением.
Иными словами, в новом УК дана более точная характеристика виктимного поведения потерпевшего, который, по существу, своими действиями провоцирует совершение преступления.
Перечисленные действия потерпевшего вызывают сильное душевное волнение (аффект), которое выводит психику виновного в убийстве из нормального состояния, затрудняет самоконтроль, критическую оценку принимаемых решений, методов и приемов исполнения этих решений. Действия, совершаемые в состоянии сильного и внезапно возникшего душевного волнения, субъективно менее общественно опасны, чем поступки, совершенные при спокойном состоянии психики. Однако состояние аффекта затрудняет, но не исключает вовсе самоконтроля, сознательного поведения и возможности удержаться от того или иного желания, обусловленного аффективным состоянием. В состоянии физиологического аффекта лицо отвечает за свои действия, но это состояние в данном случае расценивается в законе как смягчающее обстоятельство, влияющее на квалификацию убийства.
Насилие может состоять в совершении потерпевшим таких действий, как различного рода удары, побои и тому подобные деяния, обусловившие состояние сильного душевного волнения. При убийстве в состоянии сильного волнения имеются в виду такие насильственные действия потерпевшего, которые по своему характеру не создавали права на необходимую оборону. Если насильственные действия были достаточно интенсивными (по тяжести причиненного насилия, ущерба, причиненного виновному, обстановке и т. п.), то убийство при подобной ситуации может рассматриваться применительно к правилам о необходимой обороне.
Издевательство – это чаще всего те же насильственные действия, которые могут характеризоваться цинизмом и быть растянутыми во времени.
Под тяжким оскорблением следует понимать грубое унижение чести и достоинства личности, которое по обстоятельствам явилось достаточным поводом для возникновения сильного душевного волнения.
Противоправными и аморальными являются такие действия потерпевшего, которые грубо нарушают нормы права, например право собственности, или моральные нормы, например верность супругов.
Действия потерпевшего должны быть неожиданными для виновного, но согласно ч. 1 ст. 107 не исключается возможность постепенного накапливания напряженности в результате создания потерпевшим психотравмирующей ситуации. Когда «чаша терпения» переполняется, возникает сильное душевное волнение, которое приводит к совершению убийства. Однако во всех случаях сильное душевное волнение должно возникнуть у виновного в момент убийства внезапно, как внезапно должен возникнуть и умысел на убийство. Внезапно возникший умысел при убийстве, совершенном в состоянии аффекта, приводится в исполнение немедленно. Если же умысел на убийство возник внезапно вследствие насилия, оскорбления или иных рассмотренных выше действий потерпевшего, но осуществлен был не сразу, а после какого-то промежутка времени, когда у виновного была реальная возможность «одуматься», совершенное убийство не может квалифицироваться по ч. 1 ст. 107 УК РФ.
Совершенное в состоянии аффекта убийство может содержать одновременно и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 105 УК РФ. Смягчая наказание за убийство, совершенное в состоянии аффекта, закон исходит из того, что это преступление является ответным действием на поведение потерпевшего. Поэтому убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, даже содержащее одновременно признаки, указанные в ч. 2 ст. 105 УК РФ, не превращается в убийство при отягчающих обстоятельствах и квалифицируется по ст. 107 УК РФ, что подтверждается наличием ч. 2 ст. 107 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за убийство в состоянии аффекта двух или более лиц.
Убийство при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ)
Этой статьей (в разных частях) установлена ответственность за два близких по некоторым признакам, но самостоятельных преступления.
В Общей части УК в качестве смягчающих обстоятельств при совершении преступления названы нарушения правомерности необходимой обороны и задержания лица (п. «ж» ст. 61). Однако в рассматриваемой статье эти обстоятельства убийства имеют значение привилегирующих признаков в момент убийства. Совершая убийство в результате превышения пределов необходимой обороны, виновный стремится пресечь общественно опасное посягательство потерпевшего, т.е. руководствуется побуждениями, не порицаемыми правом и моралью. Поэтому закон в этом случае исходит из того, что виновный, хотя и вышел за пределы допустимой обороны, но совершил преступление в условиях, смягчающих его ответственность. Превышение пределов необходимой обороны имеется только в том случае, если установлено несоответствие характера защиты (способ действий защищающегося, избранное оружие, блага, которым причиняется вред, обстановка и условия защиты и др.) характеру и опасности посягательства, т.е. если характер и интенсивность действий по обороне, совершаемых умышленно, оказываются явно не соответствующими характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ).
При превышений пределов необходимой обороны защищающийся, пользуясь своим правом на оборону, отражает нападение, но при этом явно выходит за пределы допустимого. В тех случаях, когда нападение еще не началось или когда оно уже окончено, отсутствует нападение и, следовательно, нет права на оборону, а поэтому нет и не может быть превышения ее пределов.
В ч. 2 ст. 108 УК РФ, как уже упоминалось, установлена ответственность лица, совершившего убийство, при превышении мер, необходимых для задержания. Возможные случаи причинения смерти при задержании следует разделить на две группы, когда исходя из тяжести совершенного преступления: 1) не могут применяться меры, сопряженные с возможностью причинения смерти задерживаемому; 2) могут быть применены любые средства, не ставящие под угрозу безопасность третьих лиц.
Очевидно, что о превышении мер, необходимых для задержания лиц, отнесенных к первой группе, нельзя говорить. Если такое лицо при задержании совершает нападение на задерживающего и последний причиняет ему смерть, вопрос разрешается по правилам применения необходимой обороны. Убийство же такого лица при попытке скрыться подпадает под признаки ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Что касается лиц, отнесенных ко второй группе, то при причинении им смерти в момент задержания может в некоторых случаях возникнуть вопрос об ответственности лица, производившего задержание, по ч. 2 ст. 108 УК РФ. Здесь при задержании возможны три ситуации: а) преступник скрывается (убегает, уезжает и т. п.); б) оказывает сопротивление; в) не пытается скрыться и не оказывает сопротивления.
При первой ситуации было бы правомерным причинение смерти преступнику, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление, когда его задержание невозможно путем причинения менее тяжкого вреда. Если такая возможность имелась, представляется, что ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 108 УК РФ.
Если смерть причинена задерживаемому лицу при оказании сопротивления (вторая ситуация), ответственность может наступить как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 108 УК РФ, но ее может и не быть, в зависимости от условий и обстановки задержания.
При третьей ситуации ответственность должна наступить за убийство по общим правилам квалификации этих преступлений.