Единственным основанием уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления (ст. 8 УК). Это положение полностью и безоговорочно применимо к случаям совершения оконченного преступления, т.е. деяния, содержащего в полном объеме признаки конкретного состава преступления.
Положение о наличии в действиях лица определенного состава преступления как единственном основании уголовной ответственности полностью применимо к случаям покушения.
Важнейшим свойством как преступления, так и состава преступления является общественная опасность. Каков же характер обществен ной опасности при покушении?
Общественная опасность покушения на преступление состоит прежде всего в том, что при покушении создается неиосредственн опасность причинения вреда охраняемому уголовным законом объекту.
Более того, при покушении объекту нередко причиняется вред, хотя и не тот, что указан в законе. Порой причиненный вред настолько значителен, что совершенное преступление хотя и не окончено, представляет высокую степень общественной опасности. Общественная опасность при покушении состоит не столько в том, что фактически было причинено, сколько в создании виновным реальной возможности наступления того преступного результата, на который был направлен его умысел.
Вполне обоснованно Н.Д. Дурманов указывает, что «понятие состава включает признаки, обрисованные не только в статье Особенной части советского уголовного закона, но и в соответствующих статьях Общей части»1. Об этом же пишет и А. А. Пионтковский2.
Точно так же не меняют значения состава преступления как единственного основания уголовной ответственности при покушении и те случаи, когда объективная сторона не получает своего полного развития. От того, что объективная сторона не получает своего полного развития, она не перестает быть объективной стороной.
Во всех случаях, как при наличии оконченного преступления, так и при покушении, налицо основной необходимый признак объективной стороны состава преступления — общественно опасное действие. При этом действия не теряют общественной опасности оттого, что они выполнены не в полной мере либо фактически не привели к преступному результату. В этих случаях речь может идти лишь о разной степени общественной опасности, но в рамках состава преступления.
Таким образом, при покушении единственным основанием уголовной ответственности тоже является общепризнанное по уголовному праву основание: наличие в действиях лица признаков конкретного состава преступления.
Что же касается ответственности за приготовление к преступлению, то здесь правильное решение вопроса об основаниях и пределах ответственности представляет значительно большую сложность.
Думается, что и применительно к приготовлению нет причин отступать от основного положения о наличии состава преступления как единственного основания уголовной ответственности.
В отдельных случаях, в зависимости от характера приготовительных действий и от значения охраняемого уголовным законом объекта, Приготовление к совершению преступления представляет известную общественную опасность.