На первый взгляд вопрос о времени совершения преступления не нуждается в особых комментариях. Однако это справедливо только относительно простого преступления. Действительно, трудно себе представить, чтобы квартирная или карманная кража совершались в период действий нового и старого законов. Однако большинство преступлений
Имеют временную протяженность, исчисляемую иногда не только месяцами, но и годами. При такой ситуации вопрос о времени совершения приобретает определенную сложность.
В формальных составах временем совершения преступления считается момент исполнения общественно опасного деяния.
В теории уголовного права и судебной практике долго оставался спорным вопрос о времени совершения преступлений с материальным составом. По данному поводу сложилось две противоположные позиции. С точки зрения первой оно связывалось с наступлением преступных последствий, ибо именно их наступление считается юридическим окончанием таких преступлений. Другая позиция заключалась в том, что время совершения преступления с материальным составом определяется временем совершения общественно опасного деяния (действия или бездействия), независимо от момента наступления преступных последствий. Именно данная позиция нашла поддержку законодателя в ч. 2 ст. 9 УК.
В усеченных составах время совершения преступления определяется моментом выполнения той стадии преступления, на которую законодатель перенес момент его окончания, т. е. стадией приготовления или покушения.
Временем совершения длящихся преступлений следует считать момент исполнения общественно опасного деяния (действия или бездействия), с которого начинается длительное невыполнение обязанностей, возложенных на виновного под угрозой уголовного преследования, независимо от того, когда будет прекращено данное преступное состояние.
Время совершения продолжаемых преступлений связано с выполнением последнего из числа нескольких тождественных деяний, объединенных единым умыслом.
Для каждого из соучастников действует закон времени исполнения им своей юридической роли. Впрочем, по данному вопросу существует и другая точка зрения, согласно которой время совершения преступления в соучастии связывается с реализацией преступления исполнителем, ибо это главная фигура в институте соучастия, поведение которой определяет ответственность остальных. В отличие от времени совершения преступлений с материальным составом, законодатель не высказался по данному вопросу однозначно. Потому обе позиции имеют право на существование. Авторам настоящей работы наиболее предпочтительной кажется первая.
7. При неоконченном преступлении (если преступление было прервано на стадии приготовления или покушения) временем совершения следует ^читать момент пресечения или прекращения преступного акта по причинам, не зависящим от воли виновного.