Уголовный закон предусматривает ответственность за получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, а также за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Статья является новой главным образом по объекту уголовно-правовой защиты, в качестве которого выступают интересы финансовой системы и законные интересы отдельных участников экономического оборота. Но по существу она является резервной для нескольких специальных составов кредитного мошенничества.
Социально-поведенчески преступление по ч. 1 и преступления по ч. 2 ст. 176 УК различаются между собой. Первое деяние является весьма распространенным и состоит в том, что нуждающийся в денежных средствах субъект предпринимательства стремится получить их у банка, приукрашивая свою финансово-хозяйственное состояние. Второе деяние образуют действия должностных лиц, обычно высокопоставленных, стремящихся незаконно получить кредит у государства. Третье деяние состоит в незаконном использовании государственного кредита.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176, включает действия, состоящие в предоставлении заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, получении кредита или льготных условий кредитования, т. е.в заключении кредитного договора, а также последствия в виде причинения крупного ущерба, причинную связь между предоставлением заведомо ложных сведений, получением кредита или льготных условий и причинением крупного ущерба.
Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба.
Крупный ущерб по смыслу данной статьи должен быть причинен кредитору. Размер крупного ущерба может определяться с учетом примечания к ст. 177 УК.
Кредитом являются денежные средства, предоставляемые банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором. По этому договору заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму с процентами (п. 1 ст. 819 ГК). Закон регламентирует товарный кредит, под которым понимается договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 ГК), и коммерческий, кредит, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, предусмотренных договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками (ст. 823 ГК).
Не является получением кредита заключение договора займа, содержание и форма которого определяются ст. 807-818 ГК.
Льготными признаются такие условия кредитования, которые согласно соответствующим нормативно-правовым актам предоставляются только при наличии на стороне заемщика обстоятельств, обусловливающих льготы. Не являются льготными условиями в смысле данной статьи льготы, предоставленные банком в пределах свободы кредитного договора по усмотрению кредитора.
Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии содержат в себе данные, которые по действующим нормативно-правовым актам и сложившейся практике используются в процессе принятия решения о кредитовании и влияют на волю кредитора, а именно: сведения о балансе, прибылях и убытках, основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах, наличии заказов на продукцию либо услуги. На практике может возникнуть вопрос об отнесении к заведомо ложным сведениям неправильных данных о правовом положении лица, получающего кредит.
Заведомая ложность перечисленных выше сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные фактического характера, искажающие смысл и содержание информации в них, или сделаны оценки, осознанно основанные на неверной информации.
Представление заведомо ложных сведений кредитору — это их передача в распоряжение лиц, принимающих решение о кредитах в форме, которая является по нормативно-правовым актам или правилам делового оборота необходимой для этого, т. е. содержит в себе необходимые реквизиты и удостоверяющие подписи ответственного лица либо иные признаки, свидетельствующие о том, что сведения исходят от надлежащего лица и рассматриваются им как полностью отражающие его волю. Момент доведения сведений до лиц, принимающих решение о кредите, может определяться нормами гражданского законодательства, регламентирующими заключение договора.
Причинная связь между представлением ложных сведений о хозяйственном положении, либо финансовом состоянии и получением кредита либо льготных условий кредитования состоит в том, что решение о кредите и (или) кредитных льготах основано именно на заведомо ложных сведениях и не было бы принято без них.
Субъектом является индивидуальный предприниматель, т. е. лицо, признанное таковым в действующем юридическом порядке, или руководитель организации. В случаях распределения функций руководства организацией ответственный за получение кредита должен быть определен уставными или иными документами.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется косвенным умыслом. Лицо осознает общественную опасность действий и безразлично относится к наступлению последствий. Умысел на хищение средств отсутствует.