Закон устанавливает уголовную ответственность за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Квалифицирующими признаками являются: а) неоднократность; б) применение насилия; в) совершение деяния организованной группой.
Статья восходит к традициям дореволюционного законодательства, в котором ответственность за принуждение к даче обязательств рассматривалась как вид вымогательства и является резервной, но применяется при отсутствии признаков вымогательства.
Цель статьи — защита права участников правового оборота на свободу и автономность волеизъявления при совершении сделок.
Социально-поведенчески преступление представляет собой менее опасное, чем вымогательство, но все же противозаконное принудительное воздействие на процесс волеизъявления в имушественном обороте, когда преступники заставляют потерпевшего принимать выгодные для них решения имущественного характера.
В статье содержится один основной состав с альтернативными признаками объективной стороны и квалифицированные составы. Преступление является оконченным в момент совершения принуждения, применения насилия, т. е. угрозы уничтожения или повреждения имущества либо распространения сведений.
Объективная сторона включает принуждение, выразившееся в угрозе применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, наличие угрозы распространения сведений, которые могут принести существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Причинения вредных последствий указанными действиями не требуется.
Принуждение по смыслу данной статьи — это доведение до потерпевшего сведений, содержащих в себе такую угрозу совершения указанных в статье действий, которая способна повлиять на волю потерпевшего и определить несоответствие волеизъявления лица его воле. Принуждение может состоять в устной или письменной передаче сведений как непосредственно потерпевшему, так и третьим лицам, если сведения будут ими заведомо переданы потерпевшему либо заведомо станут ему известны любым другим путем.
Предметом угрозы является применение любого насилия в отношении принуждаемого лица или его близких.
Угроза уничтожения и повреждения по редакционным особенностям статьи относится к любому чужому, т. е. не принадлежащему субъекту преступления, имуществу.
Распространены могут быть ложные или/и достоверные сведения при условии, что это могло бы причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Совершение сделки или отказ от совершения сделки — это совершение или отказ от совершения регулируемых гражданским законодательством действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). Действия, к совершению которых принуждается потерпевший, в случае свободного волеизъявления потерпевшего должны быть законными.
Отсутствие признаков вымогательства имеет место, если принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения не направлено на изменение отношений собственности. Сделками в смысле данной статьи и в соответствии с гражданским законодательством могут быть действия по установлению подрядных отношений, выполнению научно-исследовательских и иных работ, воз-мездному оказанию услуг, поручению и т. п.
Принуждение к заключению соглашения по охране имущества не меняет отношений собственности и не образует вымогательства, не являясь посягательством на имущество либо имущественные права в юридическом их значении. Однако такое принуждение может влиять на волеизъявление при совершении имущественной сделки.
Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицирующие признаки – совершение деяния:
• с применением насилия;
• организованной группой.
Разграничение с вымогательством проводится по следующим моментам:
• предметом принуждения выступает сделка в ее гражданско-правовом понятии. В вымогательстве предметом является чужое имущество, право на имущество или действия имущественного характера. Последние могут включать в себя и совершение возмездных сделок, что, однако, не характерно для вымогательства;
• вымогательство преследует корыстную цель. В принуждении к совершению сделки виновный хотя и может руководствоваться корыстными мотивами, однако не стремится к безвозмездности заключаемой сделки. Главная его цель – добиться, чтобы сделка была заключена. Условия сделки в принуждении не конкретизируются.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цель преступления — воздействие на волеизъявление при совершении сделок.
Вопрос 32 Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) Отличие от мошенничества.
Состав преступления, предусмотренный ст. 165 УК РФ, по способу совершения (путем обмана или злоупотребления доверием) аналогичен мошенничеству. Различие состоит в характере причиненного потерпевшему имущественного ущерба.
Объективная сторона заключается в причинении имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием. При совершении этого деяния отсутствуют признаки хищения. Преступление причиняет ущерб путем неисполнения обязанностей по передаче имущества.
Так, работники транспорта, не обладающие указанными полномочиями, получившие от граждан и обратившие в свою пользу деньги за безбилетный проезд или незаконный, без оформления документов, провоз багажа, должны нести ответственность за причинение имущественного ущерба государству путем обмана (т. е. по ст. 165 УК РФ).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующими признаками мошенничества являются совершение его:
- группой лиц по предварительному сговору;
- с причинением значительного ущерба гражданину;
- лицом с использованием своего служебного положения;
- в крупном размере;
- организованной группой;
- в особо крупном размере.
Квалифицирующие признаки ст. 165 УК РФ – совершение деяния:
- совершенное группой лиц по предварительному сговору;
- в крупном размере;
- совершенное организованной группой;
- причинившее особо крупный ущерб.
В ст. 159 УК РФ мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием".
Вопрос 33 Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК). Под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у других лиц желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета и т. п.). Являясь разновидностью распространения наркотических средств или психотропных веществ, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку таким образом осуществляется расширенное воспроизводство контингента наркоманов, особенно из числа несовершеннолетних и молодых людей.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 230 УК, может выражаться в двух основных формах. Первая из них состоит в возбуждении у другого лица желания потребить наркотики или психотропные вещества путем предложения, дачи совета, просьбы, уговора, обмана, высказываний, восхваляющих ощущения, вызываемые введением наркотиков в организм, и т. п.
Вторая форма рассматриваемого преступления заключается в принуждении другого лица к потреблению наркотиков путем угроз или применения насилия (п. "г" ч. 2 ст. 230 УК).
Понятием склонение охватывается как единичное, так и неоднократное подстрекательство к потреблению наркотиков или психотропных веществ. Поскольку склонение другого лица к такому потреблению может привести его к наркомании, даже единичный случай совершения подобных действий образует состав преступления.
Потребление наркотических средств или психотропных веществ означает их прием вовнутрь в виде таблеток (кодеин, барбамил), порошка (сухой морфий, опий), путем инъекций (морфин, промедол), вдыхания порошка через нос (кокаин), курения (гашиш), жевания растений (листья коки), употребления настоя (например, маковой соломки) и пр.
Относительно момента окончания данного преступления в специальной литературе высказаны разные точки зрения. Поскольку объективная сторона рассматриваемого состава преступления не включает последствие в качестве обязательного признака деяния, ошибочным представляется мнение, что таким моментом является фактическое употребление наркотиков или психотропных веществ как результат склонения. Данное преступление считается оконченным с момента воздействия на лицо с целью побудить его к потреблению наркотических средств или психотропных веществ независимо от того, приобщилось ли склоняемое лицо к потреблению данных средств или веществ или отказалось от этого либо это удалось предотвратить. Здесь речь идет о преступлении с так называемым формальным составом.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста (при склонении заведомо несовершеннолетнего субъект деяния, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 230 УК — специальный — лицо, достигшее 18 лет).
Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла — осознанности общественно опасного характера действий, выражающихся в склонении другого лица к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, и желания выполнять эти действия. Мотивом совершения преступления является стремление вовлечь потерпевшего в потребление этих средств и веществ.
Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 230 УК) имеет место в случаях совершения деяния: 1) группой лиц по предварительному сговору; 2) неоднократно; 3) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух или более лиц; 4) с применением насилия или с угрозой его применения.
Перечисленные в п. "а" и "б" ч. 2 ст. 230 УК признаки рассмотрены при анализе ст. 228 УК.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заведомо несовершеннолетнего означает, что виновный достоверно знал, что совершает преступление в отношении лица, не достигшего 18-летнего возраста.
Что же касается склонения двух или более лиц, то надзорная судебная практика исходит из того, что действия виновного, направленные да возбуждение желания потреблять наркотики или психотропные вещества у двух или более лиц, надлежит квалифицировать по п. "в" ч. 2 ст. 230 УК, независимо от того, совершаются ли эти действия в отношении обоих лиц одновременно или в разное время*.
Под насилием, окотором идет речь в п. "г" ч. 2 ст. 230 УК, понимается физическое или психическое насилие (угроза физическим насилием), применяемое с целью склонения другого лица к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Физическое насилие выражается в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, его истязании, а также в иных насильственных действиях, не причинивших вреда здоровью (удары, побои, лишение или ограничение свободы и т. п.). Угроза предполагает запугивание потерпевшего причинением такого физического вреда. Здесь возможна квалификация по совокупности преступлений (например, по ч. 2 ст. 230 и ст. 119 УК).
Особо квалифицированный вид рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 230 УК) имеет место в случаях, если склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
Для вменения виновному ч. 3 ст. 230 УК необходимо установить, что смерть потерпевшего (например, от передозировки наркотика) явилась результатом именно склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, т. е. что между рассматриваемым деянием и смертью потерпевшего имеется причинная связь. При отсутствии последней содеянное не может рассматриваться в качестве данного вида особо квалифицированного преступления.
Причинение в результате склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ по неосторожности смерти потерпевшему полностью охватывается ч. 3 ст. 230 УК и дополнительной квалификации по ст. 109 УК не требует. Причинение смерти в данном случае является обстоятельством, особо отягчающим ответственность за склонение к потреблению указанных средств и веществ.
К иным тяжким последствиям такого склонения относятся причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (в соответствии с ч. 1 ст. 111 УК к нему, в частности, относится заболевание наркоманией), его самоубийство, психическое заболевание, обострение последнего в тяжелых формах, последовавшие в результате совершения данного преступления. И здесь возможна квалификация по совокупности преступлений (например, по ч. 3 ст. 230 и ст. 111 УК).
Вопрос 34 Содействие террористической деятельности
Таким содействием является вооружение либо обучение лиц в целях совершения ими действий террористического характера, а также финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Вовлечение или склонение может проявляться в различных формах: уговоры, подкуп, оказание психического или физического насилия в отношении вовлекаемого и иные подобные действия. Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы вовлекаемое лицо совершило действия террористического характера либо вступило в террористическую организацию.
Вооружение выражается в предоставлении холодного или огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Под обучением следует понимать подготовку лица к совершению действий террористического характера, включая владение оружием и взрывчатыми веществами, изучение правил конспирации, правил вождения воздушных, водных, железнодорожных транспортных средств и т.д.
Финансирование может выражаться как в предоставлении собственных средств, так и в организации их сбора у других лиц, а также в незаконном завладении средствами для финансирования террористической деятельности.
Квалифицирующим признаком является использование виновным своего служебного положения. Субъектом этого преступления могут быть как должностные лица, так и иные лица, состоящие на государственной и муниципальной службе и имеющие в связи со своими служебными полномочиями возможность совершать действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные комментируемой статьей, наступает с 16-летнего возраста.
Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. сознанием виновного охватывается, что он вовлекает лицо в террористическую деятельность, обучает или вооружает лицо для совершения актов террористического характера либо финансирует такую деятельность.