является наиболее распространенным преступлением против собственности. В примечании 1 к ст. 158 УК указывается, что "под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества".
Необходимыми признаками хищения с объективной стороны являются безвозмездное изъятие или обращение чужого имущества в свою пользу или пользу других лиц. При этом обязательно причиняется реальный материальный ущерб собственнику или законному владельцу имущества. Причинение материального ущерба в виде упущенной выгоды не может признаваться хищением. При хищении уменьшение имущественной массы или достояния потерпевшего приводит к увеличению имущества виновного или других лиц. Поэтому причинение реального ущерба собственнику путем уничтожения его имущества также не может считаться хищением, даже если виновный для того, чтобы уничтожить имущество, предварительно его изъял.
С субъективной стороны для хищения необходимо наличие корыстной цели. Если виновный противоправно изъял чужое имущество в обеспечение долга, который собственник имущества не возвращал данному лицу, хищения не будет, так как при наличии объективных признаков отсутствует корыстная цель. Такое деяние может рассматриваться как самоуправство (ст. 330 УК).
Виды хищения в основном различаются по объективной стороне преступления, по способу посягательства на чужое имущество. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации различает следующие виды хищений: кража (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162).
Кроме того, УК РФ по предмету выделяет хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164).
От хищений отличается ряд корыстных преступлений против собственности. Большинство специалистов в области уголовного права не относят, к хищениям такое корыстное преступление, как вымогательство (ст. 163). Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Отличие кражи от грабежа: кража – это тайное хищение, а грабеж – открытое хищение чужого имущества. Открытым хищением чужого имущества является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет. Кража считается оконченной, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом).
В УК РФ выделены и такие не относящиеся к хищению корыстные преступления, как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165) и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) (ст. 16,6). В первом случае отсутствует такой признак хищения, как безвозмездное завладение чужим имуществом, а во втором отсутствует цель навсегда лишить собственника имущества и обратить это имущество (транспортное средство) в свою пользу. Если присутствующее при незаконном изъятии чужого имущества лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как кражу чужого имущества. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по ст. 161 УК РФ.
Если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия – как разбой.
Вопрос 8 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Злостное уклонение от уплаты средств па содержание детей предусмотрено ч. 1 ст. 157 УК. Состав преступления сформулирован следующим образом: "Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста..."
В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Уклонение родителей от содержания детей или детей от содержания нетрудоспособных родителей ухудшает условия их жизни, влияет на состояние здоровья, нарушает нормальное развитие несовершеннолетних или нормальное существование нетрудоспособных родителей.
Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК, являются несовершеннолетние дети и усыновленные, а также нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста.
С объективной стороны уклонение родителей от уплаты по решению суда средств (алиментов) на содержание детей может выражаться как в прямом отказе от выполнения решения суда, в фактической неуплате в связи с изменением места жительства, места работы, сокрытии действительных доходов от коммерческой или интеллектуальной деятельности.
Уклонение от уплаты, алиментов заключается в невыполнении вступившего в законную силу решения суда об уплате средств на содержание детей. Невыполнение определения суда о временном взыскании средств на содержание детей в соответствии со ст. 108 Семейного кодекса РФ состава данного преступления не образует до вступления решения суда в законную силу. Злостным уклонение от уплаты алиментов признается, когда плата средств на содержание детей производится систематически, после предупреждения судебного исполнителя или когда плата связана с представлением фиктивных документов, ложных сведений о доходах или других обманных действий.
Субъектом преступления являются родители и усыновители. Родителями признаются как лица, записанные отцом и матерью в книге записей рождения, так и те, чье отцовство установлено в соответствии со ст. 49 Семейного кодекса РФ.
Опекуны и попечители субъектами данного преступления не являются.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный должен знать о вступлении в силу судебного решения, обязавшего его уплачивать средства на содержание детей, а также желать уклониться от этой обязанности. Мотивы уклонения от уплаты алиментов на содержание детей на квалификацию преступления не влияют, но могут учитываться при определении меры наказания.