1. Просветительно-гуманистическая теория сформировалась на основе учений известных просветителей и гуманистов.
Ш. Монтескье (трактаты "Персидские письма", "О духе законов") критиковал неоправданную жестокость феодального УП, считал необходимым законодательно ограничить круг уголовно наказуемых деяний, совершаемых в религиозной сфере. Рассматривал неотвратимость наказания (а не его жестокость) эффективным средством предупреждения преступлений. Смертная казнь не должна применяться за религиозные преступления. Выдвинул принцип, согласно которому преступление должно быть точно определено в законе, а судья не должен отступать от буквы закона. Идеи Монтескье получили своё дальнейшее развитие в трудах Ч. Беккария.
В своей работе ("О преступлениях и наказаниях") Беккария чётко сформулировал важнейшие принципы УП:
- наказания за преступления могут быть установлены только законом;
- судья не может, даже под предлогом ревностного служения общественному благу, увеличивать меру установленного в законе наказания;
- суровость наказания должна зависеть от тяжести преступления.
Предлагает заменить смертную казнь пожизненной каторгой, считая это наказание, во-первых, более гуманным, а во-вторых, более эффективным с точки зрения общей превенции.
Вольтер также придерживался гуманистического подхода к УП ("Комментарий к книг о преступлениях и наказаниях", "Награда за справедливость и гуманизм"). По его мнению, в интересах общества не казнить преступников, а осуждать их к общественным работам.
Основные положения просветительско-гуманистической теории сводятся к следующему:
- необходимо минимизировать применение смертной казни (особенно в таких жестоких формах, как колесование и сожжение на костре);
- преступность и наказуемость деяний должна быть установлена законом;
- религиозные преступления не должны быть наказуемы или, по крайней мере, наказуемы жестоко;
- суровость наказания должна зависеть от тяжести совершённого преступления;
- цель наказания заключается не в возмездии за преступление, а в общей и частной превенции.
2. Классическая школа УП. Возникла после Великой Французской революции. Основывалась на положениях просветительно-гуманистической теории и немецкой классической философии. Классической называется потому, что в её рамках впервые сложилась целостная система уголовно-правовых догм.
А.Фейербах, опираясь на идеи Беккария, сформулировал важные принципы уголовного права (в латинских формулах):
- нет наказания без закона;
- нет наказания без преступления;
- нет преступления без законного наказания.
Кроме того, им были разработаны такие институты УП, как состав преступления, вина, покушение, соучастие. Наказания подразделял на угрожаемые (цель – отвращение страхом от преступления) и причиняемые (цель – демонстрация действенности законов).
И. Бентам ("Основные начала УК", "Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении (сочинения английского юрисконсульта)") считал, что с помощью законодательства можно урегулировать поведение людей так, чтобы они были счастливы. По его мнению наказание должно превосходить выгоду от преступления.
Немецкая классическая философия послужила теоретическим фундаментом классической школы. Сформулированные И. Кантом, Г. Гегелем философские правовые конструкции свободы воли, преступности и наказуемости деяния оказали существенное влияние на УП.
Свобода воли рассматривалась Кантом как основание уголовной ответственности. Цель наказания по Канту – это кара, адекватная содеянному преступлению (принцип талиона).
Гегелем ставятся вопросы о невменяемости или уменьшении вменяемости детей, слабоумных или сумасшедших, о виновности лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения или чувственного побуждения.
Т.о. классическая школа УП базируется на следующих принципах:
- нет преступления, нет наказания, не указанного в законе;
- кара за совершённое преступление является главной целью наказания;
- свобода воли человека предполагает его ответственность за свои действия. Невменяемый не обладает свободой воли, а потому не может быть привлечён к уголовной ответственности;
- ужесточение уголовного законодательства способствует удержанию людей от преступлений.
Неоклассическая школа УП несколько отступает от ортодоксальных догм и модифицирует ряд положений классической школы.
А. Принс считал необходимым смягчит меру уголовной репрессии, сделав их более гуманными. Для борьбы с преступностью нужны: социальные меры предупреждения противоправных деяний, судебные и пенитенциарные меры.
Франц фон Лист также уточняет ряд положений классической школы. Он считал, что кратковременное лишение свободы (менее 1 года) не исправляет, не устрашает и не обезвреживает преступника, а толкает на совершение новых преступлений. Неисправимых преступников следует наказывать наиболее сурово (zB., за третье преступление необходимо назначать тюремное заключение на неопределённое время).
3. Антрополого-социологическая школа. Классическая школа нередко рассматривается как учение об уголовно-правовом деянии (личность преступника практически не учитывается). Учения Антрополого-социологической школы послужили импульсом к развитию уголовного права деятеля.
Основатель данного направления Ч. Ломборзо считал необходимым уделять внимание не формально-юридическим аспектам преступления, а личности преступника. "Преступный человек": обосновал теорию прирождённого преступника. Последующие исследования других учёных не подтвердили уголовно-антропологическую теорию Ломборзо, зато данная теория явилась основой для дальнейшей разработки биолого-психилогических и социологических метод изучения преступности. "Преступление", "Женщина преступница и проститутка": отходит от своих ортодоксальных взглядов, исследует влияние образования, бедности, алкоголизма, плотности населения на преступность.
Социологические исследования были продолжены Э. Ферри: разработал теорию социальной защиты, согласно которой общество должно защищать себя от преступников путём их длительной изоляции. Выступает за вынесение преступникам неопределённого приговора: реальный срок заключения должен определяться тюремной администрацией на основе изучения преступника.
Основные положения антрополого-социологической школы:
- преступность как системное явление предопределяется социально-экономическими, климатическими и антрополого-психологическими факторами;
- лица, находящиеся в "опасном состоянии" (потенциально готовые к совершению преступлений), должны изолироваться от общества;
- целью наказания является не кара, а защита общества от преступников;
- определяя наказание, необходимо учитывать прежде всего личность преступника.
Ф. Граматика и М. Ансель творчески развили доктрину социальной защиты, предложенную Ферри, назвав её "новая социальная защита". Её основные положения:
- средства борьбы с преступностью должны рассматриваться как средства защиты общества, а не наказания индивида;
- цель социальной защиты – нейтрализация преступника путём его изоляции от общества либо применения к нему исправительных и воспитательных мер;
- уголовная политика должна ориентироваться на ресоциализацию преступника, то есть возвращение его к обычной жизни, в которой соблюдение закона является общественной нормой