Когда мы говорим, что преступление окочено, нам представляется, что преступник добился желаемого результата. С точки зрения оконченного преступления как стадии преступной деятельности это не совсем так.
Оконченным признается такое преступление, объективная сторона которого выполнена полностью и содержатся все признаки состава, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК. Таким образом, законодатель, формулируя ту или иную статью Особенной части УК, решил, каких признаков состава будет достаточно для признания этого преступления оконченным. Проанализировав все эти признаки, можно определить момент окончания преступления. Пример, преступник, совершая разбой, имеет целью завладеть чужим имуществом, выбрав для этого способ угрозы или применения насилия, опасного для жизни человека. Казалось бы, что такие преступные действия будут окончены, как только лицо завладеет желаемым. Но это не так. Читаем ст.207 УК «Применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом (разбой)». Проанализировав эту формулировку объективной и субъективной стороны, мы видим, что момент окончания преступления – момент применения насилия или угрозы с названной законодателем целью.
Таким образом, вопрос о наличии оконченного преступления решается в зависимости от того, каким образом данный состав сформирован законодателем в Особенной части УК. В первую очередь, необходимо вспомнить деление составов на материальные и формальные. Преступления с материальными составами считаются оконченными в момент наступления общественно опасных последствий, включенных законодателем в качестве обязательного признака объективной стороны конкретного состава. Например, убийство считается оконченным с момента наступления смерти потерпевшего.
Преступления с формальными составами считаются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния независимо от наступления общественно опасных последствий, находящихся вне рамок объективной стороны конкретного состава преступления. Например, оставление в опасности считается оконченным с момента неоказания помощи потерпевшему. Наступление последствий не влияет на квалификацию деяния.
Разновидностью формальных составов являются так называемые усеченные составы преступлений, которые считаются юридически оконченными с момента совершения действий фактически являющихся приготовлением или покушением на преступление. К таким преступлениям традиционно относят разбой, бандитизм и другие. В науке уголовного права составы с такой конструкцией объективной стороны вызывают немало споров, в том числе и в контексте проблем, связанных с неоконченной преступной деятельности (например, ведутся дискуссии на тему возможности или невозможности при осуществлении усеченных преступлений приготовления и покушения).
Нередко возникают сложности при определении момента окончания преступлений со сложными составами. В данном случае следует исходить из того, к какому виду состава по конструкции объективной стороны (материальному или формальному) относится конкретный сложный состав. Так, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров относится к преступлению, в основе которого лежат альтернативные действия (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка), совершение любого из которых образует состав оконченного преступления. Одновременное совершение нескольких альтернативных действий также будет рассматриваться как одно оконченное преступление. Таким образом, можно утверждать, что для определения момента окончания преступлений со сложным составом следует внимательно изучить конструкцию объективной стороны преступления, сформулированную законодателем в диспозиции статьи Особенной части УК.
Определенной спецификой обладает момент окончания в продолжаемых преступлениях. Наиболее распространенной точкой зрения является то, что такое преступление оканчивается в момент совершения лицом последнего из тождественных действий, задуманных им как одно преступление. В науке есть и противоположные мнения, в соответствии с которыми продолжаемое преступление оканчивается уже в момент совершения первого действия, а по мере совершения новых преступных действий повторяется осуществление оконченного преступления. Такой подход представляется неверным, зато демонстрирует сложность и неоднозначность проблемы. Следует не забывать, что такое продолжаемое преступление. Это преступление характеризуется единым умыслом, который предполагает и единство совершаемых тождественных действий, внешне напоминающих самостоятельные преступления. Совершение последнего из задуманных действий и есть момент окончания продолжаемого преступления.
Не менее сложно и определение момента окончания длящегося преступления. Сложность состоит в том, что преступление считается оконченным, но момент окончания продолжает тянуться во времени до факта наступления неких обстоятельств, пресекающих преступное состояние (например, добровольная сдача оружия при его незаконном хранении). Таким образом, моментом юридического окончания длящихся преступлений признается момент возникновения преступного состояния, а моментом фактического окончания таких преступлений является момент пресечения преступного состояния.
Для определения того, оконченным или неоконченным является конкретное общественно опасное деяние необходимо установление двух основных моментов. Во-первых, того, что задумал совершить виновный. Так, причинение им телесных повреждений еще не означает, что преступник собирался совершить именно это преступление. Да, если лицо намеревалось причинить потерпевшему телесные повреждения и причинило их, можно говорить об оконченной преступной деятельности. Но замысел может охватывать и причинение смерти потерпевшему, а значит необходимо вести речь о неоконченном преступлении. Во-вторых, требуется правильное установление статьи Особенной части УК, по которой лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и определение момента окончания состава, предусмотренного данной статьей.