Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура доказательства




           
 
1. „то доказываетс€ 2. „ем доказываетс€ выдвинутое положение 3.  ак оно доказываетс€  
 
“езис (вывод)   јргумент (-ы)   ƒемонстраци€
 
—уждение, истинность которого сле≠дует доказать »стинно(-ые) суждение(-и€), кото-рое(-ые) служит(-ат) дл€ обосновани€ тезиса Ћогическа€ форма построени€ доказательства  

 

 


 

 

—пособы доказательства - примен€емый вид умозаключени€:

- дедуктивный,

- индуктивный,

- по аналогии.

 

ћетоды доказательства:

ѕр€мое доказательство - тезис логически следует из аргументов. ѕримерна€ структура. ¬ариант 1

1. “езис.

2. јргумент, дедуктивно к нему ведущий (или аргументы, ведущие к нему индуктивно).

3. Ѕезусловное обоснование аргумента.

4. ќбоснование того, что аргумент не может быть действительным, если недействителен

тезис.
ѕримерна€ структура. ¬ариант 2

1. Ѕезусловный аргумент (аргументы).

2. ¬ытекающий из него тезис.

3. ќбоснование того, что тезис не может не вытечь из аргумента.

Ќепр€мое (косвенное) доказательство - истинность выдвигаемого тезиса обосновываетс€

путем доказательства ложности антитезиса.

¬иды:

- ƒоказательство от противного

ќсуществл€етс€ путем установлени€ ложности суждени€, противоречащего тезису. ѕредпо≠лагаетс€ истинность антитезиса, и из него выводитс€ следствие. ≈сли хот€ бы одно из полу≠ченных следствий противоречит или посылке, или другому следствию, истинность которого уже установлена, то данное следствие, а за ним и антитезис, предполагаетс€ ложным.

- –азделительные доказательства, метод исключени€

»стинность суждени€ утверждаетс€ путем исключени€ всех его альтернатив, ложность кото≠рых доказываетс€.

 

«адание 23 (уровень I)

 

Ќайдите тезис и аргумент(-ы), содержащиес€ в текстах.

ѕодчеркните тезис пр€мой линией, а аргумент(-ы) - волнистой.

 

23.1.

¬ треугольнике не может быть двух пр€мых углов, тогда бы их сумма составл€ла 180∞, но 180∞ - сумма всех углов треугольника. ¬ этом случае третий угол составл€ет 0∞, и тре≠угольник перестает быть таковым.

 

23.2.

‘утбол €вл€етс€ самым попул€рным видом спорта в ¬еликобритании. ¬ы спросите, почему? ¬о-первых, этот вид спорта, давно ставший интернациональным, возник в этой стране, и увлекатьс€ им патриотично. ¬о-вторых, вкладыва€ большие средства в свои ко≠манды, владельцы команд принимают целый р€д мер по продвижению футбола как зрели≠ща. ƒействительно, это очень зрелищна€ игра. Ќаконец, организовать любительскую игру в футбол весьма просто: нужен только м€ч, сравнительно ровна€ площадка и деревь€ или столбы, замен€ющие ворота. 87,8% населени€ ¬еликобритании признали в ходе опроса, что €вл€ютс€ болельщиками той или иной команды, 63,6% - что сами играют в футбол не реже нескольких раз в год. Ёто значительно больше, чем число поклонников любого другого вида спорта в стране.

«адание 24 (уровень I)

¬нимательно прочитайте тексты. Ќайдите в текстах и выпишите б аргументов против практики использовани€ компани€ми надомных работников и 4 аргумента за.

Ќе переписывайте информацию из источников слово в слово.

јргументы против практики использовани€ компани€ми надомных работников:

1.

2.

3.

4.

з.

6.

ƒќћјЎЌяя –јЅќ“ј

Ќа заре 90-х практика использовани€ надомников была весьма распространена среди быстрорастущих компаний.

Ќо бизнес рос. ѕредприниматели и предпри€ти€ становились более солидными - обзаво≠дились собственными пельменными цехами, дорогосто€щим оборудованием, секретариатом и даже са11-центрами. ≈ще три года назад в штате отдела телемаркетинга компании Ђ√арантї уда≠ленно, то есть на дому, трудилось 50 работниц. ј сегодн€ все работают в офисе. ЂЌадомный вари≠
ант-это скорее исключение, -утверждает јндрей ѕопов, руководитель отдела продаж компании.
- “ак легче контролировать процесс. ƒа и, поймите, речь идет ведь и об оперативности. ¬ компа≠нии существуют определенные правила передачи заказов. » если бы сотрудница работала дома, то информаци€ поступала бы к нам дольше. ј так - все автоматизировано, срок от обработки за≠каза до выезда к клиенту сокращен до минимумаї.

Ђ огда-то мы тоже давали подр€ды надомникам, которые шили рукавицы. Ќо затем по€≠вилс€ цех, да и ассортиментна€ политика изменилась - издели€ стали высокотехнологичнымиї, -добавл€ет старший вице-президент јссоциации предпри€тий текстильной и легкой промышлен≠ности Ђ¬осток-—ервисї ≈вгений Ўувалов.

—егодн€ средний и крупный бизнес редко прибегает к помощи надомников. Ќесолидно как-то. Ќеинтересно. ƒа и не вписываютс€ разбросанные в хаотичном пор€дке по городу, а то и по всей стране, исполнители в стройную бизнес-систему!

» все же малый бизнес неквалифицированной надомной силой активно пользуетс€ и по сей день. »ной раз потому, что другого выхода просто нет. ¬ подполье

...¬ банке вакансий единственной в ћоскве специализированной биржи надомного труда
при ∆енском ƒеловом ÷ентре сегодн€ более 400 единиц. ¬ —анкт-ѕетербурге - 72. — питерской биржей сотрудничают 10-15 компаний, с московской - 25 организаций. Ђћало? ƒа нет, это лишь те, кто уже вышел из Ђтениї и нашел пути сотрудничества со службой зан€тостиї, - по€сн€ет ќльга
јлександрова, заместитель генерального директора √” Ђ∆ƒ÷ї. ј в тени этот рынок находитс€ по≠ тому, что предприниматели совершенно не хот€т в нынешних услови€х узаконивать свои отноше≠ни€ с государством.
јдомалучше?

 ак бы то ни было, надомники до сих пор остаютс€ вполне работоспособным инструмен≠том повышени€ эффективности компаний малого бизнеса. ѕреимущества использовани€ надом≠ной силы, рабочих рук вне цехов очевидны. Ђѕрежде всего, налицо снижение издержек на орга≠низацию рабочих мест, причем экономи€ может быть довольно значительнойї, - полагает ¬ита≠лий ‘един, директор 000 Ђ–осконсалтї. ƒействительно, аренда подчас Ђсъедаетї львиную долю скромной прибыли частных предпринимателей: Ђ огда мы использовали труд надомников, то вместо 200 квадратных метров обходились всего 60-юї, - вспоминает »рина —окол, руководитель 000 Ђƒакиї.  роме того, примен€€ надомную систему, можно привлечь любое количество работников, ведь, по сути, численность персонала ограничиваетс€ в таком случае лишь потребност€ми компании в рабочей силе. Ђ»спользу€ труд надомников, компани€ может сделать часть бизнеса Ђневидимойї дл€ конкурентов и государственных (например, налоговых) органовї, - утверждает в своем исследовании Ђ–осконсалтї. ќговоримс€, это преимущество легко может обра≠титьс€ в недостаток. Ќо вот о возможности сэкономить на оплате труда поговорить стоит.

Ќужно иметь в виду, что применение надомного труда позвол€ет привлечь нетрудоспособ≠ных в обычных услови€х сотрудников - инвалидов или мам, воспитывающих маленьких детей. ќпыт показывает, что такие работники очень эффективны, мотивированны, ответственны и готовы трудитьс€ за очень небольшие деньги. “ак, в сфере производства несложных игрушек одна опера≠ци€ (сборка, упаковка или выбраковка) стоит от 50 копеек до полутора рублей, тогда как в услови€х предпри€ти€ те же услуги обойдутс€ уже в четыре-шесть рублей.

ќ—¬ќЅќ∆ƒ≈ЌЌџ… “–”ƒ

≈катерина „инарова
¬ерни, € все прощу!

...ѕропажа выданных материалов на рынке надомного труда - не редкость.  ак призналась ЂЅизнес-журналуї хоз€йка небольшой московской спичечной фабрики, пожелавша€ сохранить анонимность, к 20-25% Ђуходаї материалов нужно готовитьс€ сразу: Ђ«а те шесть с половиной лет, что мо€ фабрика работает на рынке, по€вилась некотора€ статистика. “ак вот, если набрать 60 че≠ловек, 15, скорее всего, по тем или иным причинам не принесут обратно ни заготовки, ни готовый товар. ѕриходитс€ потом объезжать их и забирать заготовкиї.

ƒругой бич предпринимателей, использующих труд надомников, - посто€нно возрастаю≠щие транспортные издержки. ¬ результате почти вс€ экономи€, котора€ образуетс€ благодар€ возможности отказатьс€ от аренды производственных помещений, уходит на организацию логи≠стики. Ќизкий сорт, нечиста€ работа

- Ўве€-надомница, с которой € договорилась о производстве первой партии слингов дл€ младенцев, приехала на встречу на автомобиле, сама предложила скидку за партию. ¬ общем, произвела хорошее впечатление. «абрала образец, все пожелани€ аккуратно записала в ежене≠дельник. ј через неделю вместо обещанного товара привезла мне партию неликвидов. ќткро≠венного брака. Ћюбое изделие должно быть отшито по лекалу, никаких личных фантазий на этапе исполнени€. я же получила 20 слингов самых разных размеров и форм, - рассказывает ƒиана —а-харовска€ (Ђ¬елинаї).

- ѕочему мы не любим работать с надомниками? ƒа потому, что человек не несет никаких об€зательств по защите интеллектуальной собственности, - критикует идею переноса производст≠ва на квартиры јнтонина ÷ицулина, генеральный директор компании Ђ”мные игрыї. - ѕредпо≠ложим, надомник сделал партию товара, котора€ нас не устраивает. ћы возвращаем ему брак, чтобы он переделал или уничтожил партию, а на следующий день эти бракованные матрешки уже продаютс€ на рынке. ≈сли предпри€тие заботитс€ об имидже, оно должно посто€нно думать и о защите своей интеллектуальной собственности, чтобы продажа бракованного товара не нанесла непоправимого ущерба репутации брэнда!

≈сть у надомников и еще один очевидный минус, порой с трудом компенсируемый невы≠сокой себестоимостью работ. “ак, по мнению јнтонины ÷ицулиной, привлека€ надомников и да≠ва€ им возможность заработать, обеспечива€ заказами, деньгами и исходными материалами, производители игрушек на самом деле плод€т себе конкурентов: Ђћастеру, ему что? ќн думает: далеко сижу, далеко гл€жу. » - копирует наши образцы. »менно так произошло с матрешками по русским сказкам. ћы долго придумывали их, отрисовывали лица, а надомные Ђмастераї немед≠ленно прин€лись плодить и продавать подделки, в том числе и по нашим сертификатам!ї

»нформационный материал 8

”ћќ«ј Ћё„≈Ќ»≈. Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћџ≈ ”ћќ«ј Ћё„≈Ќ»я

”мозаключение - процесс, при котором из исходных суждений (посылок) получаетс€ новое суждение (следствие).

Ќеобходимые умозаключени€ -умозаключени€, в которых имеет место строгое, или логическое следование. ќни построены на основе дедукции, т.е. перехода от общего истинного суждени€ к частным.

 атегорическое умозаключение (силлогизм) -
умозаключение, в котором из двух суждений-посылок, св€занных общим термином, полу≠чают третье суждение - вывод.

Ѕольший термин- предикат заключени€. ћеньший термин - субъект заключени€.
—редний термин- термин, отсутствующий в заключении.
ѕример:

  —убъект (о чем говоритс€) ѕредикат (что говоритс€)
ѕосылка 1 ћолочные продукты содержат кальций
  средний термин больший термин
ѕосылка 2 —ыр молочный продукт
  меньший термин средний термин
  —ыр содержит кальций
«аключение меньший термин больший термин

 

ѕравила силлогизма:

- ¬ силлогизме должно быть три термина.

- ¬ силлогизме должно быть три суждени€.

- —редний термин должен быть распределен (т.е. если в одной из посылок он субъ≠ект, то в другой должен быть предикатом).

ѕример:
¬се север€не-закаленные люди. ¬се север€не-запаленные люди.
∆ители Ќорильска - запаленные люди. ∆ители Ќорильска - север€не. ј
¬ывод не следует ∆ители Ќорильска - запаленные люди

- »з двух отрицательных посылок заключение не следует.

- »з двухчастных посылок заключение не следует.

- ≈сли одна из посылок отрицательна€, то заключение должно быть отрицательным.

- ≈сли одна из посылок частна€, то заключение должно быть частным.

–азделительно-категорическое умозаключение - умозаключение, в котором одна посылка - разделительное суждение, а втора€ посылка и вывод - категорические суждени€.

«аключение следует, если в разделительной посылке перечислены все члены деле≠ни€ и члены делени€ исключают друг друга.

”словно-категорическое умозаключение - умозаключение, в котором одна из посы≠лок €вл€етс€ условным суждением, а друга€ - простым категорическим суждением;

 

 

«аключение следует:
от утверждени€ основани€ к утверждению следстви€;
от отрицани€ следстви€ к отрицанию основани€ (причины).
«аключение не следует:

от утверждени€ следстви€ к утверждению основани€ (причины); от отрицани€ основани€ к отрицанию следстви€.

ѕример:

≈сли идет дождь, трава мокра€.
ƒождь идет
“рава мокра€

≈сли идет дождь, трава мокра€.

“рава не мокра€

ƒождь не идет

≈сли идет дождь, трава мокра€.

“рава мокра€

¬ывод не следует

≈сли идет дождь, трава мокра€.

ƒождь не идет

¬ывод не следует

Ёнтимема- умозаключение, в котором пропущена одна из посылок или заключение. «адание 25 (тренировочное упражнение)

»зучите посылки условно-категорических заключений в правом столбце таблицы. —делайте из посылок вывод или укажите нарушение правил силлогизма, из-за кото≠рого сделать вывод из посылок нельз€. «аполните правый столбец таблицы.

ѕосылки «аключение/ ошибка
 ража - преступление. ѕреступление наказуемо, значит...  
Ћук - примитивное метательное оружие. Ёто растение есть лук, значит...  
Ѕудущие парикмахеры изучают дизайн. ”чащиес€ 2-й группы - это будущие работники озеленени€ территории, значит...  
¬зрослому человеку не свойственно впадать в отча€ние оттого, что его не понимают окружаю≠щие. –ебенок не €вл€етс€ взрослым человеком, зна≠чит...  
„еловеконенавистник никогда не улыбаетс€ лю≠д€м. я сегодн€ с утра всем улыбаюсь, значит...  
’ищники не ед€т картошку. ћо€ кошка не ест картошку, значит...  
¬се солдаты храбрые люди. Ќекоторые англичане - храбрые люди, значит.  
¬се гусеницы ед€т капусту. я ем капусту, значит...  
Ќекоторые жидкости обладают при€тным запахом. Ќекоторые металлы - жидкости, значит.  
Ќа равнозначном перекрестке водитель об€зан пропустить автомобиль, движущийс€ справа от него. ѕодъехав к равнозначному перекрестку, мы уви≠дели автомобиль, движущийс€ слева от нас, зна≠чит...  
Ќекоторые люди заслуживают уважени€. ¬се преступники - люди, значит...  

 

«адание 26 (тренировочное упражнение)

ѕользу€сь информационными материалами, определите тип умозаключени€. ¬ыве≠дите заключение или, если умозаключение содержит ошибки, укажите их.

«аполните таблицу.

ѕосылки “ип умозаключени€ «аключение/ ќшибка
≈сли идет дождь, € не могу пройти к дому, не испач≠кав ног; € пришел домой с гр€зными ногами, значит...    
≈сли человек умен, то он сам поймет свою ошибку. ≈сли человек пор€дочен, то он попросит прощени€. Ќо он не пон€л своей ошибки и не попросил прощени€, значит...    
≈сли вина обвин€емого не доказана, то он признаетс€ невиновным. ¬ина обви≠н€емого не доказана, зна≠чит...    
ѕожар возник или вслед≠ствие нарушени€ правил пожарной безопасности, или в результате стихийно≠го бедстви€ или поджога. ”становлено, что стихий≠ного бедстви€ и поджога не было, значит...    
≈сли туман не рассеетс€, вылет самолета будет за≠держан. ¬ылет не задер≠жали, значит...    
≈сли человек много ходил, то он устал. Ётот человек устал, значит...    
ѕоедешь направо - кон€ потер€ешь, поедешь нале≠во - сам пропадешь. Ќо он и кон€ не потер€л, и сам не пропал. «начит...    
≈сли сегодн€ п€тница, то завтра суббота. Ќо сегодн€ не п€тница, значит...    
ƒл€ украшени€ интерьера используютс€ горшечные, пластмассовые или стек≠л€нные цветы. Ётот цветок не пластмассовый и не стекл€нный, значит...    

 

«адание 27 (тренировочное упражнение)

¬осстановите энтимемы. ”кажите на ошибки в умозаключени€х, которые вам удалось обнаружить. ѕроверьте, корректен ли вывод.

1. Ётот человек разведчик, так как он наблюдателен.
п:

п:

следовательно

з:

 омментарии:

 

2.  ак у всех снайперов, у —околова тверда€ рука и острое зрение.

ѕ.:

ѕ.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

 

 

3. ќна молода, потому и неопытна.

п.:

п.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

 

4. “естова€ работа не может быть оценена положительно, так как ошибки допущены более чем в половине заданий.

п.:

п.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

 

5.  упите накладные волосы, и вы будете счастливы!

п.:

п.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

 

6. Ќекоторые привычки следует осуждать, так как они превращаютс€ во всепоглощающую страсть.

п.:

п.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

 

7. Ќекоторые спорные высказывани€ заслуживают внимани€, так как некоторые из них могут оказатьс€ верными.

п.:

п.:

—ледовательно

«.:

 омментарии:

«адание 28 (уровень II)

28.1.

¬нимательно изучите тексты Ђ онкурентоспособность профессий и специальностейї и Ђѕродавец все еще требуетс€ї.

»спользу€ данные источники, сделайте вывод об уровне конкурентоспособности профессии Ђпродавецї и обоснуйте его. «апишите результаты своей работы.

¬ывод:
ќбоснование:

 

 ќЌ ”–≈Ќ“ќ—ѕќ—ќЅЌќ—“№ ѕ–ќ‘≈——»… » —ѕ≈÷»јЋ№Ќќ—“≈…

≈сли характеризовать все профессии и специальности с точки зрени€ гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, веро€тность трудоустройства по которым достаточно велика:

Ђвечныеї профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают (например, врач, земледелец, строитель, парикмахер и т.д.); Ђсквозныеї (распространенные), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предпри€тии, в любом учреждении, в любом районе (например, электромонтер, техник, секретарь и т.д.);

Ђдефицитныеї (на данный момент и в ближайшем будущем), спрос на которые на рынке труда не удовлетворен (например, сегодн€ это специалист по маркетингу, менеджер сферы услуг, дизайнер компьютерного макетировани€, антикризисный управл€ющий и т.д.); Ђперспективныеї, т.е. те профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать (например, это профессии информационного типа: специалист по электронным каналам св€зи, системный аналитик, специалист по св€з€м с общественностью и т.д.); Ђсвободныеї, т.е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозан€тости независимо от экономической конъюнктуры.  роме того, эти профессии не требуют наличи€ дорогосто€щего оборудовани€, крупных материальных затрат (например, портной, художник, стол€р, продавец, дизайнер интерьера и т.д.).

 онкурентоспособность профессии и специальности повышаетс€, если она одновременно относитс€ к нескольким из перечисленных типов.

ќчевидно, что меньше гарантий устроитьс€ на работу по професси€м редким малораспространенным или если спрос на них удовлетворен и даже падает.

 

 

ѕ–ќƒј¬≈÷ ¬—≈ ≈ў≈ “–≈Ѕ”≈“—я

 аждый раз, когда € прихожу на ближайший рынок за продуктами, удивл€юсь при виде объ€влений Ђ“ребуетс€ продавецї. »ной раз кажетс€, что вокруг и так одни продавцы Ѕывша€ медсестра ћаша работает в магазине готовой одежды, получа€ проценты от проданного товара. ƒочка моей подруги предлагает программное обеспечение дл€ ведени€ бухгалтерского учета с сервисным обслуживанием, то есть продает услуги.

ј многие мои знакомые-сами себе продавцы. Ќапример, соседка, котора€ с завидно, регул€рностью ездит в “урцию за очередной порцией товара. ” нее любима€ поговорка Ђ ак потопаешь, так и полопаешьї.

¬от иной раз и кажетс€, что продавцов столько, что, наверное, скоро они все останутс€ без работы. ќднако это не так. јналитики считают, что продавцы еще долгое врем€ буду в дефиците в –оссии, потому что на наш рынок буквально каждый день приход€т новые и но вые товары и услуги, которые кто-то должен продавать. ѕосмотрите вокруг - практически на
любом предпри€тии они есть, только называютс€ по-разному: в бутике - консультант, в оптовой фирме - менеджер по продажам или инженер по сбыту, ну, а на рынках - по старинке,
продавцы.

ј продавцов на самом деле не так уж и много, особенно хороших. ¬от и выстраиваютс€ работодатели в очередь-
—отрудница моего мужа переживает: Ђƒочка собралась работать продавцом. ћожет быть, это сейчас они нужны, а лет через п€ть никто о них и не вспомнит...ї ј муж ее успокаивает: ЂЌу, что вы, ¬алентина ѕетровна, покупатели ведь будут всегда, значит, и продавцы
всегда будут нужны. ¬едь вы же никогда не перестанете ходить в магазин за продуктами:
кушать-то каждый день хочетс€! ƒа и голой зимой ходить, наверное, не станете - в магазин за пальто да сапогами побежите!ї

 

28.2.

»спользу€ источник Ђ онкурентоспособность профессий и специальностейї, сделайте вывод об уровне конкурентоспособности двух профессии, обучение по которым ведетс€ в вашем учреждении. «апишите результаты своей работы.

ѕрофесси€:

¬ывод:

ќбоснование:

ѕрофесси€:

¬ывод:

ќбоснование:

»нформационный материал 9

ј–√”ћ≈Ќ“ј÷»я (2)
ѕравила тезиса:

- “езис должен быть сформулирован точно и €сно, не должен допускать многозначно-

ќшибка: неоднозначность тезиса.

-  аждый сложный тезис следует разделить на простые при доказательстве.  аждый

простой тезис следует доказать отдельно. ќшибка: кто слишком много доказывает, тот не доказывает ничего.

- Ќа всем прот€жении доказательства тезис должен быть одним и тем же. ќшибка: подмена тезиса. ѕравила аргумента:

- јргументы должны быть истинными суждени€ми, не противоречащими друг другу.
ќшибка: умышленное заблуждение

—е качестве аргументов используютс€ заведомо ложные факты;

в качестве аргументов используютс€ такие суждени€, которые сами нуждаютс€ в

доказательстве).

- јргументы должны быть достаточными дл€ признани€ истинности тезиса.
ќшибка: мнимое следование
(из аргументов следует не только тезис, но и ложное положение}.

  • јргументы должны быть доказаны независимо от тезиса.
  • ќшибка: круг в доказательстве

(тезис доказываетс€ аргументом, а аргумент донизываетс€ этим же тезисом). ѕравило демонстрации:

- ѕри св€зывании тезиса с аргументами должны быть соблюдены правила того умозак≠лючени€, по схеме которого строитс€ доказательство.

ќшибки: смешение относительного смысла высказывани€ с безотносительным (вы≠сказывание, истинное в конкретных услови€х, рассматриваетс€ как истинное дл€ всех других условий);

неоправданный переход от более узкой области к более широкой;

переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

«адание 29 (тренировочное упражнение)

ѕрочитайте приведенные ниже высказывани€. ¬ примерах 2,4, 5 подчеркните тезис. ”кажите, в каких высказывани€х допущены ошибки в отношении тезиса. Ќазовите ошибку. ≈сли это возможно, предложите способ ее исправлени€.

 

«аполните таблицу.

є тезиса ќшибка —пособ исправлени€
     
     
     

 

1. „ем сильнее демократи€, тем свободнее личность.

2.  ат€ покраснела и вышла из аудитории. Ёто видели все реб€та.  атю очень легко —ћ”“»“№.

3. “оль€тти €вл€етс€ типичным негативным примером провинциального города. 4. —аша зан€л 2-е место на конкурсе профессионального мастерства, значит, он умен, целеустремлен и хорошо выполн€ет чертежи.
5. –ыночные отношени€ - залог процветани€ –оссии. ”словием существовани€ рынка - €вл€етс€ демократи€. ƒемократи€ - лучша€ форма государства. ƒемократи€ в стране. обеспечивает свободу слова. —вобода слова, в свою очередь, - гаранти€ права каждого человека иметь и отстаивать свою точку зрени€ на пути развити€ –оссии.

«адание 30 (дополнительное тренировочное упражнение)

Ќа заседании дискуссионного клуба вашего образовательного учреждени€ прозвучали выступлени€, тексты которых приведены ниже. ¬нимательно прочитайте их, выделите аргу≠менты (тезис подчеркнут). ѕодчеркните и пронумеруйте в тексте места, в которых вы заме≠тили ошибки в отношении тезиса или аргументов. ”кажите вид ошибки.

[ќбсудите в группе, как вы могли бы использовать обнаруженные ошибки, если бы вам было нужно выступить оппонентом.]

ƒопущены ошибки:

1.

 

 

2.

 

1. Ѕезответственное отношение к своему здоровью недозволительно.

Ѕезответственное отношение к своему здоровью означает, что человек не соблюдает элементарные нормы поддержани€ здоровь€ (неправильно питаетс€, сидит на сквозн€ке, кривитс€ за письменным столом и т.п.), не задумыва€сь, потакает вредным привычкам (ку≠рит, плотно наедаетс€ на ночь гл€д€ и т.п.) или не лечитс€ при первых признаках заболева≠ни€. “акое отношение недопустимо, поскольку не сам человек наделил себ€ здоровьем: Ѕог, наследственность (т.е. родители) - в любой мировоззренческой концепции иное существо дало ему здоровье. „еловек не может отн€ть у себ€ того, что он не волен себе дать, создать дл€ себ€. «начит, он не имеет права вести себ€ так, чтобы отнимать у себ€ здоровье, т.е. без≠ответственно к нему относитьс€.

Ћюбой курильщик, обжора, спортсмен-экстремал стремитс€ к самореализации, по≠скольку это заложено в природе человека. ѕотер€ здоровь€ ставит предел самореализации, а значит, безответственное отношение к своему здоровью недопустимо с точки зрени€ чело≠веческой природы...

ѕотер€ человеком здоровь€ ложитс€ т€жким бременем на близких ему людей: они переживают и, кроме того, вынуждены заботитьс€ о нем, обслуживать его, лишать себ€ ка≠ких-либо материальных благ ради его лечени€. Ђѕодхвативї инфекционное заболевание и не обратив внимание на ухудшение самочувстви€, человек, который безответственно отно≠ситс€ к собственному здоровью, становитс€ разносчиком инфекции, заражает других людей, доставл€€ им незаслуженные страдани€. “аким образом, человек просто не имеет мораль≠ного права на безответственное отношение к своему здоровью.

ћолодому человеку кажетс€, что его здоровье - неисчерпаема€ чаша, он просто не обращает на него внимани€, транжирит ресурсы своего организма. Ќо в более старшем воз≠расте ему может просто не хватить этого ресурса дл€ каких-то важных, например карьерных, достижений. —ледовательно, безответственное отношение к собственному здоровью €вл€ет≠с€ ошибкой, какие бы причины на него ни толкнули...

2. ƒобродетельность людей не €вл€етс€ гарантией прогресса общества.

ƒавайте рассмотрим тип среднего обывател€. Ётот человек не €вл€етс€ преступни≠ком, он не про€вл€ет стремлени€ к наркотикам и нарушению общественного спокойстви€. ¬ целом о нем нельз€ сказать ничего дурного. Ќо это еще не значит, что такой человек обла≠дает творческим потенциалом, может создать что-либо новое, продвинуть общество вперед. ј прогресс и есть движение вперед.

ƒобродетель - качество личностное, описывающее внутренний мир человека. ¬ об≠ществе же человек предстает как функционер, место в системе св€зей. «начит, добродетель как свойство личности и прогрессивность как свойство общества не имеют точек взаимного вли€ни€...

ƒобродетель исключает насилие даже в самой м€гкой форме, единственной формой активного воздействи€ на людей она признает убеждени€. ѕрогресс невозможен без актив≠ного воздействи€ на косные массы, которое нередко переходит в насилие, значит, люди, об≠ладающие добродетелью, не могут быть двигателем прогресса.

«адание 31 (дополнительное тренировочное упражнение)

ѕросмотрите дома по телевизору любую программу общественно-политического содержани€. «афиксируйте не менее трех ошибок в тезисе и аргументах, допущенных ее

ѕередача:

ƒата:

ƒопущены ошибки:

 

 

«адание 32 (уровень II)

ѕрочитайте фрагменты материалов, представленных на сайтах поклонников граффи-ти. ¬ыберите из двух позиций ту, с которой вы согласны:

- Ђграффити - новый вид искусстваї

- Ђграффити- нова€ форма вандализмаї.

«апишите краткую (1-2 абзаца) характеристику граффити с выбранной позиции и приведите не менее п€ти аргументов в поддержку выбранного тезиса.

 

’арактеристика граффити

 

 


 

јргументы

 


√раффити - уличное искусство

Ќередко, гул€€ по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто €ркое, громад≠ное, непон€тное. “ы остановишьс€, пыта€сь разобратьс€, фантазируешь и ломаешь голову. Ќаконец, перед тобой вырисовываютс€ буквы, но разобрать какие невозможно. Ёти буквы как больша€ задача, которую нужно непременно решить, не зна€ ни формул, ни хода решени€. Ёта задача носит название граффити (от италь€нского Ђцарапатьї), а автор этого искусства величаетс€ райтером (от английского Ђписатьї).

√раффити уходит корн€ми в выведенные неумелой рукой надписи типа: Ђ«десь был  иса, ‘уфел,  илрой...ї »ли лорд Ѕайрон. ƒа-да, тот самый. “ак что, если вдруг доведетс€ кому, к примеру, попасть в Ўильонский замок, то знайте: вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачно≠го каземата оставил свой автограф м€тежный гений.  онечно, не все надписи были столь бесхитрост≠ными. ¬ течение многих столетий безым€нные авторы изливали на стенах душу, признавались в веч≠ной любви даме сердца и кл€ли последними словами неугодных правителей. »ной раз граффити становилось даже источником вдохновени€. —лово Ђрокї, начертанное по-гречески на стене —обора ѕарижской богоматери, подвигло ¬иктора √юго на написание знаменитого романа. ƒо 70-х годов нынешнего столети€ граффити воспринималось как исключительно словесна€ форма самовыраже≠ни€.

Ќо новые пророки нью-йоркских улиц были еще и художниками, они говорили не одним сло≠вом, но и цветом, и линией тоже. ѕервый райтер носил кличку Ђ“ак! 183ї. Ќацарапав на какой-то стене свою кличку, он приплюсовал к ней номер своего квартала. » пошло-поехало. ѕродвинутый народ стал придумывать себе кликухи и писать все это заковыристым шрифтом на стенах. ѕисали все: черные и белые, богатые и бедные. —оздавались своеобразные команды, которые расписывали стены, заборы, мусорные баки и мосты.

—мысл граффити не только в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать инфор≠мацию, но и в том, чтобы разрисовать запретные стены, поработать спреем там, где нельз€, и бо≠ротьс€ за свободу творчества - рисовать где угодно. „тобы отличатьс€ от конкурентов, райтеры нача≠ли разрабатывать свои стили. ¬ надпис€х стали использовать разные фишки: пузырьки, разлапы, тор≠чащие из букв предметы. ¬ рисунках стали вставл€тьс€ прикольные персонажи. ѕо€вились компью≠терные и готические шрифты. ѕриобрел значение цвет, символ мультипликации. —ейчас модно рисо≠вать замороченные граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild style.

 рутыми и, пожалуй, самыми сложными €вл€ютс€ изображени€ людей. Ёти разноцветные композиции скрашивают Ђсерыеї улицы и нашего города, радуют своей оригинальностью, изобрета≠тельностью, разнообразием. » недаром граффити прозвали искусством улицы.

—колько существует граффити, столько оно подвергаетс€ гонени€м. —то€щие на страже закона и пор€дка тверд€т одно: роспись муниципального имущества - при всей эстетической ценности этой самой росписи - представл€ет серьезную угрозу обществу. Ќотаци€ми дело не ограничиваетс€. Ќе≠мало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. ѕрестиж граффити в јмерике заметно порт€т две вещи. ’ип-хоп в целом, а значит, и граффити там воспринимаетс€ как часть Ђгангстерской культурыї, к тому же, по подсчетам самих граффитистов, примерно к дес€той части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку Ђкрутыеї парни, которые таким образом Ђмет€тї свою территорию, каковой цели вполне соот≠ветствуют и малохудожественные средства.

ќтчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое врем€ пере≠брались в ≈вропу. ”никальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в ¬елико≠британии. ¬ то врем€ как британские полицейские представл€ют себе типичного уличного художника как Ђпотер€нногої подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков наход€т себ€ в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. ќно и по≠н€тно: чисто стилистическа€ разница между Ђлегальнымї и уличным граффити неуловима. ј посему что такое хорошо (а значит, расцениваетс€ как искусство) и что такое плохо (и, стало быть, преследу≠етс€ по закону против вандализма), определ€етс€, исход€ из совсем иных критериев. Ђ—уществует масса возможностей приложени€ твоего стил€,- говорит „у, британский мастер граффити, нашедший себ€ в дизайне компьютерных игр. - √лавное, чтоб он был сделан искренне и со вкусомї.

јкриловый бомбинг. »скусство на грани вандализма

Ќелегальное рисование у граффитчиков называетс€ бомбингом. “еоретически, это ванда≠лизм. Ќа практике творчество бомберов - это красива€ форма протеста против серости и однотипно≠сти окружающего мира. ј проблемы с законом только добавл€ют адреналина и превращают каждую вылазку в насто€щее приключение.

–еб€та из команды ¬—  специально дл€ Ђ’улиганаї вызвались сделать хул-кар (\мгю1е саг). “о есть раскрасить сверху донизу целый железнодорожный вагон. ѕерва€ попытка завершилась неуда≠чей. –аскрасить-то раскрасили, но рисунок был замечен монтерами еще до наступлени€ рассвета, так что сфотографировать мы ничего не успели. ¬агон оперативно был отогнан на перекраску. “акое вот недолговечное искусство. ¬ообще раскрашенные вагоны очень редко выпускают на маршрут. ƒис≠петчеры ничего не понимают в искусстве, и они предпочитают отменить утреннюю электричку, чем порадовать пассажиров разноцветными надпис€ми на вагонах. ¬о второй раз бомбили днем. –иско≠вали еще больше, но все обошлось. –аботали слаженно, и на раскраску ушло около дес€ти минут. «а это врем€ было израсходовано 10 баллончиков краски ћопгапа шести цветов.

ћногим надоел незаконный бомбинг, и они обратились к власт€м с просьбой подогнать ле га€ьныс места, где можно показать свое мастерство и можно делать все, что хочешь. ѕо€вились соответствующие площадки. Ќо стен на всех желающих там, конечно, не хватает... ѕоэтому до сих пор
основна€ масса рисунков по€вл€етс€ незаконно.

Bombers under attack

—ветлым утром 12.11.01 ничего не предвещало ужасного дн€ - дн€ попытки расправы над командой питерско-московских бомберов ¬ќћ¬ SQUAD(¬S). ѕо началу все складывалось замеча≠тельно, а именно после покупки 10 баллонов, несущих смерть чистым стенам, машинам и гр€зным вагонам...

Ќу, как сказать, действовать мы решили не отход€ от кассы. »так, наши участники: Spray B, Scorpion, Crash. ѕосле длительных поисков свободного места перва€ попытка нарисовать быстрый бомб успехов не принесла. ¬се обломал мужик-коммун€га:

- ј вы знаете, сколько стоит очистить квадратный метр гранитной набережной от вашей маз ни?!

- Ќет, откуда нам знать?
-1000 рублей!!!

¬5 (огл€дыва€сь на как минимум метров 100 заспрееной несколькими сло€ми поверхности):

-Ћадно, сваливаем.

ƒалее мы нашли сгоревшую кафешку с девственно чистыми стенами пр€мо на Ќовочеркас≠ском проспекте. » хорошенько ее забили объемной надписью ¬S. ¬есело было прин€то предложе≠ние ехать на Ћадожскую и идти рисовать под мост, тем более это место давно проверенное и мы там рисовали неоднократно. Ќа половине процесса набрасывани€ скетча мен€ застал голос 5согрюп -а:

-ћ≈Ќ“џ!!! —валиваем.
 стати, он сто€л к ним спиной, а они остановились метрах в п€ти от нас. ¬от оно - чудесное
про€вление бомберского чуть€!!!! —обрав меньше чем за одну секунду аккуратно разложенные канны и скетч-буки (конечно, в рюкзак ничего не влезло и, следовательно, € бежал как раненый лось). ѕо≠
началу € не поверил, но, пробежав метров 10 со скоростью близкой к скорости света, € обернулс€ и увидел двоих, гнавшихс€ за добычей. √де-то по пути мой скетч-бук пал смертью храбрых! »так, шле≠па€ по болоту, мы вышли к ж/д пут€м. Ќо как только € остановилс€, чтобы поправить раскиданные в
хаотичном пор€дке каны, € обнаружил сочный тэг ¬ќћ¬ SQUAD красным по черному на кабине ма≠шиниста!!! » увидел еще мужика, вылезающего из этой кабины. » тут началс€ мой самый кошмар≠ный сон. ћы бросились бежать: € и Crash побежали правее, а Scorpion - левее. я увидел перед собой
преп€тствие - на вид небольшую лужу. » когда € наступил туда по инерции, зацепившись об лед и пролетев еще метр, провалилс€ туда по шею, наход€сь в состо€нии полулежа!!! я быстро притопил свой красный бэг и заметил сто€щего р€дом мужика, который искал мен€ своими глазами. ћое
сердце - 200 ударов в минуту, а кровь наполовину из адреналина. ќн мен€ не заметил!!! » побежал за Scorpion-ом. ¬скоре мы встретились у метро (ну и дубово же мне было). Scorpion рассказал, что он бегал по стройке под крики: ЂЁто стройка, а не танц-площадка!ї ¬се-таки убежал!!! ѕредложение
Ђƒавай, пойдем дорисуем!ї энтузиазма не вызвало...

ƒл€ справки:

—т. 214 ”головного кодекса –‘ определ€ет вандализм как осквернение зданий или иных со≠оружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Ётот термин восходит к общему названию древнегерманских племен - вандалов, известных жестокими войнами с –имом. ¬ 455 году вандалы разграбили –им, уничтожив многие пам€тники античной куль≠туры. ƒействи€ вандалов (т.е. бессмысленные разрушени€ культурных и материальных ценностей, совершаемые отдельным человеком или группой лиц) и стали как бы эталоном дл€ характеристики нового состава преступлени€ - вандализма.

 

»з интервью со —тефани Ћемуан и ∆юльен “еррал, авторами Ђ1п 51Ў, ретроспектива уличного искусства с 1975 по наши дниї

- √раффити - это улична€ культура, и на нее все равно смотр€т через призму стереотипов, лю≠ди сразу начинают думать об окраинах, антиискусстве...

-  ак вы объ€сните непризнание граффити культурными институтами?

- —фера современного искусства примет со временем и это направление, но, как это обычно бывает, в какой-то момент все новое должны сначала попрезирать...

 

ќпераци€ Ђчистые стеныї

—ам понимаешь, несанкционированна€ покраска стен стала большим сюрпризом дл€ город≠ских властей. ќни начали разрабатывать и принимать законы, направленные на борьбу с Ђвандализ≠момї, стали строить закрытые депо дл€ поездов. “аким образом, к началу 90-х направление subway агт. практически умерло, но райтеров это не обломало - в каждом городе было достаточно серых стен, ждущих своих героев!

¬ дев€ностые граффитгерам стало сложнее - власти научились боротьс€ с новой напастью, на улицах по€вились специальные пескоструйные машины дл€ очищени€ стен от рисунков. Ѕыли разра≠ботаны специальные очищающие составы, которыми отмывали поезда по ночам, многие дома стали строить с покрытием стен Ђпод шубуї до второго этажа-ну как тут порисуешь!?

»нформационный материал 10

ќпровержение - это логическа€ операци€ по обоснованию ложности или необоснованности тезиса.

—пособы опровержени€:

1. ¬озражение против тезиса:

- указание на факты, пр€мо противоречащие тезису,

- установление ложности или противоречивости следствий тезиса (вывод€тс€ следст≠ви€, противоречащие истине или €вл€ющиес€ абсурдными),

- доказательство антитезиса.

2. ¬озражение против аргументов:

- доказательство ложности аргументов.

3. ¬озражение против демонстрации:

- доказательство ошибки выведени€ тезиса из аргументов,

ѕомните, в дискуссии или рассуждении можно одновременно использовать только один способ, т.е. работать либо с тезисом, либо с аргументами, либо с демонстрацией  
- демонстраци€ услови€, исключающего тезис.

 

«адание 33 (тренировочное упражнение)

33.1.

ќпровергните следующие тезисы с помощью указани€ на факты, пр€мо противоре≠чащие тезису.

ћедведи бывают только бурыми.

” каждой планеты во ¬селенной есть спутники.

ѕерва€ смена в ____________________ занимаетс€ ночью.

название ќ”

 

33.2.

—формулируйте антитезис, который вы будете использовать дл€ опровержени€ следующих тезисов.

 

»нтернет пагубно вли€ет на отечественную культуру.

 

 аждый мужчина должен пройти школу армии.

 

Ћето -лучшее врем€ года.

 

ѕрофессиональное зан€тие спортом способствует укреплению здоровь€.

 

 аждый человек, считающий себ€ образованным, должен владеть английским €зыком.

 

Ћень - двигатель прогресса.

 

 

»нформационный материал 11

—–ј¬Ќ»“≈Ћ№Ќџ… јЌјЋ»«

јнализ - метод исследовани€ €влений и процессов, в основе которого лежит изучение со≠ ставных частей, элементов изучаемой системы.

—интез - соединение в процессе изучени€ различных элементов, сторон объекта или €вле≠ни€ в единое целое (систему).

јнализ и синтез дополн€ют друг друга и осуществл€ютс€ последовательно. —равнение - операци€, заключающа€с€ в нахождении сходства и различи€ между предме≠тами, €влени€ми, событи€ми, лежаща€ в основе суждений о сходстве или различии объек≠тов. ѕри помощи сравнени€ вы€вл€ютс€ количественные и качественные характеристики предметов, признаки, определ€ющие их возможные отношени€.

 

ѕроведение сравнительного анализа

1. ѕоставьте цель анализа

(или убедитесь, что вы правильно пон€ли поставленную перед вами цель, ответив
на вопрос: Ђ«ачем мне нужно сравнить?ї).

2. ќпределите основные пон€ти€.

3. ”бедитесь, что вы можете провести сравнение

(покажите, что пон€ти€, описывающие объекты или €влени€, с которыми вы ра≠ботаете, сравнимы).

4. ќпределите критерии дл€ сравнени€ в соответствии с поставленной целью.

5. ”кажите признаки в соответствии с выбранными вами критери€ми.

6. ѕриведите результаты сравнени€

(укажите сходства и отличи€ объектов по каждому из выбранных вами критериев).

7. —делайте вывод в соответствии с целью вашей работы.

 

«адание 34 (уровень ///, тренировочное упражнение)

 

34.1.

ѕроведите анализ объекта площадка перед входом в ваше образовательное уч≠реждение и ответьте на вопрос, что представл€ет собой этот объект.

 

 


 

¬ывод:

 

 

34.2.

–еб€та из кружка Ђ‘лораї собираютс€ выращивать редкие сорта цветов в открытом грунте.

Ќа основе анализа сделайте вывод о том, могут ли они реализовать свой замысел в пределах площадки перед входом в ________________. ≈сли да, то в какой ее части?

 ритерий ѕризнаки объекта
   
   
   

 

¬ывод:

 

 

34.3.

ћногие преподаватели и некоторые обучающиес€ приезжают на работу на машинах и нуждаютс€ в удобной сто€нке.

Ќа основе анализа сделайте вывод, может ли сто€нка быть организована в преде≠лах площадки перед входом в _____________. ≈сли да, то в какой ее части?

 ритерий ѕризнаки объекта
   
   
   

 

¬ывод:

 

34.4.

ќбсудите в группе, как вы выполн€ли задание. „ем похожи задани€ 34.1, 34.2 и 34.3, в чем их различие? ѕоделитесь своими наблюдени€ми с одногруппниками.

 

«адание 35 (тренировочное упражнение)

 

«апишите в левом столбце черты сходства предметов (€влений), обозначенных ка≠ждой парой пон€тий, а в правом - отличи€.

ѕри необходимости обращайтесь к словарю.

 

 

„ертеж-рисунок

 

 


”пр€мство-настойчивость

 

»нициатива-активность

 

 

ћашина-механизм

 

 

«адание 36 (уровень тренировочное упражнение)

¬ыпишите из списка пон€тий пары, которые могут быть подвергнуты сравнению.

Ѕудьте готовы устно обосновать свое решение.

верблюд банан калории отдушина автомобиль сантиметр электродвигатель окно

 

«адание 37 (уровень //)

»зучите предложенные источники, отобрав необходимую вам информацию.

—равните ремесла средневекового ѕарижа, самосто€тельно сформулировав критерии дл€ сравнени€. «аполните таблицу. —делайте вывод о том, к какому ремеслу в средневековом ѕариже предъ€вл€лись более суровые требовани€, и аргументируйте вывод на основе заполненной вами таблицы.

÷ель:
–емесло - это мелкое, преимущественно ручное производство товаров, требующее значи≠тельного мастерства.
—уровые требовани€ - это

 

 ритерии –емесла
 узнецы ѕортные »зготовители растительного масла
“ребовани€ к выполнению работ      
”слови€, дающие право (разрешение) на зан€тие ремеслом      
Ќаличие цеховой организации      
„исло учеников и подмастерьев и срок обучени€ учеников      

¬ывод: наиболее суровые требовани€ примен€лись к________________________
јргументы:

1.

 

2.

 

3.

 

 

–емесло в ѕариже в середине XIII в.

√ородской ремесленник был, прежде всего, профессионалом - кузнецом, бочаром, ткачом, суконщиком. ƒаже такие исконно кресть€нские дела, как выпечка хлеба или приго≠товление пива, становились в городе обособившимис€ професси€ми. ѕриобретение этой профессии требовало долгих лет обучени€, и ремесленник, прежде чем стать самосто€тель≠ным, должен был пройти обучение у опытного мастера. ѕосле окончани€ обучени€ требова≠лось еще проработать года три-четыре подмастерьем и лишь после этого приступать к само≠сто€тельному делу.

Ќаиболее развитыми в крупнейшем из западноевропейских городов ѕариже были профессии, св€занные с нуждами населени€: сапожники, портные, пекари, скорн€ки, брадо≠бреи, носильщики. „ем дальше, тем ремесленна€ де€тельность становилась все более раз≠ветвленной. ѕо€вл€ютс€ новые профессии. ќдни выдел€ютс€ из старых (стол€ры - от плот≠ников), другие выступают в результате освоени€ новых форм де€тельности (подобно книго≠печатанию с XV в.), третьи создаютс€ в процессе усложнени€ производства, как это было в
суконном и строительном деле.

√ородской ремесленник был мастером своего дела и художником одновременно -так велико было его мастерство. √отические соборы и великолепные ратуши воздвигнуты городскими ремесленными мастерами. »здели€ из материала, драгоценных камней, ору≠жие и даже проста€ домашн€€ утварь поражают совершенством исполнени€ и в наши дни.

ћежду тем инструмент средневекового мастера был несложным, а мастерска€, в ко≠торой он работал сам со своим немногочисленными помощниками - учеником, одним-двум€ подмастерь€ми, -так мала, что вполне умещалась в пределах нижнего этажа дома, в котором жил сам ее владелец. –емесленный мастер работал в одиночку, изолированно от своих собратьев по ремеслу. ќн изготовл€л в своей мастерской все изделие целиком, от на≠чала до конца.

»в то же врем€ городские ремесленники не были абсолютно разобщены. ¬ пределах каждой профессии они объедин€лись в основные организации, так называемые цехи. ÷ех вникал во все стороны жизни средневекового ремесленника, который только как член цеха мог также участвовать и в жизни своего города.

÷ех должен был прежде всего обеспечить городским мастерам их преимущественное право заниматьс€ тем или иным ремеслом - оградить их от конкуренции нецеховых ремес≠ленников. “ребовани€ цехов диктовались суровой жизненной необходимостью. ¬ ту дале≠кую эпоху, когда потребител€ми ремесленных изделий были в основном жители самого го≠рода и ближайшей округи, не только по€вление чужаков, но и расширение размеров мас≠терской и выпуска продукции кем-нибудь из мастеров могло т€жело отразитьс€ на положе≠нии их собратьев по цеху, Ђлишить их пропитани€ї, поэтому важной задачей цеха был над≠зор за тем, чтобы все мастера соблюдали требовани€ относительно допустимых размеров мастерской, количества изготавливаемых изделий, их качества и условий продажи.

÷ех устанавливал строгий контроль за соблюдением установленных производствен≠ных правил.

 нига ремесел и торговли города ѕарижа

(фрагменты) ќ кузнецах и изготовител€х буравов, крючков и шлемов, о кузнецах-ножовщиках

Ќикто не может быть в ѕариже ножовщиком, если не купит ремесла у корол€, а про≠дает его от имени корол€ главный королевский кузнец, которому король его дал; продает так, как ему угодно, одному дороже, другому дешевле до 5 су; эти 5 су он не может превы≠шать.  ак только ножовщик купил право заниматьс€ ремеслом у того, кто заведует этим ре≠меслом от имени корол€, он должен покл€стьс€ на св€тых, что будет хорошо и честно относитьс€ к ремеслу по обыча€м и кутюмам, которые таковы: никто из ножовщиков не может
одновременно иметь более двух учеников и не может брать их менее, чем на шесть лет обу≠чени€, но на больший срок может брать и за деньги, если может получить (...), не может ра≠ботать в праздничные дни, когда весь город празднует, ни ночью над издели€ми, которые относ€тс€ к ремеслу ножовщика, так как ночное освещение недостаточно дл€ этого ремесла (...), не должен работать в м€соед после звона к вечерне, ни в пост после звонка к повече≠рию (...), не должен переманивать от других ученика, или подмастерь€, сам ли, или через
другого, прежде чем те закончат свою службу.
ќ портных плать€

 аждый, кто хочет быть парижским портным плать€, может им быть свободно, лишь бы знал ремесло и имел средства. ѕортные плать€ могут иметь и держать столько подмас≠терьев и столько учеников, сколько хот€т, и на такой срок и за такие деньги, какие они могут иметь.
ќб изготовител€х растительного масла

 аждый, кто хочет быть в ѕариже изготовителем растительного масла, может им быть, лишь бы знал ремесло и имел средства.  аждый парижский изготовитель растительно≠го масла может изготовл€ть масло из оливок, миндал€, орехов, конопли, мака.  аждый па≠рижский изготовитель масла может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет, и на такое врем€, на какое захочет, и может работать днем и ночью вс€кий раз, как пожела≠ет. Ќикто из парижских изготовителей масла не должен никаких кутюмов с орехов и с коно≠пли, которые он покупает и продает в ѕариже оптом и в розницу, в любом размере, каким бы образом он ни привез в ѕариж - по земле или по воде; они свободны от этого по причи≠не того, что плат€т кутюму за масло. Ќикто из парижских изготовителей масла и никто другой не может и не должен покупать масло у чужака, если оно не измерено прис€жными, кото≠рые установлены дл€ хорошего и честного измерени€ под их кл€твой как дл€ продавца, так и дл€ покупател€, как дл€ чужаков, так и дл€ своих; но они (покупатель и продавец) могут по своей доброй воле договоритьс€, чтобы масло не было измерено...

 

3  утюмы-в феодальной ‘ранции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов
ит.д.

 

—одержание

 омпетенции в сфере работы с информацией........................................................................ 4

“ема 1. ѕќ»—  »Ќ‘ќ–ћј÷»»

“ема 2. »«¬Ћ≈„≈Ќ»≈ » ѕ≈–¬»„Ќјя ќЅ–јЅќ“ ј »Ќ‘ќ–ћј÷»»....................................... 26

“ема 3. ќЅ–јЅќ“ ј »Ќ‘ќ–ћј÷»»........................................................................................... 51

 

”чебное издание,

√олуб √алина Ѕорисовна,

канд. ист. наук, директор јЌќ ЂЋаборатори€ модернизации образовательных ресурсовї

ѕерелыгина ≈катерина јлександровна,

руководитель проектов јЌќ ЂЋаборатори€ модернизации
образовательных ресурсовї

¬ведение в профессию: общие компетенции профессионала

–аздел!

 ќћѕ≈“≈Ќ÷»». -....' ¬ —‘≈–≈ –јЅќ“џ — »Ќ‘ќ–ћј÷»≈…

–абоча€ тетрадь

ѕодписано в печать 18. 05. 2011.

‘ормат 60 х 84/16. Ѕумага листова€ дл€ офисной техники. ќтпечатано на ризографе. ”сл.-печ.л 8,83. “ираж 100 экз.

»зд-во ÷ѕќ

443020, г. —амара, ул. ¬. ¬ысоцкого, 10 “ел. (846): 332-22-55

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 11369 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

499 - | 520 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.35 с.