Природа уголовного процесса в правовом государстве такова, что он обязательно должен основываться на независимости суда, состязательности сторон и равенстве прав участников уголовного судопроизводства. Причем эти права могут быть реализованы не иначе, как в рамках предусмотренных законом правоотношений.
Обозначение лиц, участвующих в производстве по уголовным делам общим для всех термином «участники уголовного судопроизводства», потребовалось для того, чтобы подчеркнуть причастность каждого из них к одной и той же специфической деятельности, именуемой уголовным процессом. Характер, цели и продолжительность участия каждого из них в производстве по уголовным делам разнятся, причем существенно, что предопределило необходимость их группировки не только в теории науки, но и в действующем уголовно-процессуальном законе.
На должностных лицах и государственных органах ведущих уголовный процесс лежит обязанность, разъяснять всем иным участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и, что немаловажно – они же должны обеспечивать возможность пользоваться ими. С этой целью, уголовно-процессуальным правоотношениям придается предусмотренная законом форма, которую, как и сами правоотношения, принято называть процессуальной. Сложность, четкость и подробность уголовно-процессуальной формы обусловлена потребностью существования законодательных гарантий, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека в уголовном процессе, и, как следствие, законность и обоснованность процессуальных действий и принимаемых решений.
Обстоятельное изучение процессуальных функций и круга полномочий, которыми обладают участники уголовного судопроизводства, призвано способствовать приобретению каждым юристом, необходимых ему качеств, навыков и компетенций. В их числе:
· знание того, что участниками уголовного судопроизводства, являются суд, органы государства, представляющие их должностные лица, юридические лица и граждане, как носители определенных прав и обязанностей;
· понимание того, что классификация участников уголовного судопроизводства должна происходить с учетом выполняемой каждым из них, процессуальной функции;
· умение распознавать и принимать во внимание процессуальные гарантии, т. е. правовые средства, призванные создавать всем участникам уголовного судопроизводства благоприятные условия для реализации их прав и исполнения обязанностей;
· знание круга полномочий суда, его возможного состава и порядок определения подсудности уголовных дел;
· знание круга полномочий каждого участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения;
· знание круга полномочий каждого участника уголовного судопроизводства со стороны защиты;
· знание круга полномочий иных участников уголовного судопроизводства;
· знание обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу.
1. Участники уголовного судопроизводства: понятие, классификация, процессуальная форма и гарантии их деятельности
Природа уголовного процесса в правовом государстве такова, что он обязательно должен основываться на независимости суда, состязательности сторон и равенстве прав участников уголовного судопроизводства. Причем эти права могут быть реализованы не иначе, как в рамках предусмотренных законом правоотношений.
Прежде чем охарактеризовать процессуальное положение каждого участника уголовного судопроизводства, необходимо выяснить, что же представляет собой вся их совокупность. Нормативные положения действующего законодательства свидетельствуют о том, что участниками уголовного судопроизводства, являются суд, органы государства, представляющие их должностные лица, юридические лица и граждане, как носители определенных прав и обязанностей.
Их процессуальные полномочия регламентированы в Разделе II УПК РФ.
Обозначение лиц, участвующих в производстве по уголовным делам общим для всех термином «участники уголовного судопроизводства», потребовалось для того, чтобы подчеркнуть причастность каждого из них к одной и той же специфической деятельности, именуемой уголовным процессом. Характер, цели и продолжительность участия каждого из них в производстве по уголовным делам разнятся, причем существенно, что и предопределило необходимость их группировки не только в теории науки, но и в действующем уголовно-процессуальном законе.
Так, в УПК РФ определен статус более чем двух десятков участников уголовного судопроизводства. Причем все они объединены в следующие четыре группы, которыми представлена их законодательная классификация:
1 группа: суд – в единственном числе;
2 группа: сторона обвинения, которая представлена девятью участниками уголовного судопроизводства (в т.ч. прокурор; следователь; начальник следственного отдела; орган дознания; дознаватель; потерпевший; частный обвинитель; гражданский истец; представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);
3 группа: сторона защиты, представленная шестью участниками уголовного судопроизводства (среди них: подозреваемый; обвиняемый; законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; защитник; гражданский ответчик; представитель гражданского ответчика);
4 группа: иные участники уголовного судопроизводства. Их пять (в т.ч. свидетель; эксперт; специалист; переводчик; понятой).
Из приведенной классификации видно, что в ее основу положены три процессуальные функции: обвинение; защита и разрешение дела по существу. Именно в них заложен тот специфический смысл деятельности участников уголовного судопроизводства, который является основанием для отнесения уголовного процесса к тому или иному типу. Природа же уголовного судопроизводства такова, что она предполагает независимое осуществление каждой перечисленной функции в рамках единой деятельности, т.е. чтобы каждая из них была отделена от других, являлась автономной.
Из этого следует, что характер деятельности участников уголовного судопроизводства, обусловленный их процессуальным статусом или целью участия в деле, есть не что иное, как процессуальная функция.
Уголовно-процессуальная деятельность урегулирована нормами соответствующей отрасли российского права и осуществляется посредством реализации прав и обязанностей каждым ее субъектом. Иначе говоря, они вступают между собой в правоотношения, особенностью которых является то, что их непременным участником обязательно выступает орган государства или компетентное должностное лицо, наделенное властными полномочиями. Принимаемые ими решения имеют обязательное значение для других участников уголовного судопроизводства, реализующих предоставленные им права исключительно для защиты личных или представляемых интересов, либо в целях оказания содействия другим участникам этой деятельности.
На должностных лицах и государственных органах ведущих уголовный процесс лежит обязанность, разъяснять всем иным участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и, что немаловажно – они же должны обеспечивать возможность пользоваться ими. Таким образом, уголовно-процессуальным правоотношениям придается предусмотренная законом форма, которую, как и сами правоотношения, принято называть процессуальной.
Процессуальной формой в теории российского уголовного процесса считается основанный на разделении процессуальных функций, порядок досудебного и судебного производства по уголовным делам, призванный обеспечивать надлежащее применение норм уголовного закона. Такая форма выражена посредством четкой и последовательной нормативно-правовой регламентации всех без исключения процессуальных действий. Как правило, она содержит указания на цель и последовательность осуществления того или иного действия, способы фиксации его хода и результатов, а главное – на круг его возможных участников и права, которыми они располагают при его осуществлении.
Сложность, четкость и подробность уголовно-процессуальной формы обусловлена потребностью существования законодательных гарантий, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека в уголовном процессе, и, как следствие, законность и обоснованность процессуальных действий и принимаемых решений.
Благодаря научным исследованиям и регулярному обновлению норм уголовно-процессуального законодательства, институт процессуальной формы прошел очередной этап своего поступательного развития. Свидетельством этому является тот факт, что в УПК РФ теперь имеется два больших перечня бланков процессуальных документов, которыми, в сущности, предопределена не только форма, но и содержание материалов уголовного дела. Они разработаны таким образом, что после заполнения, каждый из них даст возможность судить о том, все ли предъявляемые законом требования к процессуальной форме были соблюдены при осуществлении того или иного процессуального действия. Напрашивается вывод: процессуальная форма должна рассматриваться не иначе, как законодательная гарантия законности деятельности участников уголовного судопроизводства.
Теперь, важно понять, что правовая гарантия, в единственном числе мало, что дает уголовному судопроизводству. Но если таких гарантий необходимое множество, которое приведено законодателем в определенную систему, а сами гарантии адресуются всем заинтересованным в их существовании участникам уголовного процесса, то в результате, их деятельность приобретает характерную специфику, позволяющую судить об уровне гуманности и демократичности уголовного судопроизводства, и, соответственно, о его типе (форме). Например, право обвиняемого на защиту, гарантировано сразу несколькими законодательными положениями:
1) обязательным разъяснением ему этого права;
2) созданием возможности пользоваться этим правом на всем протяжении
уголовного процесса (в т.ч. на безвозмездной основе);
3) предоставлением права выбора защитника по усмотрению самого обвиняемого.
Таким образом, под процессуальными гарантиями следует понимать совокупность правовых средств, закрепленных в нормах уголовно-процессуального закона, которые призваны создавать всем участникам уголовного судопроизводства благоприятные условия для реализации их прав и исполнения обязанностей.
Завершая рассмотрение этого вопроса, следует еще раз напомнить, что соблюдение прав личности в сфере уголовного судопроизводства, гарантировано Конституцией РФ. Ее положения, развиваются и конкретизируются в отраслевом законодательстве, которое, в свою очередь содержит систему процессуальных гарантий, обеспечивающих фактическую реализацию прав участников уголовного судопроизводства на всех его стадиях.
Таковы понятие, классификация, процессуальная форма и гарантии законности деятельности участников уголовного судопроизводства.