Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 раткий философский словарь




јбсолют Ц философское пон€тие, обозначающее бесконечную духовную первооснову вселенной, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

јбстракци€ Ц результат процесса отвлечени€, мысленного выделени€ какой-либо стороны, аспекта и отбрасывани€, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследовани€.

јгностицизм Ц это учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познани€ сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

јксиологи€ Ц философское учение о ценност€х, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.

јкциденци€ (от лат. accidentia Ц случайность) Ц философский термин, обозначающий свойство, принадлежащее предмету, но несущественное.

јльтруизм (от лат. alter Ц другой) Ц принцип поведени€ и этическое учение, основанные на ценности бескорыстного принесени€ блага другому человеку.

јнализ и синтез Ц процесс мысленного расчленени€ целого на части и создани€ целого из частей.

јналоги€ (от греч. analogia Ц соотношение, соразмерность, соответствие) Ц сходство различных предметов по определенным параметрам; один из вспомогательных методов познани€. –ассуждение по аналогии предполагает наличие модели (более исследованного объекта), характеристики которой соответствуют по определенным параметрам характеристикам менее изученного объекта.

јнархизм (от греч.anarhia Ц безначалие, безвластие) Ц общественно-политическое течение, усматривающее коренную причину всех видов социального угнетени€ в государственной власти. јнархизм провозглашает своей целью освобождение личности, предоставление ей неограниченных возможностей дл€ самовыражени€ и самореализации.

јнтропологи€ философска€ (от греч. anthropos Ц человек, logos Ц учение) Ц философское учение о человеке, результат синтеза философских, конкретно-научных, а иногда и религиозных идей.

јприорные категории (от лат. a priori Ц предшествующий) Ц пон€ти€, предшествующие опыту и независимые от него.

јтеизм (от греч. a Ц отрицательна€ частица, teos Ц бог, т.е. безбожие) Ц система убеждений, отрицающа€ реальность Ѕога, отвергающа€ религию.

јтрибут (от лат. attribuo Ц придаю, надел€ю) Ц неотъемлемое свойство, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслитьс€.

Ѕогочеловечество Ц пон€тие христианского мировоззрени€, выражающее единство в »исусе ’ристе двух природ Ц божественной и человеческой. ¬ философской интерпретации ¬л.—. —оловьева, общественна€ истори€ с момента возникновени€ христианства приобретает новый смысл: она становитс€ богочеловеческой. Ѕогочеловечество есть распространение христианской нравственности на все сферы общественных отношений: на политику, экономику и т.д. —огласно —оловьеву, общество должно стать Ђорганизованной нравственностьюї.

Ѕытие Ц философска€ категори€, обозначающа€ существование, действительность, реальность.

¬ерификации принцип (от лат. verus Ц истинный и facio Ц делаю) означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности.

¬еро€тность Ц это количественна€ мера возможности, она определ€ет степень близости возможности к ее осуществлению.

¬ласть Ц форма воздействи€ человека на окружающее, предполагающа€ целенаправленное осуществление своей воли вопреки сопротивлению. ¬ласть обычно св€зывают с отношени€ми господства-подчинени€, с принуждением, насилием.

¬озможность и действительность. ѕод действительностью понимаетс€ весь объективно существующий мир; в узком смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное врем€ и в определенных услови€х. ѕод возможностью понимают то, тенденции возникновени€ и развити€ чего уже имеютс€ в действительности, но что еще не стало наличным бытием. ƒействительность Ц это актуальное бытие, а возможность Ц это потенциальное бытие.

¬олюнтаризм (от лат. voluntas Ц вол€) Ц направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала быти€.

¬сеединство Ц одно из центральных пон€тий р€да философских систем, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. ѕон€тие всеединства основано на древней идее о том, что Ђвсе существует во всемї. ” русского философа ¬л.—. —оловьева всеединство трактуетс€ как единство истины, добра и красоты.

√едонизм (от греч. hedone Ц наслаждение) Ц этическое учение, основывающеес€ на ценности наслаждени€.

√ерменевтика (от греч. hermeneutikos Ц разъ€сн€ющий, толкующий) Ц искусство и теори€ истолковани€ текстов, одно из основных направлений в современной философии.

√илозоизм (от греч. hyle и zoe Ц вещество, матери€ и жизнь) Ц учение признающее Ђжизньї неотъемлемым свойством материи во всех ее про€влени€х.

√ипотеза Ц научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью.

√носеологи€ (от греч. gnosis Ц познание и logos Ц учение) или теори€ познани€ Ц это раздел философии, в котором рассматриваютс€ вопросы о сущности познани€, о пут€х постижени€ истины, ее основах и критери€х.

√уманизм (от лат. humanus Ц человеческий, человечный) мировоззренческое течение возникшее в эпоху ¬озрождени€, рассматривающее человека в качестве самосто€тельной ценности, вера в безграничность познавательных, творческих способностей человека, в развитие человеческой личности.

ƒвижение Ц изменение вообще, форма существовани€ материи.

ƒедукци€ (от лат. deduction Ц выведение) Ц логический путь от общего к частному, процесс логического вывода от исходных предположений-посылок к их следстви€м.

ƒеизм Ц учение, согласно которому Ѕог создал мир, дал ему движение и далее мир развиваетс€ по естественным законам.

ƒетерминизм Ц это учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических €влений. √лавным в детерминизме €вл€етс€ вопрос о причинной обусловленности.

ƒиалектика Ц это учение и метод мышлени€, опирающийс€ на принцип развити€ и принцип всеобщей взаимосв€зи в природе, обществе и человеческом мышлении.

ƒогматизм Ц некритический тип мышлени€, оперирующий неизменными пон€ти€ми без учета конкретных условий, места и времени.

ƒуализм (от лат. dualis Ц двойственный) Ц философское учение, исход€щее из признани€ двух независимых и равноправных начал (субстанций).

≈диничное и общее. ≈диничное Ц это отдельный предмет, €вление, процесс, отличающийс€ по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных предметов, €влений, процессов. ќбщее Ц это объективно существующее сходство свойств, сторон, организации предметов, €влений, процессов действительности.

«акон Ц существенна€, повтор€юща€с€ и устойчива€ св€зь €влений, обусловливающа€ их упор€доченное изменение.

«нак Ц чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной де€тельности человека представл€ет (репрезентирует) другой отличный от него предмет.

«начение Ц есть функци€ знака представл€ть, а также выражать содержание, как правило, отличное от его собственной определенности; это - отношение знака к обозначаемому предмету.

«олотое правило нравственности Ц одно из главных моральных требований, задающее принцип поведени€ по отношению к другим люд€м: (не) поступай с другими так, как бы (не) хотел, чтобы они поступали с тобой.

»деализм Ц направление в философии, считающее духовное, идеальное начало первоосновой мира. ќбъективный идеализм признает реально существующим и первичным сознание, существующее вне человека, божественное сознание, духовный јбсолют. —убъективный идеализм признает первичность сознани€ человека и рассматривает мир как совокупность ощущений и воспри€тий субъекта.

»мманентное (от лат. immanens Ц пребывающий в чем-то, свойственный чему-либо) Ц внутренне присущее предмету, €влению или процессу свойство.

»ндетерминизм Ц учение о том, что имеютс€ состо€ни€ и событи€, которые не имеют причины или их причина не может быть указана.

»ндукци€ (от лат. induction Ц наведение) Ц метод исследовани€, суть которого в восхождении познани€ от частных, единичных фактов к общим выводам.

»нтенци€ (от лат. intention Ц стремление) Ц направленность сознани€, мышлени€ на какой-либо предмет.

»нтерпретаци€ (от лат. interpretation Ц истолкование, объ€снение) в математической логике, философии и методологии науки интерпретаци€ Ц приписывание значений (смыслов) элементам теории (выражени€м, теори€м, символам и т.д.); в герменевтике интерпретаци€ Ц истолкование текстов, вы€вление или реконструирование их смыслового содержани€.

»нтроспекци€ (от лат. into Ц внутрь, spectare Ц смотреть) Ц самонаблюдение человеком за собственной внутренней осознанной жизнью.

»нтуици€ (от лат. intuition Ц созерцание) Ц способность постижени€ истины путем непосредственного ее усмотрени€ без обращени€ к логическим аргументам.

»нформаци€: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведени€; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщени€; 4) передача, основа св€зи и управлени€ в живой природе и машинах.

»ррационализм Ц учение, согласно которому все в мире €вл€етс€ неповторимым, единичным, случайным, следовательно, мир непознаваем с помощью пон€тийного мышлени€, логики, науки. ¬ качестве источника познани€ иррационалисты признают мистическую интуицию, озарение, откровение, мистический экстаз и т.д.

»стина Ц это знание соответствующее действительности.

 оличество Ц это совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.  оличество можно представить как степень развити€ данного качества.

 омпаративистика (от лат. comparativus Ц сравнительный) Ц метод исследовани€, позвол€ющий на основе сравнени€ вы€вить общее и особенное в различных социокультурных системах.

 онцептуализм (от лат. conceptus Цмысль, пон€тие) Ц одна из основных точек зрени€ в решении проблемы общих пон€тий.  онцептуализм признает реальность общего в уме, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объедин€ет их в пон€ти€ ума.

 реационизм (от лат. creation Ц создание) Ц учение о сотворении мира Ѕогом.

Ћогика Ц наука о формах и приемах рационального мышлени€, устанавливающа€ правила рассуждени€.

ћатериализм (от лат. materialis Ц вещественный) Ц философское направление признающее первичность материи, природы, объективной реальности и рассматривающее сознание как свойство материи.

ћатери€ Ц объективна€ реальность, существующа€ независимо от человеческого сознани€ и отображаема€ им в ощущени€х.

ћетафизика (от греч. ta meta ta physica Ц то, что идет после физики) Ц термин, который ввел јндроник –одосский дл€ названи€ тех произведений јристотел€, которые сам автор назвал Ђпервой философиейї, т.е. наукой изучающей первые начала и причины быти€, недоступные дл€ чувственного понимани€. ѕозднее слово метафизика использовалось как синоним онтологии или философии. “акже, термин метафизика примен€етс€ дл€ обозначени€ антидиалектического метода мышлени€, результата односторонности, абсолютизации какого-либо момента в составе целого.

ћетод Ц система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоватьс€ в процессе познани€.

ћеханицизм Ц методологический редукционизм, объ€сн€ющий многообразие форм движени€ механическими законами.

ћировоззрение Ц это система знаний, принципов, идеалов, убеждений, ценностей определ€ющих как наиболее общее понимание мира и отношение человека миру, так и его жизненную позицию, жизненную программу де€тельности.

ћоделирование Ц метод научного познани€, сущность которого заключаетс€ в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта на его модели, а знани€, полученные при изучении модели, перенос€тс€ на объект-оригинал по аналогии.

ћодель Ц мысленно представл€ема€ или материально реализованна€ система, котора€, отобража€ или воспроизвод€ объект исследовани€, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

ћонизм Ц философское учение, исход€щее из признани€ одной субстанции быти€.

ћышление Ц высша€ ступень познани€ и идеального освоени€ мира в формах теорий, идей, целей человека.

Ќаблюдение Ц познавательна€ де€тельность, св€занна€ с преднамеренным и целенаправленным воспри€тием предметов и €влений внешнего мира.

Ќатурализм (от лат. naturalis Ц естественный, созданный природой) Ц философско-мировоззренческа€ установка, предполагающа€ объ€снение природы исход€ из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней (трансцендентного) начала.

Ќатурфилософи€ Ц философи€ природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ќатурфилософи€ опираетс€ на пон€ти€, выработанные естествознанием.

Ќаука Ц это динамическа€ система объективно-достоверных знаний о существенных св€з€х действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной де€тельности и превращаемых благодар€ их применению в непосредственную практическую силу.

Ќационализм Ц идеологи€ и политика, заключающиес€ в проповеди национальной обособленности и исключительности, недовери€ к другим наци€м, в разжигании межнациональной вражды.

Ќаци€ Ц исторически устойчива€ общность людей, сложивша€с€ на основе общности €зыка, территории, экономической жизни, а также общности форм материальной и духовной культуры.

Ќеобходимость и случайность. Ќеобходимость Ц то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. —лучайность же Ц то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных св€зей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Ќигилизм (от лат. nihil Ц ничто) Ц отрицание идеалов и ценностей духовного пор€дка, отрицание культуры.

Ќоминализм (от лат.nomen, nominis Ц им€) Ц одно главных из направлений средневековой философии в решении проблемы универсалий (общих пон€тий), согласно которому реально существуют только единичные вещи, а общее Ц это лишь им€, название единичных вещей.

Ќоосфера Ц сфера взаимодействи€ природы и общества, в пределах которой целенаправленна€ человеческа€ де€тельность становитс€ главным, определ€ющим фактором.

ќбъ€снение Ц это функци€ научного познани€, раскрытие сущности изучаемого объекта путем вы€влени€ законов, которым подчин€етс€ данный объект. ¬ герменевтике объ€снение как метод познани€, примен€емый в Ђнауках о природеї противопоставл€етс€ пониманию Ц методу Ђнаук о духеї.

ќнтологи€ (от греч. ontos Ц бытие, logos Ц учение) Ц один из основных разделов философии, учение о бытии как таковом, независимом от его частных разновидностей.

ќтражение Ц свойство материальных систем в процессе взаимодействи€ воспроизводить особенности других систем. ќтражение св€зано с передачей вещества и энергии, но главное состоит в воспроизведении одним €влением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

ќтчуждение. ¬ марксизме отчуждение понимаетс€ как объективное превращение человеческой де€тельности и ее результатов в самосто€тельную силу, враждебную человеку и подчин€ющую его. ¬ современной западной философии отчуждение Ц это чувство отчужденности по отношению к своей де€тельности, ее результатам, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом, враждебном мире, одиночество. ќтчуждение понимаетс€ как разрыв индивида с социальной жизнью, нарастающий по мере исторического развити€ человечества.

ѕантеизм (от греч. pan Ц все, teos Ц бог) Ц учение, согласно которому Ѕог и природа Ц это единое целое.

ѕарадигма (от греч. paradeigma Ц пример, образец) Ц это, во-первых, строго научна€ теори€, воплощенна€ в системе пон€тий, выражающих существенные черты действительности, во-вторых, признанные всеми научные достижени€, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. ѕон€тие Ђпарадигмаї ввел в научный оборот “.  ун в книге Ђ—труктура научных революцийї.

ѕатристика (от лат. pater Ц отец) Ц совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VII вв., которых прин€то называть Ђсв€тыми отцами (и учител€ми) церквиї.

ѕонимание Ц центральна€ категори€ философской герменевтики; определ€етс€ дво€ко: как поиск и вы€вление или как приписывание смысла.

ѕон€тие Ц мысль, котора€ выдел€ет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указани€ на их общий и отличительный признак.

ѕрактика Ц целенаправленна€, предметно-чувственна€ де€тельность человека по преобразованию материальных систем.

ѕричинна€ св€зь Ц это св€зь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.

ѕровиденциализм (от лат. providential Ц провидение) Ц истолкование исторического процесса как осуществлени€ замысла Ѕога. “ермин Ђпровиденциализмї часто употребл€етс€ в более широком смысле, когда любые изменени€ рассматриваютс€ как заранее предустановленные и определенные неким Ђзамысломї или Ђволей провидени€ї.

–азвитие Ц это качественные необратимые и направленные изменени€ системы; это движение, направленное от простого к сложному, от низшего к высшему.

–ационализм (от лат. rationalis Ц разумный). 1. –ационализм Ц это учение и мировоззренческа€ позици€, согласно которой в мире существуют устойчивые, воспроизводимые элементы и св€зи между ними, благодар€ чему возможно его познание и разумное преобразование. ћировоззренческий рационализм противостоит иррационализму. 2. –ационализм Ц это направление в гносеологии, признающее разум единственным источником познани€. –ационализм исходит из того, что в нашем сознании существует априорное знание, т.е. знание, которое нельз€ вывести из опыта. √носеологический рационализм противостоит эмпиризму и сенсуализму.

–еволюци€ Ц в широком смысле переход от одного качественного состо€ни€ к другому в результате накоплени€ количественных изменений. –еволюци€ отличаетс€ от эволюции бурным характером про€вление перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы. –азличают социальную и научно-техническую революции.

–едукционизм (от лат. reduction Ц возвращение к прежнему состо€нию) Ц методологическа€ установка на сведение сложного к более простому, попытка объ€снить сложные форму материи на основе свойств и закономерностей более простых форм.

–ел€тивизм Ц методологический принцип, состо€щий в абсолютизации относительности и условности содержани€ познани€. –ел€тивизм проистекает из одностороннего подчеркивани€ изменчивости действительности и отрицани€ относительной устойчивости вещей и €влений.

–ефлекси€ (от лат. reflexio Ц отражение, обращение назад) Ц принцип научного и философского мышлени€, обращение мышлени€ на себ€, к своим истокам, предпосылкам, формам.

—акральное (от лат. sacrum Ц св€щенное) Ц св€щенное, противопоставленное мирскому, посюстороннему, сотворенному миру. —акрализаци€ Ц наделение предметов, объектов, процессов св€щенным смыслом, св€занным с особым про€влением Ѕожественной воли.

—амосознание Ц познание и оценка человеком самого себ€ как мысл€щего, чувствующего и де€тельного субъекта.

—вобода Ц состо€ние самоопределени€ субъекта, выбирающего, опира€сь на собственный дух, цели и средства своей де€тельности и выступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца.

—енсуализм (от лат. sensus Ц воспри€тие, чувство, ощущение) Ц направление в гносеологии, согласно которому единственным источником достоверных знаний €вл€ютс€ ощущени€. —енсуализм об€зательный компонент эмпиризма.

—истема Ц упор€доченное определенным образом множество элементов, взаимосв€занных между собой и образующих некоторое целостное единство.

—кептицизм Ц направление, представители которого высказывают сомнение в возможности познать мир, либо в достоверности полученных знаний.

—оборность Ц один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей и универсальной. —оборность сложное пон€тие, оно не св€зано с численностью объединившихс€ людей, речь идет о способе объединени€. ¬ философии русского слав€нофильства пон€тие соборность разрабатывалось ј.—. ’ом€ковым, он понимал соборность как объединение верующих в любви и истине.

—олипсизм (лат.solus Ц единственный, ipse Ц сам) Ц крайне субъективно Ц идеалистическое направление, согласно которому в действительности существует только данный субъект, я, а весь остальной мир лишь продукт де€тельности этого индивидуального сознани€.

—офистика Ц это сознательное использование дл€ обосновани€ и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выгл€д€т как правильные, а по существу €вл€ютс€ заведомо ложными.

—оциальна€ философи€ Ц раздел философии изучающий общество как целостную систему, законы, движущие силы, цель и смысл истории, перспективы человеческого общества.

—труктура Ц это совокупность устойчивых отношений и св€зей между элементами системы.

—убстанци€ (от лат. substantia Ц сущность, существо, суть) Ц первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

—убъект и объект. ¬ теории познани€ субъект Ц это источник познавательной активности, объект Ц это то, на что направлена познавательна€ активность субъекта.

—ущее Ц категори€ онтологии, обозначающа€: 1. —овокупность многообразных про€влений быти€. 2. Ћюбую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию. 3. ќнтологический абсолют.

—уществование Ц категори€ онтологии дл€ обозначени€ быти€, возникающего из сущности, наличного быти€ вещей.

—ущность и €вление. —ущность Ц это внутренн€€, глубинна€, скрыта€, относительно устойчива€ сторона того или иного предмета, €влени€, процесса, определ€юща€ его природу, совокупность черт и другие характеристики. явление Ц это внешнее обнаружение сущности.

—холастика (от лат. scholastica, schole Ц учена€ беседа, школа) Ц средневекова€ латинска€ теологическа€ философи€ IX-XV вв.

“ворчество Ц де€тельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создаетс€ новое, никогда ранее не существовавшее.

“еодице€ (от греч. theos Ц бог и dike Ц справедливость) Ц это преодоление противоречи€ между всемогуществом и предельной справедливостью Ѕога и многочисленными несчасти€ми и злом, происход€щими в мире.

“еори€ Ц высша€ ступень научного познани€, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упор€доченности представлений о какой-либо сфере реальности.

“еософи€ Ц божественна€ мудрость, и в этом широком смысле Ц религиозна€ мудрость, мистическое богопознание.

“рансцендентальный (от лат. transcendere Ц переступать). ». ант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. “рансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы вс€кого опыта, Ц в таком случае речь шла бы о трансцендентном, Ц а то, что хот€ и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. ¬ насто€щее врем€ трансцендентальным называют большей частью то, что св€зано с предпосылками возможного опыта.

“рансцендентный (от лат. transcendere Ц переступать) Ц пон€тие, дл€ обозначени€ того, что выходит за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выход€щий за пределы человеческого познани€. “рансцендентное противоположно имманентному.

”ниверсалии (от лат. univarsalis Ц общий) Ц общее, общие пон€ти€.

”тилитаризм (от лат. utilitas Ц польза, выгода) Ц жизненна€ ориентаци€ и этическое учение, в соответствии с которыми высшей ценностью признаетс€ польза, выступающа€ мерой добродетельности человека.

”топи€ (от греч. ou Ц не, topos Ц место, место которого нет) Ц образ идеального общественного устройства.

‘акт (от лат. faktum Ц совершившеес€, сделанное) Ц научна€ и философска€ категори€, обозначающа€ конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью.

‘альсификации принцип (от лат. falsus Ц ложный и facio Ц делаю) Ц проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. —огласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считатьс€ научными, которые в принципе могут быть опровергнуты.

‘атализм (от лат. fatum Ц рок, судьба) Ц мировоззренческа€ позици€, рассматривающа€ каждое событие как неотвратимую реализацию предопределени€, судьбы. ‘атализм отрицает свободную волю, случайность; абсолютизирует необходимость, неизбежность.

‘утурологи€ Ц совокупность представлений о будущем человечества; область прогнозировани€ перспектив социальных изменений.

’аос Ц беспор€док, образование лишенное системы; пон€тие, выражающее особое состо€ние какого-либо образовани€, характеризующеес€ отсутствием предсказуемости фаз изменени€ и развити€, а также последствий протекающих процессов.

÷ель Ц идеальный образ и предвосхищающа€ модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой де€тельности.

÷енности Ц особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической де€тельности людей.

„увственное познание Ц начальна€ ступень познани€, формирующа€с€ в процессе непосредственного взаимодействи€ субъекта с внешними предметами, осуществл€ема€ в формах ощущени€, воспри€ти€ и представлени€.

Ёвдемонизм (от греч. eudaimonia Ц счастье, блаженство) Ц принцип понимани€ жизни и этическое учение, согласно которым счастье отдельного человека есть основание нравственности.

Ёволюци€ (от лат. evolution Ц развертываю) Ц философска€ и научна€ теори€, дающа€ обобщенное выражение совокупности концепций развити€ природы, общества и духа. ¬ более узком смысле эволюци€ рассматриваетс€ как постепенное изменение и противопоставл€етс€ революции.

Ёвристика Ц искусство открыти€, альтернатива алгоритму как технологии решени€ задач.

Ёгоизм (от лат. ego Ц €) Ц принцип поведени€ и этическое учение, основывающеес€ на ценности собственных интересов личности, себ€люби€.

Ёклектика Ц это бессистемное, лишенное единого основани€ соединение разнородных положений, идей, концепций.

Ёкологи€ Ц наука об отношении растительных и животных организмов и образуемых ими биотических сообществ между собой и окружающей средой.

Ёксперимент Ц метод исследовани€ €влений посредством активного воздействи€ на них при помощи создани€ новых условий, соответствующих цел€м исследовани€.

Ёкстрапол€ци€ Ц метод научного познани€, заключающийс€ в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. ѕри этом Ђдруга€ содержательна€ областьї оказываетс€ либо еще не ставшей объектом пр€мого анализа, либо недостаточно освоенной.

Ёлемент Ц далее неделимый компонент системы при данном способе ее расчленени€.

Ёмпиризм (от греч. empereiria Ц опыт) Ц направление в теории познани€, считающее чувственный опыт основным источником знани€.

Ёпистемологи€ Ц то же, что и гносеологи€, но имеет также дополнительный смысловой оттенок: теори€ научного познани€. јктивное использовани€ термина Ђэпистемологи€ї св€зано с тем, что современна€ теори€ познани€ включает развернутую историю, логику и методологию науки.

Ёстетика (от греч. aisthetikos Ц чувствующий, чувственный) Ц учение о прекрасном, его законах, типах и формах, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении.

Ёсхатологи€ (от греч. eschatos Ц последний, конечный и logos Ц учение) Ц учение о конечных судьбах мира и человека.

Ётика Ц учение о морали и нравственности.

язык Ц система знаков имеющих значени€; способ существовани€ сознани€ и общени€ человека посредством членораздельных звуков, наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов.

языки искусственные Ц знаковые системы, созданные людьми дл€ применени€ в ограниченных област€х, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 857 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

760 - | 606 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.064 с.