Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 1. Ёмоциональное реагирование. ¬ своей книге Ћафатер при классификации Ђстрастейї (кстати, гор€чо обсуждавшейс€ во ‘ранцузской јкадемии) не ограничилс€ человеческими лицами и фигурами




–ис. 1.2. “аблица мимики по ». Ћафатеру

¬ своей книге Ћафатер при классификации Ђстрастейї (кстати, гор€чо обсуждавшейс€ во ‘ранцузской јкадемии) не ограничилс€ человеческими лицами и фигурами. «начительна€ часть его огромного труда посв€щена систематизации движений и мимике животных, особенно лошадей и собак.

–ейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражени€ эмоций оказывают вли€ние три фактора:

- врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состо€ни€м;

- приобретенные, заученные, социализированные способы про€влени€ эмоций, произвольно контролируемые;

- индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражени€ специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Ќаиболее часто про€вл€емыми мимическими паттернами €вл€ютс€ улыбка (при удовольствии) и Ђкисла€ минаї (при отвращении).

–азличи€ в улыбке про€вл€ютс€ уже у 10-мес€чных младенцев. Ќа мать ребенок реагирует улыбкой, при которой активизируетс€ больша€ скулова€ мышца и кругова€ мышца глаза (улыбка ƒачена). Ќа приближение незнакомого человека ребенок

1 Ћ.  омпоненты эмоционального реагировани€ 25

тоже улыбаетс€, но активаци€ возникает только в большой скуловой мышце; кругова€ мышца глаза не реагирует.

— возрастом ассортимент улыбок расшир€етс€. ѕ. Ёкман и ¬. ‘ризен (Ekman, Friesen, 1982) выдел€ют три вида улыбок взрослого человека: искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. ‘альшива€ улыбка делитс€ ими на две разновидности. ѕоддельна€ улыбка выражает не столько радость, сколько желание казатьс€ радостным. ѕритворна€ улыбка имеет целью скрыть от окружающих свои негативные эмоции. ‘альшивую улыбку характеризуют относительна€ пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаютс€ и отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз (Ђгусиные лапкиї). ‘альшива€ улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением влево у правшей.  роме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуаци€. ‘альшива€ улыбка отличаетс€ и продолжительностью: ее кульминационный период длитс€ дольше обычного (от одной до четырех секунд). ѕериод ее развертывани€ и свертывани€, наоборот, короче, и поэтому она по€вл€етс€ и исчезает как бы внезапно. ѕо этим признакам фальшива€ улыбка распознаетс€ довольно легко. ќднако при нарочито фальшивой улыбке, когда сокращение скуловых мышц приподнимает щеки, отдифференцировать ее от искренней улыбки без анализа ее временной развертки бывает трудно. »нтересно, что первый тип улыбки (искренний) вызывает большую ЁЁ√-активность во фронтальной коре левого полушари€, а второй тип (фальшивый) - во фронтальной коре правого полушари€ (Davidson, Fox, 1982).

 ак отмечают √. ќстер и ѕ. Ёкман (Ќ. Oster, P. Ekman, 1968), человек рождаетс€ с уже готовым механизмом выражени€ эмоций с помощью мимики. ¬се мускулы лица, необходимые дл€ выражени€ различных эмоций, формируютс€ в период 15-18-й недели утробного развити€, а изменени€ Ђвыражени€ лицаї имеют место, начина€ с 20-й недели. ѕоэтому многие ученые считают главным каналом выражени€ и опознани€ эмоций лицевую экспрессию.  . »зард и —. “омкинс (Izard, Tomkins, 1966), например, пишут: Ђјффект есть прежде всего "лицевой", а не висцеральный феномен, и интроспективное осознание эмоции есть результат обратной св€зи от активации мускулов лица, которые, в свою очередь, оказывают сильное мотивацион-ное вли€ние на психологические функцииї (с. 90).

ћимические средства экспрессии изучались ј. ƒиттменном (Dittmann, 1972), ј. ј. Ѕодалевым (1981),  . »зардом (1980), ¬. ј. Ћабунской (1986), ѕ. Ёкманом (Ekman, 1973)и др.

ѕ. Ёкман и  . »зард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижн€€ часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). ѕроведенные исследовани€ позволили разработать своеобразные Ђформулыї мимических выражений, фиксирующих характерные изменени€ в каждой из трех зон лица (рис. 1.3), а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений р€да эмоций.

¬. ј. Ѕарабанщиков и “. Ќ. ћалкова (1988) показали, что наиболее выразительные мимические про€влени€ локализуютс€ преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба-бровей. ’арактерно, что ведущие признаки не локализуютс€ в области глаз. Ёто, на первый взгл€д, странное обсто€тельство хот€ бы потому, что в художественной литературе большое внимание удел€етс€ выраже-

26 √лава 1. Ёмоционально* реагирование

–ис. 1.3. —хемы-эталоны выражени€ удивлени€:

а) мимические изменени€ во всех зонах лица (I тип);

б) мимические изменени€ в области лба - бровей (II тип);

в) мимические изменени€ в нижней части лица (III тип);

г) мимические изменени€ в области глаз (IV тип).

нию глаз. ƒа и р€д ученых считает, что область глаз среди других черт лица особенно важна дл€ общени€ (Coss, 1972; Richter, Coss, 1976). Ѕарабанщиков и ћалкова объ€сн€ют это тем, что глаза представл€ют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируетс€ вли€ние сильных мимических изменений верхней и нижней частей.  ак показал Ћерш (цит. по: ∆инкин, 1968, с. 180), глаза, видимые через прорези в маске, закрывающей все лицо, ничего не выражают.

¬ табл. 1.1 приведены характерные мимические изменени€ дл€ различных эмоций.

—ледует учитывать, что внешние про€влени€ эмоций, представл€€ собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагировани€, в большей степени завис€т от культурных особенностей данного народа. »звестна, например, традици€ английского воспитани€ не обнаруживать внешне свои эмоции. “о же наблюдаетс€ и у €понцев. Ќапример, в работе ѕ. Ёкмана (Ekman, 1973) вы€влен следующий факт. ¬ момент демонстрации Ђстрессовогої кинофильма американские и €понские испытуемые по-разному выражали свои переживани€ при просмотре фильма наедине или вместе с соотечественниками.  огда и американец, и €понец находились в кинозале одни, выражени€ их лиц были идентичны.  огда оба находились вместе с партнером, то €понец по сравнению с американцем значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными. ¬ св€зи с этим нельз€ не вспомнить показанный по телевидению в начале 1990-х годов документальный фильм о поведении €понских пассажиров авиалайнера, терпевшего в воздухе аварию: среди них не было ни паники, ни слез, ни криков; все сидели на своих местах со спокойным выражением лица.

” разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. ќ.  лайнбер (Klineber, 1938), изуча€ эмоциональную экспрессию в китайской литературе, вы€вил, что фраза Ђглаза ее округлились и широко открылисьї означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза Ђона высунула €зыкї. ’лопанье в ладоши на ¬остоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на «ападе. ¬ыражение Ђпочесал уши и щекиї означает выражение удовольстви€, блаженства, счасть€.

1.4.  омпоненты эмоционального реагировани€ 27

“аблица 1.1

’арактерные мимические изменени€ дл€ различных эмоций (соответственно трем зонам лица)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1043 - | 671 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.