В Аюрведе печень и селезенка описываются как основное место локализации крови[37][37]. Сушрута пишет, что даже в пренатальном состоянии печень и селезенка выполняют функцию образования и депонирования крови[38][38]. Печень и селезенка расположены не далеко от сердца, а точнее по правую и левую сторону от него (С.С.3.4.21.). Во всех аюрведических текстах эти два органа описываются как один. Если речь идет о печени, селезенка подразумевается, и наоборот. Они выполняют одни и те же функции. Если заболевает один орган, болеет и другой. Что вызывает заболевание одного, вызывает заболевание и другого. Поэтому для лечения болезней этих органов Чарака прописывает одинаковые лекарства и сходные методы очищения (Ч.С.6.13.88.). Печень не спроста называется местом сосредоточения крови, в ней депонируется более четверти всей крови организма. Селезенка также является резервуаром крови в теле человека. Так как в этих двух органах происходит образование и депонирование крови, они являются местом ее локализации и локализации Питта доша (Ч.С.6.4.10.). Поэтому в аюрведических текстах эти два органа часто называют «органы, в которых живет кровь». Положение печени и селезенки хорошо видно на рисунке 7.
Рисунок 6. Три положения желудка.
XXIX. БХУТАВИДЬЯ – АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ.
Аюрведа является упаведой (частью, разделом) Атхарваведы, поэтому очень широко использует для своих нужд гимны, заговоры и заклинания, составляющие ее. Вагбхата в своей Аштанга Хридайам (1.4.32-34.) пишет, что человек должен знать обряды и мантры, описанные в Атхарваведе для профилактики, предотвращения и лечения некоторых болезней, в частности вызываемых сглазом, порчей и вселением духов. В Аштанга Хридайам есть несколько глав, посвященных описанию человека, в которого вселился тот или иной дух – добрый или злой. Вселение доброго духа ненамного лучше вселения злого – так или иначе происходит подавление и подчинение личности.
Причинами вселения демонов является греховная или неправильная деятельность либо в этой, либо в прошлой жизни, которая возникают из-за преследования кармы (или желаний) и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, достойных поклонения. Грешник и разрушитель самого себя будет погублен злыми духами, демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в тот момент, когда происходит нарушение правил и предписаний или совершается греховная деятельность. Этот момент называется чхидра. Чхидра – это время начала совершения греховных действий, таких как проживание в местах, покинутых другими людьми или выдача себя за другого человека, пребывание ночью в местах захоронений, в запрещенных местах; обнажение тела, оскорбление Учителя или святого человека, вступление в незаконные половые отношения; несоблюдение принципа чистоты; недостойного поведения при совершении жертвоприношения, распевания священных гимнов, предложения жертвоприношений и др., короче говоря, действий, вступающих в противоречие со всеми правилами хорошего поведения, описанными в Диначарйа адхйайа (гл.2 Сутрастханы Аштанга Хридайам).
К сожалению, в настоящее время есть некоторые аюрведические врачи, считающие, что эти главы в иносказательной форме передают симптомы обычных психических заболеваний и не воспринимают их всерьез. Одновременно с этим все меньше и меньше врачей используют в своей практике мантры и заговоры. Это можно объяснить снижением их ду