В аюрведических текстах мы находим описание пяти типов Вата, Питта и Капха доша. Сразу же возникает вопрос - являются ли различные Вайу разными субстанциями, имеющими различное строение, или это одна и та же Вата доша? Известно, что Вата доша имеет природу газа. Являются ли пять различных Вайу разными газами, обладающими различными физическими и физиологическими характеристиками? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ибо в сохранившихся аюрведических текстах настолько подробной информации не содержится. Можно только сказать, что существует Вайу тела, Вата доша, которая называется разными именами в зависимости от функции и места основной локализации в теле человека. Точно также, как кто-то может служить царским на-местником, генерал-губернатором и тайным агентом одновременно, в со-ответствии с исполняемыми обязанностями, и хотя он имеет постоянный офис в столице, но ездит по всей стране, исполняя свои обязанности, которые достаточно обширны, но он - один и тот же человек, так и Вайу тела имеет свое специальное, самое главное положение в теле, из которого он распространяет себя по всему организму, и в зависимости от того, где он в данный момент находится и какие функции выполняет, он называется разными именами.
Исходя из этого, выделяют пять типов, или субдоша, каждой доша. Субдоша Вата доша называют ветрами, Питта доша – огнями, а субдоша Капха доша носят собирательное название по имени Капха доша.
после определения места основной локализации каждой из трех доша таким образом[14][14]: "После возникновения из пищи в месте основной локализации, т.е. в желудке, двенадцатиперстной кишке и в кишечнике, каждая из Тридоша начинает двигаться пятью путями, одновременно разделяясь на пять видов".
Описывая местоположение субдоша Вата доша, Шарангадхара приводит следующую шлоку:
хриди прано гудэ-панаха самано набхи самстхитаха
уданах кантха дешастхо вйанах сарвашарирагаха
(Шарангадхара Пурва)
"Прана Вайу находится в зоне груди (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вйана Вайу движется по всему телу".
Давайте рассмотрим местоположение Питта и Капха доша исходя из положения их субдоша, описанных Сушрутой. Позиция Питта доша такова:
1. Печень и селезенка.
2. Сердце.
3. Кожа.
4. Глаза.
5. Двенадцатиперстная кишка.
Позицией Капха доша являются:
1. Грудь.
2. Голова.
3. Горло.
4. Суставы.
5. Желудок.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции доша занимают только в состоянии баланса и равновесия (С.С.1.21.7.).
Чарака никогда не описывал субдоша Питта доша (Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни) и субдоша Капха доша (Кледака Капха, Слешака Капха, Аваламбака Капха, Тарпака Капха и Бодхака Капха, которую называют иногда Бходжака Капха), он повествует только о субдоша Вата доша (Прана Вайу, Самана Вайу, Удана Вайу, Вйана Вайу и Апана Вайу). Чакрапани объясняет такое невнимание Чараки к субдоша Питта и Капха доша тем, что Вата доша наиболее важная и активная из всех, а так же тем, что для лечения любого болезненного процесса в организме в первую очередь необходимо нормализовать баланс Вата доша (Чакрапани Сутра 6.28.). По этой причине Чарака досконально и наиподробнейшим образом останавливается исключительно на описании субдоша Вата доша. Субдоша же Питта и Капха доша не в такой степени значимы для лечения заболеваний, и поэтому Чарака просто опустил их.
Сушрута более подробно остановился на субдоша Вата и Питта доша (С.С.1.21.), считая их обоих очень важными, но что касается субдоша Капха доша, он даже не называет их принятыми в аюрведических текстах именами, которые мы находим у чуть более поздних авторов (например, у Вагбхаты).