Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕудо: исходный принцип јйкидо




ћного раз € слышал высказывани€ своего ”чител€, ћорихеи ”ешиба ќ —енсе€, о природе будо. ќдно из них было таким:

"я уверен, что у многих из вас суть будо ассоциируетс€ с дикостью и чистым милитаризмом. Ќичто не может быть дальше от истины. ¬ соответствии со старинной концепцией kannagara no michi идеал будо - это путь мудрости. „еловек, обладающий мудростью, называетс€ hijri, что буквально означает "тот, кто понимает духовную суть". ƒух - это про€вление гармонии вселенной и основа счастливой жизни на «емле. Ёто принцип всеобщей гармонии. »мператор ћейджи выразил соответствующее духовное состо€ние в следующем стихотворении:

„тобы управл€ть сердцами

миллионов людей

Ќужно сначала привлечь их.

ќснователь јйкидо часто говорил: "ѕуть будо - это путь гармонии". »нтерпретаци€ ќ —енсеем пон€ти€ будо возникла из многих источников, первый из которых - анализ структуры иероглифа (kanji), обозначающего слово bu. Kanji состоит из знака hoko, что значит "копье", символизирующего оружие в целом, и знака todomeru, что значит "остановить". —ледовательно, bu значит "остановить оружие". —лово bu часто переводитс€ как "война" или "боевой", но его истинный смысл несколько иной.

¬ словар€х война определ€етс€ как "разрешение конфликта с использованием вооруженных сил", в то врем€ как bu, и буквально и в соответствии с историей, это гораздо более широкое пон€тие: включающее целый р€д концепций.  ак показывает kanji, изначальным смыслом bu была остановка войны, защита людей от вооруженного нападени€. Ѕудо или bushido было путем самураев. —лово samurai означает "тот, кто служит". —тара€ пословица хорошо отражает смысл истинной задачи самураев: "—амурай должен быть первым в борьбе за благо человеческого общества и последним в поисках личного блага". ќтношение самура€ к обычным люд€м должно было выражать любовь и сочувствие подобно отношению отца к дет€м. —амураев называли также yugoki no shi, или благородными хранител€ми нации. ќни служили императору и богам, их задачей была поддержка ѕути императора и богов, Kannagara no michi, в своей стране. Budo предназначалось дл€ охраны общественного пор€дка, а не дл€ развити€ насили€ или применени€ грубой силы.

„тобы выполнить эти функции, budoka должен быть намного более чем знатоком боевой техники. »менно класс самураев дал японии большинство общественных лидеров - не только генералов, но также правителей, духовных наставников, учителей и других представителей тех, кто определ€ет правильное развитие общественных отношений. ”спешное ведение войны - это лишь небольша€ часть того, что предусматривало следование ѕути будо.

—амураи сохранили свою роль в управлении обществом до сегодн€шнего дн€. »менно представители класса самураев почувствовали, что по€вление адмирала ѕерри означало дл€ японии необратимые изменени€. ¬ то врем€ как прав€ща€ династи€ “окугава оставалась верной своим мечтам об изолированности, просвещенные представители самураев постарались использовать предлагавшиес€ новые технологии. »х де€тельность подготовила реставрацию ћейджи, с которой была св€зана быстра€ индустриализаци€ и модернизаци€ японии. —амураи не отказались ни от своих традиций, ни от ѕути будо, но использовали их дл€ общего блага.

ƒуховный аспект будо про€вилс€ и в поразительной скорости и полноте восстановлени€ японии после ѕ ћировой войны. “акие качества, как любовь к своей стране, братские чувства к другим люд€м, способность к руководству и управлению и готовность отодвинуть собственные потребности на второе место ради блага общества в целом, позволили лидерам японии восстановить побежденную и разоренную войной страну, создав сегодн€шнее исключительно здоровое и экономически сильнее общество. ‘актически, многие современные лидеры японии, занимающие ведущие места в правительстве и в деловых кругах - это потомки древних самурайских родов.

 онечно, истори€ будо - это не только истори€ урегулировани€ и правильного управлени€. Ѕудо - это ѕуть по узкому мосту над пропастью. ћожно легко упасть как в сторону агрессии, так и в сторону безразличи€. ≈стественно, в истории японии, как и в истории любого общества, существуют многие примеры как коррупции, так и кровавого насили€ и жестокости. ¬ этом про€вл€етс€ темна€ сторона будо. ѕодобно тому, как прописанное врачом лекарство становитс€ €дом при неправильном употреблении, навыки, которыми обладает budoka, могут принести большие несчасть€ и вред. Ќо идеалом и истинной целью будо остаетс€ создание сильного и устойчивого общества и защита членов этого общества от враждебных сил.

¬ насто€щее врем€ образ будо представл€етс€ неполным, а само слово интерпретируетс€ ограниченно. ѕо €понскому словарю термин budo объедин€ет специфические искусства борьбы с оружием и без него, например, кендо и карате. ¬ английском €зыке будо обычно определ€ют как пон€тие боевого или военного искусства. » в том и в другом случае тер€етс€ широта концепции будо, делающа€ будо насто€щим ѕутем, которому можно следовать. ћорихеи ”ешиба ќ —енсей сказал: "Ѕудо это любовь". Ёто было не случайным определением и не плодом фантазии, а обоснованным заключением, сформулированным на жизненном пути, посв€щенном исследованию, практической работе, медитации и труду. Ѕолее того, это заключение основывалось на проникновении в суть жизненных процессов.

Ѕудо - это принцип центра. ¬ нем никаких про€влений антагонизма или противоположности. Ёто ѕуть, дл€ которого в первую очередь требуетс€ misogi - духовное очищение. Budoka должен освободить свое сердце и разум от избыточных желаний и отрицательных эмоций. ¬ его сердце должно закрепитьс€ истинное понимание нашего происхождени€. —оединение с богом на основе чистой любви и просветлени€ было исходным учением будо с древних времен.  ак учили величайшие учител€ в течение всей истории, высшее духовное про€вление будо состоит в сохранении, а не разрушении жизни. «анимающийс€ будо должен воспринимать как цель будо духовное соединение личности, общества и страны.

¬ насто€щее врем€, действительно, человек, идущий по ѕути будо, не может приуменьшить значение дл€ своей нации регулировани€, поддержани€ пор€дка и защиты жизни. ћир стал одновременно очень большим и очень маленьким, поскольку за счет развити€ коммуникации и технологии мы оказались св€заны в единую систему. ƒе€тельность любого общества вли€ет на его окружение. ћы все составл€ем большое цельное общество, компоненты которого взаимозависимы, как части единого организма.

—овременное направление развити€ ћира должно быть изменено. ћы не можем продолжать решать свои проблемы методами спора и войны. јнглийский историк јрнольд “ойнби в своей книге "÷ивилизаци€ под угрозой" показывает опасность такого подхода, подробно объ€сн€€ и обосновыва€ свою точку зрени€.

"ѕочему цивилизаци€ не может развиватьс€ дальше от катастрофы к катастрофе по пути боли, деградации, но не абсолютного самоубийства - так, как она продолжала развиватьс€ на прот€жении первых нескольких тыс€челетий своего существовани€? ќтвет обусловлен недавними техническими достижени€ми представителей современного среднего класса на «ападе. Ќовые устройства, обладающие физической силой нечеловеческой природы: не изменили природу человека. »нституты ¬ойны и  ласса - это социальные отражени€ человеческой природы., а также то, что называют основой цивилизованного общества. Ёти социальные последстви€ соединени€ индивидуальностей отдельных людей не стерлись на фоне недавнего успеха наших новых технологий и "know how", но и не остались неизменными. Ќе будучи уничтожены, они чрезвычайно усложнились, как и жизнь человека в целом, в отношении своих физических возможностей.  ласс теперь способен необратимо разрушить общество, а ¬ойна - полностью уничтожить человечество. “емные силы, которые раньше были непри€тными и нежелательными, теперь стали смертельно опасными. ѕоэтому мы, будучи представител€ми своего поколени€ в современном западном мире, оказываемс€ перед выбором между альтернативами, которые в обществах прошлого были совместимы, пусть с т€желыми последстви€ми, но без риска уничтожить всю жизнь на планете. “о есть, мы оказались перед выбором, который никогда не вставал перед нашими предками - мы должны или уничтожить ¬ойну и  ласс - и сделать это немедленно, пусть с болью и с трудом, или увидеть как они побеждают людей, причем их победа становитс€ окончательной и бесповоротной". (Arnold J. Toynbee. Civilization on trial. New York, Oxford Univ. Press, 1948, 24-25)

ќпасность этого кризиса касаетс€ всех развитых стран мира. » поэтому крайне важно пересмотреть концепцию будо, вернувшись к ее исходному содержанию, и положить конец ограниченному пониманию будо как чисто военного искусства. ѕуть јйкидо - это ѕуть будо. Ётот ѕуть основан на любви, уважении и прин€тии общих законов природы, вли€ющих на мир и все его живое население. «адача тех, кто изучает будо - современных самураев - не в свободном использовании военной силы, но об единении мира в общую семью. ћы должны идти по узкому краю пропасти смело и с чистым сердцем, стрем€сь к единственной цели. Ќазначение будо - развитие духа миролюби€, защита и совершенствование человечества. ћечта моего сердца - чтобы люди всего мира пришли к пониманию истинного значени€ будо. ќднажды € спроси ќ —енсе€: "„то наиболее важно дл€ того, кто изучает будо?" ќн ответил: "ќдин из основных элементов - соблюдение правил вежливости и этикета в повседневной жизни" ѕод вежливостью и этикетом ќ —енсей понимал не просто правила хорошего тона, которые нужно соблюдать дл€ того, чтобы не нажить себе врагов. —лово reigi ("этикет" или "внешний вид") может быть записано другим kanji, и тогда оно будет означать также "дух". Ќаше состо€ние и его про€вление в наших действи€х выражают реальные духовные качества. “е, кому сложно соблюдать этикет, будут испытывать трудности и в освоении духовного ѕути. Ѕез самоуважени€ ¬ы не сможете следовать правилам этикета. ¬нимание к другим показывает ¬ашу веру в ¬аши собственные душевные качества. ѕро€вл€€ пренебрежение или грубость в отношени€х с окружающими, ¬ы тер€ете собственное достоинство.

“от, кто изучает будо, должен избавитьс€ от suki. Suki - это пробелы в сознании, создающие слабые или открытые места. Ќесоблюдение правил вежливости и этикета по отношению к окружающим - это suki, делающие ¬ас открытым дл€ неуважени€ со стороны других людей. я надеюсь, что читателю теперь пон€тна св€зь умственного состо€ни€, позвол€ющего избавитьс€ от suki в повседневном общении и состо€ни€ освобождени€ от suki при самообороне.

Suki также мешают нам осуществл€ть свои возможности и жить полной и свободной жизнью. ¬еликие мастера всегда были и сейчас остаютс€ честными и воспитанными людьми, имеющими единственную цель в жизни. Ѕез учета этого умственного настро€ мы потер€ем наиболее важный фактор мастерства в јйкидо. Ёто состо€ние характерно дл€ тех, кто достиг глубокого понимани€ јйкидо. ‘актически, все истинно великие люди во всех случа€х жизни и во все времена - это люди решительные и не знающие сомнений. “акие люди наделены чувствами взаимоуважени€ и понимани€, грацией и хорошими манерами. »стинна€ личность не св€зана ни с расой, ни с нацией. «анимающиес€ айкидо должны, если они хот€т приносить пользу как члены общества, развить в себе эти качества, присущие человеческой личности.

„тобы изменить и улучшить мир, мы должны изменить и улучшить себ€. ¬ этом - начало зан€тий будо. “от, кто занимаетс€ будо, и в частности јйкидо, об€зан привести себ€ в соответствие с традици€ми будо в их изначальном понимании. ¬ этом цель и задача ¬аших зан€тий јйкидо.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 606 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.