Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„ай и водка в истории –оссии




ѕ–»«–ј  ќѕ≈–џ.

ѕќЅ≈ƒ»“≈Ћ» » »’ ќ“¬≈“џ
(авторские знаки и пунктуаци€ сохранены)

ѕосв€щение ‘антому.

“еатр-ты жизнь и смерть,

¬ойна и мир,

 алач и плеть,

ѕап≈рть и пир.

»стори€ любви одной

“ебе знакома, расскажи,

 ак излечитьс€ добротой,

–азве€в счасть€ миражи.

 ак трудно быть в тени огней,

√де нет спасень€ от хандры,

√де греет сердце соловей,

» щедры музыки дары.

ќ, тайный гений оперетты!

Ќесчастный маг, волшебник нот!

ќтбрось же маски и запреты,

¬едь именно ты-тот, кто мог,

 то мог любить и ненавидеть,

ѕрощать и верить без остатка.

» вроде здесь ты, вместе с нами,

ћы ждем. » вдруг-исчез!

 

«агадка...

 

ћне нужно пойти на оперетту, чтобы разгадать ее.

 

4. ≈ще в далеком 2004 (неужели прошло 10 лет?😱) мы с мамой пришли в кино на одноименный фильм ƒжоэл€ Ўумахера, звучат первые аккорды заглавной темы.. » всЄ, это любовь.

‘ильм засмотрен до дыр, все песни, диалоги наизусть, прочитана книга, просмотрены мюзиклы, любовь к Ѕатлеру началась именно тогда.

ѕоэтому € точно должна увидеть этот мюзикл, чтобы мо€ картинка была полноценной (больше, больше обожани€).

 

ѕодобные соревновани€, конкурсы всегда вызывали у мен€ чувство некоторой неловкости. ѕочему? Ќаверное потому что в этом есть нечто эгоистичное, "почему именно €, а не остальные", и что самое главное: ты не знаешь своего оппонента, его обсто€тельств жизни, ведь быть может он очевидно достойнее теб€, а ты здесь возникаешь, не зна€ толком обсто€тельств. » тут вопрос о том, с кем себ€ сравнивает участник очень важен. я полагаю, что большинство сравнивает себ€ с неким безликим нечтом. ј по идее участник должен так построить аргументацию, чтобы показать свое преимущество именно перед участниками, а не безликим. ћне вспоминаютс€ слова преподавател€ по римскому праву, который говорил о том, что в гражданском процессе истец/ответчик отстаивает свое право на вещь/благо именно перед своим непосредственным оппонентом, а не всеми остальными. ¬правду, не судитьс€ же по поводу блага со всем миром, а судитьс€ надо лишь с тем, кто за€вл€ет о своих претензи€х на это благо. ƒумаю свою позицию по поводу общей стратегии € аргументировал. “ем не менее, сравнивать себ€ с другими участниками не следует, ибо это аморально. Ќу представьте себе такую картину, прос€т, предположим, класс выбрать лучшего ученика. » ¬ы начинаете строить свою речь так: "ј вот € лучше него/нее, потому что...". ќбидно звучит. ƒаже очень. ѕоэтому все равно приходитьс€ брать определенный образ оппонента.  акой образ € возьму? ѕожалуй, такой: человек, который реально хочет награды за победу. “еперь, наверное, можно начать. я никогда не был на мюзикле. Ёто несколько странно, впрочем все странности нужно принимать адекватно. я к примеру был просто шокирован, когда оказалось, что мой друг-москвич ни разу не ездил в метро. „то бы мне мюзикл дал? я точно сказать не могу. Ќо думаю, что нечто подобное способно было бы пробудить во мне творческие силы. ƒл€ творчества, да и вообще любого действи€ нужен некий импульс. ¬ данном случае импульс творческий. я мало ценю то, что просто доставл€ет удовольствие и не более того. я ценю то, что мен€ет мен€ к лучшему: дает уроки, возбуждает фантазию, зар€жает энергией. “ворчество есть вершина, которую в последнее врем€ € люблю особо. ѕомимо самого удовольстви€ от создани€ чего-то нового, оно, будучи закрепленном на надежном источнике, желательно не одном, кажетс€ вечным. ¬о вс€ком случае это будет радовать всю жизнь, а может €витьс€ базой дл€ создани€ еще чего-то нового, в том числе стать вдохновение дл€ других. ј творчество делает человека бессмертным, воистину живы мысли и √егел€ и ѕушкина и других ¬еликих. я не за€вл€ю, что претендую на подобную роль, но многие понимают, о каких чувствах пытаюсь сказать. Ќо важен импульс, а что сумеет его дать как не Ќовое, разрывающее будничную шаблонность и серость?



„ј… » ¬ќƒ ј ¬ »—“ќ–»» –ќ——»»

Ќапитки играют немалую роль в истории и культурных традици€х любого народа. Ёто св€зано с тем, что с самых ранних шагов своего развити€ ни один народ, ни одно человеческое общество, ни один человек не могут обойтись без того или иного напитка, даже в течение одних суток, не говор€ уже о более длительных сроках.

¬ истории многих стран и народов, в том числе и в –оссии, известны периоды голода, порождавшие чудовищные последстви€, вызывавшие страшное одичание людей, вплоть до поедани€ нечистот и трупов. Ќо эти периоды проходили, и всЄ быстро восстанавливалось: и народ, подвергшийс€ голоду, и государство. ј физические и моральные потр€сени€, вызванные голодом, не оставл€ли таких заметных следов и Ђрубцовї, какие оставались у человечества от войн.

ѕочему?

»сторики объ€сн€ли это обычно тем, что пам€ть людей, особенно пам€ть простых, неграмотных масс, Ц коротка. Ќо это не так. ¬едь на многие исторические €влени€ именно народна€ пам€ть оказывалась очень крепкой Ц на военные подвиги, на национальные или кресть€нские восстани€...

ƒело здесь в другом.  ак известно, даже в самые голоднейшие периоды истории ≈вропы у людей наших широт всегда в избытке оставались вода, питьЄ. Ѕез пить€ люди вымерли бы в голодные годы весьма быстро, и никакого Ђвосстановлени€ї не произошло бы. “ак, в странах —реднего ¬остока и јфрики, когда периоды уничтожени€ пищи (посевов) саранчой совпадали с накатывающимис€ за ними засухами (реки уходили в песок или пересыхали вовсе), полностью вымирали целые народы и исчезали государства. ¬ ранние исторические эпохи подобные катастрофы случались не так уж редко.

¬от почему решающее значение воды в обеспечении своего существовани€ было осознано человеком, как только он стал мало-мальски мыслить. ќтсюда и возникло у первобытного человека глубочайшее почитание воды и водных источников. Ќа берегу водоЄмов, у самой кромки воды, создавались различного рода св€тилища (одно из них Ц Ѕесов Hoc Ц сохранилось до сих пор на ќнежском озере). ¬ античном мире и в древних цивилизаци€х ¬остока, в ≈гипте, јссирии, ¬авилоне, ƒревнем  итае и ƒревней »ндии это почитание приобрело статус общенародного, мифологического поклонени€ и обожествлени€.

Ћюди считали, что водные источники, как великие реки вроде Ќила и √анга, так и крошечные ручьи, и даже ключи и образованные ими пруды, наход€тс€ под защитой и покровительством особых божеств. ƒревние греки насел€ли в своЄм воображении реки, родники, озера волшебными, красивыми существами Ц на€дами, нимфами, русалками, устраивали на берегах водоЄмов св€щенные гроты, рощи, капища, храмы, где приносили жертвы вод€ным богам, воспевали, славословили и молились им, благодарили за то, что они послали люд€м на землю воду, влагу, питьЄ, без которых немыслима сама жизнь.

¬полне естественно, что в ходе развити€ этих культов у разных народов и возникли различные культовые напитки, ибо в жертву богам воды и вообще божествам живительной влаги, жидкости люди старались принести, разумеетс€, не одну воду, которой у божества было хоть отбавл€й, а кое-что повкуснее и поценнее, причЄм именно такую жидкость, котора€ €вл€лась бы результатом изобретени€ самого человека, результатом собственного человеческого умени€ и производства, итогом переработки человеком природных субстратов жидкого вида Ц воды, молока, растительных соков Ц в какие-нибудь иные жидкости с совершенно новыми свойствами. Ћюди старались показать божеству, что они, так сказать, его достойные ученики и приверженцы.  онечно, занимались этими изобретени€ми в первую очередь жрецы, охранители св€тилищ, профессиональные посредники между богом и людьми. »менно так возникли культовые напитки на заре человеческой истории. ѕозднее они были перенесены и на другие стороны отправлени€ религиозного культа, приурочены и посв€щены и другим (а не только вод€ным) божествам. ќни, эти напитки, стали употребл€тьс€ во все торжественные и значительные моменты в жизни человека. ќсобенно во врем€ похорон, при так называемых тризнах, т.е. пирах, посв€щЄнных проводам в загробный мир. » это тоже было далеко не случайно. ѕо веровани€м большинства, если не всех €зыческих народов, загробный мир находилс€ не на небе, а под землей, и, дл€ того чтобы попасть туда, надо было переплыть реку, охран€емую подземным речным божеством. ≈го надлежало хорошенько задобрить, подкупить, а лучше Ц усыпить его бдительность, и потому дл€ этого особенно годились вс€кие одурманивающие сознание, охмел€ющие напитки. “ак человек Ђвышелї на алкоголь или ему подобные биохимические соединени€, так именно привычка об€зательно напиватьс€ на похоронах дожила с времЄн первобытного общества до нашего просвещЄннейшего, компьютерного века.

¬се народные, древние культовые напитки были св€заны по своему происхождению об€зательно с природными услови€ми обитани€ того или иного конкретного народа, с его первоначальной основной хоз€йственной де€тельностью. »наче и быть не могло. Ћюди пользовались тем, что было им близко, доступно, не требовало особых забот и затрат, имелось всегда в избытке в самой природе и могло быть произведено в массовых количествах тут же, на месте, р€дом с их домом.

“ак, на ¬остоке, в —редиземноморье, где был широко распространЄн дикий, а затем окультуренный и возделываемый человеком виноград, культовым напитком народов стало виноградное вино, его различные виды. ¬ тропиках культовым напитком обитающих там народов стало пальмовое вино, а в более умеренных широтах Ц €годное, а вернее Ц заброженный сок €год.

≈щЄ севернее, в средней полосе, на –уси, в восточнослав€нском мире, где в древности на гигантских просторах шумели леса, основным сырьЄм дл€ культовых напитков слав€нских и угро-финских народов этого региона стали естественные продукты лесов: берЄзовый сок, €годные соки (брусничный, малиновый, клюквенный, морошковый, черничный) и чрезвычайно ароматный мЄд лесных диких пчЄл.

ѕервоначально основным сырьЄм дл€ получени€ культового напитка древних русичей, а ещЄ ранее Ц скифов был берЄзовый сок, из которого забраживали хмельную березовицу. ѕолучение берЄзового сока было предельно лЄгким, не требовало ни труда, ни забот и сразу давало огромные массы жидкости. ≈го недостатком было лишь то, что это был специфически сезонный продукт Ц его можно было получить только ранней весной, приходилось заготавливать огромные количества сока, которые не всегда было возможно сохранить до конца года, до нового берЄзового сока, ибо он легко прокисал, да и требовал дл€ хранени€ гигантских емкостей, которых в то врем€ просто не было. —о временем спуст€ века вы€вилс€ и другой недостаток, св€занный с массовым потреблением берЄзового сока: оказалось, что порой люди изводили на сок целые берЄзовые массивы, губили большие леса.

Ѕолее привлекательным, при€тным и ман€щим напитком стал со временем питный мЄд. ≈го приготавливали из смеси €годных соков, доведЄнных до состо€ни€ морса, с мЄдом диких пчЄл, а затем подвергали многолетней выдержке. ѕитный мЄд вытеснил березовицу хмельную, как культовый напиток русских и финно-угорских €зычников, но также долго не удержалс€ на этой позиции в св€зи с прин€тием христианства на –уси и переходом русской православной церкви на культовый напиток ¬изантии Ц греческое ароматное красное вино мальвазию, а затем, с XVIII века, на кагор, поскольку именно эти красные вина можно было отождествл€ть с так называемой Ђкровью ’ристовойї.

ќсобенно были довольны такой переменой в использовании культовых напитков тогдашние прав€щие круги  иевской –уси Ц дружинники кн€з€, его посто€нные и временные воины, бо€рска€ верхушка и немногочисленное в то врем€, но уже вли€тельное Ђуправительствої, т.е. государственный, чиновничий аппарат Ц тиуны, сборщики налогов, державцы в городской администрации и, конечно, тогдашнее купечество Ц Ђгостиї. »х радость по поводу изъ€ти€ мЄда из разр€да культовых напитков объ€сн€лась тем, что мЄд изымалс€ из ведени€ €зыческих волхвов и им бесконтрольно смогли распор€жатьс€ светские власти. “ак мЄд уже с начала XII века превратилс€ в напиток преимущественно богатых и привилегированных людей, в напиток военных, который был предназначен не только дл€ праздничного, но и дл€ повседневного неограниченного употреблени€, если дл€ этого у соответствующих лиц имелись материальные или властные возможности. ƒл€ купечества мЄд стал с этих пор одним из главных источников дохода: почти весь мЄд, скупаемый Ђгост€миї как в природном, так и в питном варианте, шЄл начина€ с XII века на продажу в заморские страны, в «ападную ≈вропу.

Ёто была перва€ значительна€ Ђреволюци€ї в древнерусском обществе: во-первых, она потр€сла умы народа с идеологической точки зрени€ Ц бывший св€щенный, культовый напиток становилс€ формально общедоступным несв€щенным, причЄм сосредоточивалс€ в основном у богатой и властной части населени€, т.е. приобретал черты классового напитка.

— другой стороны, этот напиток становилс€ рычагом дл€ внедрени€ и развити€ денежных отношений в дотоле абсолютно натуральном хоз€йстве страны. ƒело в том, что кн€жеска€ власть, учитыва€ то обсто€тельство, что мЄд стал преимущественно экспортным товаром и за него можно стало получать за границей деньги и покупать на них сукно, шелк, парчу, заморское оружие, посуду, вина, стала взимать дань и оброк со своих подданных в деньгах (гривнах, кунах, денежках), но за неимением денег у кресть€нства одновременно разрешила замену выплат различных налогов мЄдом, довольно хитро установив при этом весьма выгодный дл€ себ€ Ђобменный курсї, по которому выходило, что, уплачива€ налог не деньгами, а мЄдом, натурой, смерд более чем вдвое тер€л на этой Ђоперацииї. Ќо иного варианта у смердов в то врем€ не существовало.

“ак на –уси возник впервые вместо культового напитка, предполагавшего, что пь€нство есть редкое и исключительное состо€ние, св€занное с особыми событи€ми в календаре, которые следует запомнить, другого рода напиток, который предполагал, что ничего св€того на свете нет, что ты можешь быть пь€н хоть каждый божий день, если только у теб€ больша€ мошна и ты независим лично.

»ными словами, уже в начале XII века пь€нство и разложение общества по социальному признаку оказались зав€занными в один узел, и в умах простых людей сдвиг в ухудшении их социального положени€ стал отождествл€тьс€ с одновременно по€вившейс€ возможностью беспреп€тственного пь€нства, что как-никак, а см€гчало горечь от социальных невзгод, в то врем€ как прежде этот процесс могли контролировать и регулировать только волхвы Ц верховные распор€дители над хранилищами питного мЄда, который, как культовый, св€щенный напиток, был, конечно, бесплатным дл€ всех, от кн€з€ до последнего смерда, и даже раба, но только во времена больших праздников в честь ѕеруна, —трибога, ¬олоса и ƒажбога.

ќднако потер€в сразу, внезапно, чуть ли не в один день, статус почитаемого, св€щенного культового напитка, мЄд не превратилс€, как рассчитывала тогдашн€€ знать, в исключительный источник еЄ дохода и в классовый, придворный, привилегированный напиток войска, богачей и властей разных уровней. ќн превратилс€ в национальный напиток и занимал это положение в течение четырех веков.

ƒело в том, что уже в эту раннюю эпоху со всей силой обнаруживались те посто€нно действующие факторы русской истории, которые практически сохран€ли своЄ вли€ние на исторический процесс в –оссии вплоть до XX века и без учЄта которых любые меропри€ти€ властей в –оссии либо обрекаютс€ на провал, либо постепенно трансформируютс€ так, что их значение мен€етс€.

Ётими факторами были: обширность территории государства и редкое относительно этих пространств, хот€ и значительное по численности, население. ќтсюда, как пр€мое следствие, по€вл€лись ещЄ два решающих фактора: слабость государственного контрол€ за событи€ми в стране, возможность про€влени€ реальной власти кн€з€ во всей его силе только в столице, возможность и склонность периферийных районов страны либо не выполн€ть решени€ столичных властей, либо зат€гивать и видоизмен€ть, нередко до неузнаваемости, выполнение этих решений.

«аставив киевл€н креститьс€ насильно (Ђаще не обр€щетс€ кто заутра на реце, богат ли, убог ли, нищ или работник, Ц противен мне да будетї), Ђзаганива€ аки стадаї киевл€н в реку, кн€зь ¬ладимир осуществил акт крещени€ в  иеве и разжалование старых богов и культовых напитков в течение нескольких часов, не обраща€ никакого внимани€ на то, что народ Ђб€ху безумнии, вид€ще богов древних сокрушение и погибель, плакаху по них и рыдахуї, и, казалось, в столице вышел победителем этой первой русской феодальной Ђсоциально-идеологическойї революции ’ века. Ќо на широких пространствах страны, уже тогда простиравшейс€ от «ападной ƒвины до ”рала на севере и до ¬олги на востоке, победа христианства зат€нулась где на одно, а где и на полтора столети€. » поскольку русский народ привык всегда после кратковременных вспышек восстани€ сопротивл€тьс€ глухо, упр€мо и пассивно, то удобной формой сопротивлени€ новой религии и поддержки волхвов, пытавшихс€ отсто€ть дофеодальные, патриархальные социальные отношени€, стал саботаж населени€ лесных районов в поставках мЄда киевскому кн€жескому двору и, ещЄ более того Ц бесконтрольное изготовление питного мЄда дл€ своих личных, домашних нужд, как путЄм тайного содержани€ бортей, так и пр€мого грабежа в кн€жеских бортных ухожа€х.

ѕам€тником этой борьбы остались дошедшие до наших дней кн€жеские постановлени€ и законы, карающие за тайное уничтожение бортных колод и деревьев (Ђа кто дерево зрубит со пчолами, заплатит гривну, чьи пчолы и другую гривну Ц судь€м; а кто бортное дерево зрубит без пчол Ц то полгривны да полгривны Ц судь€мї), а также неписаный, но всенародно осуществленный пам€тник Ц превращЄние €вочным пор€дком бывшего культового €зыческого напитка мЄда в общенациональный напиток русских и финно-угорских народов на пространствах —еверо-¬осточной –уси, котора€ становилась всЄ более и более независимой от  иева и где уже к середине XII века изготовление мЄда бесконтрольно дл€ собственных нужд было признано местными кн€зь€ми привилегией всего свободного населени€.

ѕуть к трезвой –оссии лежит не через запрет водки, а через подъЄм еЄ качества, которое исторически сложилось так, что €вл€етс€ выше качества всех других алкогольных крепких напитков в мире. » знать это должен в –оссии каждый. “олько таким путЄм можно идти к культуре потреблени€ алкогольных напитков, предполагающей умеренное функциональное (т.е. только в св€зи с едой) использование высококачественной отечественной водки и отказ от всех еЄ суррогатов и псевдозаменителей.

“о же самое относитс€ и к чаю. «десь просветительна€ работа, распространение знаний о чае и культуре его применени€ отнюдь не менее важны и актуальны именно в наше врем€. „аю ныне угрожают не только экономические беды, исключение –оссии из числа чаепроизвод€щих держав и наводнение страны низкосортными, фальсифицированными ча€ми, с которыми потребитель не знаком и не может в них разобратьс€.

„аю угрожает ещЄ и нахлынувша€ за последние годы лавина иностранных прохладительных напитков искусственного и синтетического, а не натурального происхождени€, к которым молодые, новые поколени€ не имеют иммунитета. Ёто различные воды Ц крашеные, Ђфруктовыеї, на базе ароматических альдегидов, эссенций и отчасти концентратов фруктовых соков, а также синтетические американские напитки пепси-кола и кока-кола.

»х настойчиво внедр€ют ныне в народ оборотистые коммерсанты, и на них клюют малообразованные или простоватые либо просто денежные люди, привлекаемые зан€тной, красивой иностранной этикеткой, необычной формой тары, €ркостью цвета напитка (как обычно Ц искусственной химической), а также отсутствием иного альтернативного безалкогольного утолител€ жажды. ”потребл€ют такие напитки, как правило, молодежь и люди неустроенные, бессемейные, лишЄнные посто€нного жиль€ или пребывающие в пути, временно приехавшие в чужой город и тому подобна€ Ђперемещающа€с€ї публика, которой у нас становитс€ в стране всЄ больше и больше.

» эта тенденци€ опасна: люди тер€ют не только стабильность положени€, но вместе с еЄ утратой мен€ют коренным образом свои привычки, так что отказываютс€ от национальных и семейных традиций, станов€тс€ по своему духу, быту и питанию безродными, а в результате тер€ют себ€ в полном смысле этого слова, т.е. тер€ют своЄ здоровье, употребл€€ холодные напитки в качестве привычного сопровождени€ пищи, что вызывает, особенно в наших услови€х, гастрит, колит, €звы желудка и кишечника. Ћюди забывают, что в ћоскве, ѕетербурге, ярославле или ¬ологде, а тем более в  расно€рске, где не только зима и осень, но и весна совсем не похожи на флоридскую, парижскую или даже нью-йоркскую (в штате Ќью-…орк растет виноград!), русскому человеку нельз€ отказыватьс€ от систематического употреблени€ крепкого гор€чего ча€, если он только хочет сохранить своЄ здоровье и работоспособность.

Ќапитки, как показывает всЄ историческое развитие, играют в жизни людей великую роль. ќни могут приносить человеку либо великий вред, либо великую пользу, и поэтому знать их, разбиратьс€ в них и правильно примен€ть в соответствии со сложившимис€ историческими традици€ми, национальным опытом и национальными природными услови€ми крайне важно и крайне об€зательно.

≈сли мы не хотим утратить свой национальный характер, свою национальную самобытность и своЄ национальное достоинство, мы не должны позволить временным обсто€тельствам заставл€ть нас отказыватьс€ от национальных напитков, необходимых нам дл€ нормальной жизни в своей стране. ћы не должны позвол€ть снижать их качество. ћы должны оберегать и отстаивать их как часть нашей государственной исторической и национальной сущности. ћы уже многое потер€ли в эти годы перестроечно-реформаторской —муты. ћногие потер€ли родину, многие Ц дом, покой, близких, уверенность в жизни. » почти все потер€ли достигнутый экономический уровень. Ѕольше тер€ть, кажетс€, уже нечего. Ѕольше тер€ть просто уже ничего нельз€. » если мы, склонившись под давлением навалившихс€ передр€г, махнем теперь на всЄ рукой и легко откажемс€ ещЄ и от того, что составл€ет часть нашей национальной особенности и сущности, то нам, поверьте, придет конец.

 


 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 674 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2097 - | 1907 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.