Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


я-концепци€ как средство обеспечени€ внутренней согласованности




 

–€д исследований по теории личности основываетс€ на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижени€ максимальной внутренней согласованности. ѕредставлени€, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлени€ми, чувствами или иде€ми индивида, привод€т к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. ¬след за

‘естингером (1957) психологи называют такое состо€ние когнитивным диссонансом. »спытыва€ потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действи€, которые способствовали бы

восстановлению утраченного равновеси€.

ќдним из первых, кто св€зал эту точку зрени€ с я-концепцией, был Ћеки (1945). ѕо его мнению, индивид €вл€етс€ целостной системой, перед которой стоит

задача достижени€ гармонии с окружающей средой. –еша€ эту задачу, индивид может либо отказатьс€ видеть вещи такими, какие они есть, и верить люд€м, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремитьс€ изменить каким-то образом себ€ или окружающих.

—ущественным фактором внутренней согласованности €вл€етс€ то, что индивид думает о самом себе. ѕоэтому в своих действи€х он так или иначе руководствуетс€ самовоспри€тием.

ѕриведу случай из собственной практики. ћне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как вы€снилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. ƒевочка объ€сн€ла это тем, что она Ђне обладает большим умомї. я пыталс€ возразить, выдвига€ в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. ѕри следующей встрече, происходившей через несколько мес€цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровн€ ниже среднего. Ќекоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объ€сн€ли этот феномен низкой валидностью теста. я же был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновеси€. ¬ысокий показатель интеллекта никак не согласовывалс€ с ее убежденностью в собственной глупости.  огда ей сообщили, что, суд€ по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учитьс€, ее личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. „тобы восстановить утраченное равновесие и избавитьс€ от ощущени€ дискомфорта, она пошла по пути снижени€ показател€ интеллекта. «десь, как мне кажетс€, заслуживает внимани€ то обсто€тельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейс€ у нее возможностью Ч не изменила своего представлени€ о себе.

≈сли новый опыт, полученный индивидом, согласуетс€ с существующими представлени€ми о себе, он легко ассимилируетс€, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена я-концепци€. ≈сли же новый опыт не вписываетс€ в существующие представлени€, противоречит уже имеющейс€ я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуска€ чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. ¬ том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихс€ представлений индивида о себе не принципиально, он может внедр€тьс€ в структуру я-концепции, насколько это позвол€ют адаптационные возможности составл€ющих ее самоустановок.

ѕротиворечивый опыт, внос€щий рассогласование в структуру личности, может усваиватьс€ также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализаци€. Ёти механизмы позвол€ют удерживать я-концепцию в уравновешенном состо€нии, даже если реальные факты став€т ее под угрозу. ¬ качестве примера приведем такую ситуацию. ѕри€тели подбили дес€тилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. „тобы его представлени€ о себе как о Ђхорошем мальчикеї не пошатнулись, он находит способ защитить их, убежда€ себ€ в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически вз€л не он, а его товарищ, что другие мальчики вт€нули его в это дело и что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Ёто стремление защитить я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий €вл€етс€ одним из основополагающих мотивов вс€кого нормального ѕоведени€. ѕри этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид дл€ объ€снени€ своего поведени€, другим люд€м могут казатьс€ весьма сомнительными, а само поведение Ч абсурдным. ќднако необходимо помнить, что по-насто€щему пон€ть мотивы поведени€ другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себ€ на его место.

«начимость любого из аспектов нашего отношени€ к собственной личности определ€етс€ окружающей средой. и поэтому может измен€тьс€. Ќапример, я-концепци€ Ђмладшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими брать€миї реалистична только в семейной ситуации. ¬ школе или в общении со сверстниками она неприменима. Ётот эффект Ђконтекстуальной обусловленностиї многих самоустановок позвол€ет объ€снить парадокс личностной рассогласованности.  ак уже отмечалось, личность стремитс€ к достижению внутреннего единства. —осуществование конфликтных самоустановок объ€сн€етс€ тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых про€влений я-концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида €вного конфликта. “ак, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказатьс€ м€гким и сентиментальным отцом семейства. Ёта перемена происходит в нЄм за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные я-концепции не конфликтуют между собой, не привод€т к по€влению диссонанса. ƒиссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации Ч домашн€€ и школьна€ Ч как-то належатс€ одна на другую, например если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник в должен будет в одно и то же врем€ выступать в роли учител€ и отца собственных детей. “аким образом, с одной стороны, личностна€ рассогласованность, возникающа€ вследствие прин€ти€ нами различных социальных ролей € действи€ в различных обсто€тельствах, сопровождает нас на прот€жении всей жизни, а с другой, мы стремимс€. преодолеть эту рассогласованность, избавитьс€ от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. ƒифференциаци€ я-концепции в реальном жизненном про€влении человека играет положительную роль, поскольку негативна€ самоустановка, сформировавша€с€ в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью Ђрезонироватьї в других сферах.

—уть развитой ‘естингером теории когнитивного диссонанса заключаетс€ в том, что индивид не может примиритьс€ с несогласованными образами я и вынужден

искать способ устранить возникающее противоречие, прибега€, например, к рационализации. ќднако внутренние противоречи€ я-концепции достаточно часто станов€тс€ источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

 огда ƒжемс (1890) определил самооценку с помощью оригинальной формулы

успех

самооценка == Ч-ЧЧЧЧ,

прит€зани€

он, фактически, указал на два пути повышени€ самооценки. ¬ самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличива€ числитель этой дроби, либо уменьша€ ее знаменатель, поскольку дл€ самооценки важно лишь соотношение этих показателей.  ак мудро заметил ƒжемс, Ђнаше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершитьї. ÷елый р€д социальных ролей или атрибутов не €вл€етс€ дл€ нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен дл€ нашей самооценки.  аждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. ¬ыбор, предоставл€емый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. ќднако, выбира€ ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальвые факты. “от, кто получает плохие оценки, не может считать себ€ хорошим учащимс€, карлик не может считать себ€ великаном, слабый Ч сильным и т. д.  роме того, критерии самооценки нередко избираютс€ до того, как по€вл€етс€ возможность испытать их по-насто€щему. „асто лишь по прошествии времени

вы€сн€етс€, что у человека нет качеств, необходимых дл€ успешного осуществлени€ его устремлений.

Ќаконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать прин€ти€ многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определ€емых самими услови€ми его жизни в обществе. ќн становитс€ объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкиваетс€ в ходе социальных взаимодействий. ≈сли он

стремитс€ получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общеприн€тым стандартам.  онечно,самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных ценностей, от прин€того в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами Ђнормальногої общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. ќриентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизаци€ дл€ лучшего психологического приспособлени€ часто оказываетс€ делом нелегким; в то же врем€ диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществл€етс€ самим индивидом.

¬ детстве возможности выбора круга общени€ и соответственно критериев самоценности предельно сужены. –ебенок общаетс€ в основном с родител€ми, которые и €вл€ютс€ дл€ него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. ≈сли они люб€т ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу дл€ позитивной самооценки. ≈сли же со стороны родителей он видит лишь непри€тие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, св€занных

с негативной самооценкой.

¬ работе ’овлэнда, Ћамсдейна и Ўеффилда (1949), а также в работе Ўерифа и Ўерифа (1956) убедительно показано, что легче всего формируютс€ или измен€ютс€ те установки, которые €вл€ютс€ наименее структурированными.  роме того, как показали Ўериф и  энтрил (1947), однажды сложивша€с€ установка имеет свойство Ђсамоподдержани€ї. ѕоскольку в детстве я-концепци€

€вл€етс€ как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. ћонополи€ родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждатьс€, приводит к тому, что их установки станов€тс€ решающим фактором формировани€ основ его я-концепции.

»менно в детстве, когда межличностное общение €вл€етс€ особенно важным дл€ формировани€ самоустановок, и возникает целый р€д ограничений в выборе критериев собственной значимости. ќриентиры дл€ самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себ€ в течение всей жизни человека; отказатьс€ от них чрезвычайно трудно. Ёто обсто€тельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих прит€заний. Ётим же, в частности, объ€сн€етс€ и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг Ђвидеть во всем только светлые стороныї, отличаютс€ негативными самоустановками.

 

—труктура я-концепции

 ак мы имели возможность убедитьс€, во многих психологических теори€х я-концепци€ €вл€етс€ одним из центральных пон€тий. ¬месте с тем до сих пор не существует ни ее универсального определени€, ни единства в терминологии. “ермины, которые одни авторы употребл€ют дл€ обозначени€ я-концепции в целом, другие используют дл€ обозначени€ ее отдельных аспектов. „тобы пнести €сность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, котора€, с одной стороны, должна отразить структуру я-концепции, а с другой Ч упор€дочить терминологию, нстречающуюс€ на страницах психологической литературы, посв€щенной я-концепции (рис. 2).

Ћучше всего представить я-концепцию в виде иерархической структуры. Ќа ее вершине располагаетс€ глобальна€ я-концепци€, включающа€ всевозможные грани индивидуального самосознани€. Ёто Ч Ђпоток сознани€ї, о котором писал ƒжемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. ƒжемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента Ч я-сознающее и я-как-объект. ќднако не следует забывать об условности такого различени€, которое, в сущности, €вл€етс€ лишь удобной семантической моделью. ¬ реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. я-как-объект существует лишь в процессах сознавани€ и €вл€етс€ содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себ€. –аздел€ть результат и процесс рефлексивного мышлени€ мы можем только в пон€тийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. “очно так же образ я и самооценка поддаютс€ лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосв€заны. ќбраз и оценка своего я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себ€. ќднако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

 

 

–ис. 2. —труктура я-концещии

 

—уществует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. –еальное я Ч установки, св€занные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлени€ми о том, каков он на самом деле.

2. «еркальное (социальное) я Ч установки, св€занные с представлени€ми индивида о том, как его вид€т другие.

3. »деальное я Ч установки, св€занные с представлени€ми индивида о том, каким он хотел бы стать.

Ѕольшинство авторов при изучении я-концепции учитывают эти модальные различи€. Ќередко подчеркиваетс€, что суждени€, действи€, жесты других людей, относ€щиес€ к индивиду, выступают дл€ него в качестве основного источника данных о самом себе.  ак мы увидим в дальнейшем, рассматрива€ генезис я-концепции у индивида, реальное я и социальное я должны быть согласованы по содержанию. — другой стороны, между содержанием реального я и содержанием идеального я могут наблюдатьс€ существенные расхождени€, которые поддаютс€ объективному измерению.

»деальное я складываетс€ из целого р€да представлений, отражающих сокровенные ча€ни€ и устремлени€ индивида. Ёти представлени€ бывают оторваны от реальности.  ак показала ’орни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. ѕомочь человеку отказатьс€ от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным я, чрезмерно оторванным от реальности, €вл€етс€, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапи€. ќлпорт (1961) считает, что идеальное я отражает цели, которые индивид св€зывает со своим будущим,  омбс и —оупер (1957) рассматривают идеальное я как образ человека, которым индивид хочет или надеетс€ стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрени€, дл€ достижени€ адекватности, а иногда и совершенства. ћногие авторы св€зывают идеальное я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведени€, которые станов€тс€ личными идеалами благодар€ механизмам социального подкреплени€. “акого рода идеалы свойственны вс€кому индивиду.

ѕри рассмотрении пон€ти€ я-концепции и различных его приложений мы сталкиваемс€ с целым р€дом проблем. ¬ этой книге термин Ђя-концепци€ї употребл€етс€ как собирательный дл€ обозначени€ всей совокупности представлений индивида о себе; с его помощью охватываютс€ психологические €влени€, св€занные как с образом я, так и с самооценкой. “ермин Ђидентичностьї мы будем рассматривать, как в основе своей синонимичный я-концепции, но употребление его ограничим теми разделами психологической теории, где он €вл€етс€ общеприн€тым, то есть при рассмотрении вопросов половой принадлежности и при изложении взгл€дов Ёриксона.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1596 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2033 - | 1884 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.